Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

подготовки выступления классного руководителя

Основные этапы

на родительском собрании:

Этап 1. Самопрезентация классного руководителя .

1. Классному руководителю необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. Необходимо перед разговором привлечь к себе внимание собравшихся, это можно сделать нестандартно, так, чтобы не напоминало урок. Например, решительно встаньте, переставьте с цветами на край стола и начинайте...

3. Встречу не начинайте с извинений, даже если начало встречи затянулось, возникли какие-то недоразумения. Например, можно сказать, что встреча началась с небольшим изменением регламента проведения. Возникает вопрос: «Почему нельзя извиняться?» Да потому, что извинения немедленно уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

4. Как правильно выбрать место в классном помещении во время своей речи? Если помещение небольшое, слушателей немного, то лучше сидеть в общем кругу собравшихся или сбоку от учительского стола. Желательно сидеть не за коварным местом — учительским столом, так как он молниеносно оживляет в самом педагoгe и его слушателях (а все они — бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы. Если помещение большое, придется стоять рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Наиболее удачное место — это пространство у доски, которое позволяет управлять вниманием слушателей. Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам (или рядам стульев). При подведении итогов, давая слушателя время подумать и осмыслить, отойдите к доске.

5. Необходимо воспользоваться навыками риторики: повторение последних слов, модулирование акцентов при помощи голоса и не забывайте о паузах: они должны быть. Помните, что вы имеете дело не с гиперактивными воспитанниками (которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение), а со взрослыми людьми (умеющими думать, а, как известно, думается лучше всего в паузах). Соотносите голос с размерами сообщения.

6. Наблюдайте за невербальной информацией, которую вы вольно и невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции — от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам.

7. Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

8. Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...». Отведите в ходе встречи время на обсуждение. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

9. Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми и т. п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

 

Этап 2. Изложение информации

1. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

2. Приведем цитату, исчерпывающим образом характеризующую наиболее эффективный подход к информированию: «Расскажите им (то есть слушателям) о том, о чем вы собираетесь рассказать. Рассказывайте им об этом. Расскажите им, о чем вы им рассказали». Прочитайте эту фразу несколько раз, вникните в нее и следуйте ей на практике, что существенно повысит эффективность вашей деятельности.

3. Не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе, наконец, вас слушают, для того чтобы выплеснуть все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. В ходе разговора не позволяйте себе отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко придерживайтесь темы. Если есть необходимость несколько отдалиться или вас пытаются отдалить от выбранной темы, то возможно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть, что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.

4. Родители должны убедиться, что такие встречи необходимы, имеют смысл: они проходят в соответствии с регламентом, оканчиваются определенным результатом. А для этого необходимо информацию подавать дозированно, последовательно и четко.

 

Этап 3. Обсуждение и принятие решения

1. Организация обсуждения проблемы в родительской группе требует от классного руководителя иных навыков, которые внутренне приняты психологами, но с трудом приживаются в педагогической среде. Но за ними — будущее и, кстати, не только и отношениях педагога с родителями, но и с самими учащимися. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

2. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников (благополучных и детей группы риска) ушли с собрания с верой в своего ребенка.

3. После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к ее обсуждению и принятию определенных решений.

 

Этап 4. Подведение итогов

1.Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу, подвести итоги.

2. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей школы.

3. Рефлексивная мишень (лист с кругами, похожий на настоящую мишень): центральный круг — оценка содержания собрания, средний круг — оценка сотрудничества с другими родителями и с детьми, внешний круг — оценка собственной деятельности участника собрания. Если человек очень доволен — ставит отметку «!!!», если удовлетворен — «+», если считает, что можно было бы и получше, то «?!». Каждый отстреливается после собрания — получается обратная связь для классного руководителя.

4. Всегда рассказывайте родителям о результатах проведенных анкет, тестов, исследований. Иначе они просто перестанут участвовать в подобных опросах, а затем и на собрания перестанут ходить.

5. Одна из сложностей заключается в том, что родительское собрание чаще всего пытаются сделать универсальным и решить в ходе него широкий круг задач. Это делает собрание формальным и лишает их целенаправленности и эффективности.

Родительское собрание в классе является тем стержнем, вокруг которого выстраивается система работы с родителями. Составив план проведения родительских собраний, определив тип и тематику, становится проще спланировать мероприятия по подготовке этих собраний и последействию по итогам собраний. Качество проведения родительского собрания определяет качество взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся класса.

 

Классный руководитель в петербургской школе /Е.Н. Барышников, С.В. Барышникова, Е.Н. Шавринова: учебно-методическое пособие; под ред. Е.Н. Барышникова. – СПб.: СПбАППО, 200

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.