Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нормативно-правовая база разработки рабочей программы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №130 Октябрьского района городского округа

Город Уфа

РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО   На заседании педагогического совета МАОУ СОШ №130   протокол от « » 2015г. №   УТВЕРЖДЕНО   Приказом от «____» _________2015г.№___ директор МАОУ СОШ № 130 ___________Шапошникова З.Р.

ПОЛОЖЕНИЕ

О рабочей программе учебного предмета Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа №130 Октябрьского района городского округа

Город Уфа Республики Башкортостан

 

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки №373 ОТ 06.10.2009г.), ФГОС ООО (Приказ МО и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897), Федеральным законом от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации», Законом Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» , Уставом МАОУ СОШ № 130 (далее – школа) и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ.

1.2. Рабочая программа учебного предмета(далее – рабочая программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какого-либо учебного предмета, основывающийся на примерной или авторской программе по учебному предмету.

1.4.Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному предмету.Задачи программы:

• дать представление о практической реализации компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета;

• конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса и контингента обучающихся.

1.5.Функции рабочей программы:

• нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

• целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

• определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

• процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

• оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся .

Классификация рабочих программ

· Рабочие программы, разработанныена основе Примерных (типовых) программ:

Ä Адаптированная программа:изменения носят структурный характер (перекомпоновка тем, часов), не затрагивающий содержания образования; изменения в содержании затрагивают не более 30%.

Ä Авторская рабочая программа:оригинальная программа, полностью разработанная автором/коллективом авторов, отличающаяся новизной и актуальностью, не противоречащая по содержанию государственным целям в области образования и действующему законодательству РФ.

Нормативно-правовая база разработки рабочей программы

Рабочая программа разрабатывается с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

· Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан»

· ФГОС НОО, ООО (базовый/профильный уровни);

· Примерная программа по предмету (базовый/профильный уровни);

· Методические письма о преподавании предмета;

· Требования к оснащению учебного процесса (по конкретному предмету);

· Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе;

3.Технология разработки рабочей программы

3.1 Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету на учебный год или ступень обучения.

3.2 Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины.

 

 

4. Утверждение рабочей программы

4.1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года приказом директора школы.

4.2. Утверждение рабочей программы предполагает следующие процедуры:

Ø Адаптированные программы рассматриваются на заседании ШМО, согласовываются с заместителем директора по УВР, утверждаются директором школы. На титульном листе рекомендуются грифы: «Рассмотрено на заседании ШМО. Протокол № …от….20…года», «Согласовано. Замдиректора по УВР», «Утверждаю. Директор школы…» (приложение № 1).

Ø Авторские программы утверждаются с учетом внешних согласований. Экспертиза указанных программ проводится по выбору составителя (автора) в учреждениях высшего профессионального педагогического образования, имеющих лицензированное право экспертизы образовательных программ соответствующего уровня и направленности. Титульный лист в данном случае имеет два грифа «Согласовано. Руководитель экспертного учреждения. Дата и личная подпись», «Утверждаю. Директор школы…». Авторские программы необходимо сопровождать развернутым экспертным заключением на официальном бланке экспертного учреждения и подписью двух экспертов (приложение № 2).

4.3. При несоответствии рабочей программы установленным данным Положением требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

4.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, направление деятельности и пр.

5. Структура рабочей программы

5.1.Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

- титульный лист;

- содержание;

- пояснительная записка;

- общая характеристика учебного предмета;

- место учебного предмета в учебном плане;

- ценностные ориентиры содержания учебного предмета;

- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета;

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

- календарно-тематическое планирование;

- контрольно- измерительные и методические материалы.

5.1.Рабочая программа, разработанная учителем, должна отражать особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе. То есть педагог при планировании должен определить наиболее эффективное для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС НОО.

5.2. При разработке рабочей программы необходимо учитывать концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры, образовательные потребности семьи, ребенка (ориентироваться на основную образовательную программу), особенности учащихся класса (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации), уровень профессиональной компетентности педагога, его возможности, состояние материально-технического обеспечения образовательного учреждения, в том числе и учебно-методического.

5.3. При составлении рабочей программы учителю необходимо учесть, что принципиальным отличием здесь является опора на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование специальной структурной единицы – характеристика деятельности учащихся.

5.4. Рабочая программа по предмету должна коррелироваться с программой по формированию и развитию универсальных учебных действий.

5.6. При разработке рабочей программы учебного курса учитель реализует последовательность следующих действий:

- прогнозирование, предвидение хода и результатов работы;

- разработку программы необходимых мер, последовательности действий;

- выбор наиболее оптимальных методов и приемов для их осуществления;

- точный расчет деятельности во времени и установление сроков начала и окончания ее этапов;

- определение форм и методов учета и контроля результатов деятельности.

5.7.В «Пояснительной записке» необходимо указать:

- на основе какой программы (примерной, авторской) разработана рабочая программа;

- цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;

- планируемые результаты обучения (освоение предметных знаний (базовые понятия);универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты);

- особенности обучения в конкретном классе; проблемы, существующие в организации работы в данном классе;

- используемая образовательная система (в соответствии с Образовательной программой учреждения);

- информация о внесенных изменениях в примерную (авторскую) программу и их обоснование (обычно, если количество внесенных изменений больше 20%, то требуется согласование с какой-либо компетентной в этом вопросе организацией);

- количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.

«Пояснительная записка» также может содержать:

- УМК учителя (характеристика методического пособия, учебников, рабочих тетрадей, др.);

- характеристика учебно-дидактического комплекса (учебник и учебные пособия);

- формы организации образовательного процесса;

- технологии обучения;

- количество практических и лабораторных работ, демонстрационных опытов за год;

- виды и формы контроля;количество контрольных работ за год.

- механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

 

6. Оформление рабочей программы

6.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

6.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы приложения. На титульном листе (приложения № 1,2) указывается:

ü полное наименование школы в соответствии с Уставом,

ü название рабочей программы (предмет),

ü адресность (класс),

ü срок реализации,

ü гриф рассмотрения на заседании ШМО,

ü гриф согласования программы с заместителем директора по УВР,

ü гриф утверждения программы директором школы,

ü сведения о составителе или авторе (составителях или авторах) программы с указанием должностей и квалификационных категорий,

ü сведения о рецензентах (если требуется),

ü прочие данные (например, результаты экспертизы ГАОУ ДПО ИРО РБ (МБОУ ДО НИМЦ), гриф согласования с ГАОУ ДПО ИРО РБ, МБОУ ДО НИМЦ).

6.3. В тексте пояснительной записки следует указать:

· соответствии рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования;

· на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа;

· внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;

· цели изучения предмета на конкретной ступени образования (извлечения из стандарта)

· используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой школы);

· количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, количество часов в неделю;

· формы контроля и возможные варианты его проведения;

· обоснование форм и методов преподавания.

6.4.При использовании в работе авторской программы без изменения ее содержания, в пояснительной записке указывается на основе, какой программы осуществляется деятельность, а календарно-тематическое поурочное планирование может быть приложено в виде ксерокопии с уточнением даты проведения уроков.

6.5 .В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Может использоваться формулировка требований с учетом формирования ключевых компетенций.

6.6.Учебно-тематический план должен содержать наименование тем разделов, общее количество часов. Отдельно выделяются лабораторные, практические, контрольные работы, экскурсии, контрольные сочинения, контрольные изложения, диктанты, контрольные тестирования, учебные проекты и т.п. в зависимости от специфики курса.

Оформляется в виде таблицы, количество столбцов в которой зависит от особенностей учебного материала.

Например,

№ п/п Тема раздела Количество часов В том числе
Лабораторные, практические работы Контрольные работы
1.        
2.        
       
Итого      

 

6.7. Календарно-тематическое планирование выполняется в виде плана-сетки с указанием темы урока, даты проведения, количества часов, содержания по стандарту, требований к уровню подготовки обучающихся, форм контроля и оборудования, домашнего задания. Может быть дополнено типами и формами уроков, информационным сопровождением.

 

№ урока Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика деятельности обучающихся или виды учебной деятельности Вид контроля Планируемые результаты освоения материала Дата (учебные недели)
 
               

 

6.8.В течение учебного года возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученнности классов, темпов прохождения программы, других ситуаций, при условии прохождения тем, в соответствии с Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования.

6.9.Содержание плана учебного курса должно соответствовать содержанию программы, по которой ведётся обучение.

6.10.Отличие от содержания программы допускается не более чем на 10% (изменения необходимо указать в плане и обосновать).

 

I. Используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса

1.1. В разделе «Используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса» может содержаться следующая информация:

- перечень методической литературы;

- дидактический материал (контрольно-измерительный материал по предмету, перечень тем проектов, исследований и т.п.);

- перечень наглядного оборудования; - перечень ресурсов медиатеки педагога (цифровые образовательные ресурсы, список сайтов и т.п.);

- перечень технических средств обучения, лабораторного оборудования.

 

 


Приложение № 1

Рабочая программа по предмету: «_____________________________» _____ класс 201_-201_ учебный год  
Составитель: ________________, учитель__________ _______________ МАОУ СОШ №130, высшая (первая) квалификационная категория  
Образец оформления титульного листа

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.