Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВИЛЛЫ БАРБЕРИНИ, БОЛОНЬЕТИ И КОРСИКИ



РИМСКИЕ ВИЛЛЫ ЭПОХИ БАРОККО

Риме переход от эпохи Ренессанса к эпохе барокко произошел незаметно, и потому нельзя провести строгой грани между виллами Ренессанса и барокко, хотя, по-видимому, переломом можно считать восьмидесятые годы XVI в., т. е. то время, когда сошли со сцены зодчие-теоретики (Ви-ньола, Лигорио, Амманати, Монторсоли и Палладио). Работы Райнальди, Дж. делла Порта и других мастеров следующего поколения носят характер барокко и тем не менее хранят еще спокойствие и ясность Ренессанса.

Работы римских архитекторов в XVII и даже XVIII вв., за редкими исключениями (например, колокольня Андреа делле Фрате и другие постройки Борромини), в высшей степени ясны по композиции, а в плане их и даже в декорации нет той пышности и нагромождения, какие бывают в южногерманских дворцах и соборах. Так и виллы XVII и даже XVIII в. ничем, по существу, не отличаются от вилл XVI в. Впрочем, к первоначальному принципу расположения боскетов квадратами, как главных украшений по главной оси сада, прибавляется радиальное расположение аллей.

Строго говоря, и виллы Боргезе, Людовизи, и Квиринал следовало бы отнести к барокко, так как их равномерное деление на боскеты и утомительная монотонность последних характерны скорее для барокко, чем для Ренессанса. В те времена протяженность и довольно строгое однообразие были характерным признаком дворцовых сооружений. И чем ближе к XVIII в., тем ярче это выражено (дворцы Версаля, Шлосхайма, Царского Села и т. д.). Таким образом, сады Квиринала можно бы считать самым характерным садом XVII—XVIII вв., наряду со Шлосхаймом и той частью Царского Села, которая охвачена Крестовым каналом.

Кроме вилл Маттеи и Людовизи, радиальное расположение аллей выражено в вилле Негрони. Там от главного входа радиусами расходились три аллеи, из коих средняя упиралась в казино виллы, как видно на гравюре Кюзеля (см. стр. 104). В треугольных боскетах между аллеями находились большие фонтаны. Эта вилла была начата кардиналом Монтальтом ок. 1570 г. между холмами Квиринальским, Эсквилинским и Виминальским, но постройку пришлось приостановить, так как Папа Григорий XVIII неодобрительно смотрел на роскошные затеи кардинала. Однако архитектор Доменико Фонтана закончил ее на свои средства. Впоследствии она перешла к семейству Савелли и в 1700 г. к кардиналу Негрони, а в конце XVIII в. была совсем запущена, и теперь от нее ничего не осталось.

ВИЛЛА САККЕТИ

От прелестной виллы Саккети, расположенной на склоне холма Марио и построенной Пьетро да Кортона для кардинала Ю. Саккети, и в конце XVIII в. оставалось мало, а теперь не осталось и следа. Между тем сама по себе постройка была весьма замечательна, так как в ней уже совсем исчезли все следы прежних полукрепостных планов. Центральная ниша ее была рассчитана как раз на наибольший декоративный эффект. На террасах, спускавшихся перед ней, были расположены фонтаны, и этот тип расположения их не раз повторялся впоследствии. Единственным воспоминанием об этом исчезнувшем перле искусства остаются полуфантастичные чертежи Персье и Фонтена и рисунок Ю. Робера (из коллекции С. П. Яремича).

Сопоставление этих рисунков заставляет несколько усомниться в точности того и другого, тем более что и Робер, и Персье, и Фонтен видели лишь развалины виллы. Однако несомненно, что при создании ее архитектор все внимание устремил на то, чтобы создать возможный декоративный эффект. Для этого самой существенной частью фасада была сделана колоссальная ниша (этот мотив ведет начало от «Nicchione» Браманте и применен в вилле Фальконьери (Фраскати)), а главным украшением сада являлась лестница с гротами и фонтанами. Это опять-таки мотив Браманте, но насколько он усилен и как богато разработан! Высокая стена, поддерживавшая террасу, напоминала такую же деталь виллы Мадама, но утомительное однообразие рафаэлевского (или сангалловского) мотива Кортона нарушил чудесно изогнутой лестницей.

ВИЛЛА ПАМФИЛИ

Вилла Памфили за воротами С.-Панкрацио на древнеримской Аврелиевой дороге занимает место садов Гальбы и была построена А. Альгарди для Памфили в 1644 г. Стройное двухэтажное казино виллы расположено на вершине холма, откуда открывается знаменитый вид на купол Св. Петра.

С другой стороны казино, этажом ниже, расположен очень широкий, но неглубокий партер с цветниками и вазами. На гравюре Переля видно как само казино, так и боковые, не существующие уже галереи и вольеры; перед ними на террасе расположены цветники партера, а ниже боскеты с цветочными узорами.

Любопытно, что в конце XVIII в. палисады, окружавшие эти боскеты, достигли нескольких сажен высоты, как это можно видеть на прекрасной картине Ж Берне (Кушелевская галерея). На ней изображен вид вдоль левой аллеи гравюры Переля. На картине протянута невысокая стена с фонтанами, а посредине ее находится театр с нишами и скульптурами. Вид из-за балюстрады сверху театра на казино изображен на стр. 112. По нему можно судить, как разрослись теперь боскеты. Таким образом, в главной части сада имеются две перспективы: на дворец и на театр. Благодаря разрастанию боскетов, единство плана кажется утраченным.

Существует предание, что партер виллы был придуман Ленотром, но последний был в Риме в 1678 г. Кроме того, отсутствие широкой средней перспективы, независимость всех аллей и вырезанные утлы боскетов с несомненностью указывают, что автор сада — итальянец.

Верхняя терраса (у самого дворца) неглубока, но чрезвычайно широка, так что взор не сразу ее охватывает, и только ряд ваз на балюстраде указывает ее размеры.

Театр и низкие стены, по обе стороны его, совершенно замыкали сад и прежде придавали ему замкнутый характер, напоминающий виллу Пиа ватиканских садов.


Остается еще отметить устройство лестницы, ведущей с верхней террасы в партер. Очевидна родственность ее с мотивами виллы Саккети и отчасти виллы Фальконьери во Фраскати.

Признаком новых влияний явилось устройство в XVIII в. туфовых каскадов, расположенных параллельно главной перспективе и впадавших в небольшое озеро.

При всей красоте деталей и прелести расположения в обширном пейзажном парке, эта вилла не производит такого поэтичного впечатления, как остальные виллы Рима. В ней чувствуется изобилие сил и средств по сравнению с замыслом. Однако некоторые детали, например стройность фасада казино, расстановка статуи на балюстраде амфитеатра, центральный фонтан Амура, скамейки у начала каскадов и лестницы сбоку партера, принадлежат к числу замечательных деталей садовой архитектуры.

ВИЛЛЫ БАРБЕРИНИ, БОЛОНЬЕТИ И КОРСИКИ

Как ни странно, но даже самая поздняя из вилл Рима — Альбани,— которую многие считают созданной под французским влиянием, по простоте плана напоминает сады Виньолы. Предшественницами ее были уже исчезнувшие виллы Бар-берини и Болоньети. Первая была очень похожа на Фарнезиану. Как и там, сады возвышались четырьмя террасами по склону холма и заканчивались наверху великолепным театром с нишами, фотами, фонтанами и т. п. От нее сохранились лишь жалкие остатки недалеко от колоннады Св. Петра да два полуфантастических наброска: Фрагонара (коллекция Дусэ) и Робера (коллекция Яремича). По преданию, она была построена Л. Аригуччи и Д. Кастелли в 1626 г. для Барберини, племянника Папы Урбана VIII.

вилла Болоньети, недалеко от Порта Пиа, была построена Н. Сальви в 174З г.

для М. Болоньети. Сады ее, чрезвычайно простые по плану, в XIX в. были расширены и переустроены в пейзажном стиле. Интересен большой четырехугольный двор между зданием и Виа Пиа.

Вилла Корсини была, по-видимому, устроена вместе с дворцом (теперь в ней находится Академия Линчей) Фердинандо Фугой ок. 1730 г. В настоящее время часть сада превращена в ботанический, а часть — передана во владение города и соединена с общественным парком (Passeggiata Margherita).

От былой роскоши остался только каскад на главной перспективе. Он невелик по сравнению с каскадами Фраскати, но очаровательно устроен. Вода бьет тонкой струей из верхней круглой чаши и ниспадает в пять полукруглых бассейнов, возвышающихся один над другим. По краям поднимаются каменные лестницы.

Часть статуй, украшавших балюстрады, исчезла, окружающие участки парка приобрели пейзажный характер, и только каскад сохраняет прежнее очарование. Он находится на главной оси сада и в то же время на главной оси дворца, прохо-дящей через один из великолепнейших дворцовых вестибюлей.

Отметим еще среди римских вилл сад Киджи за воротами Салариа. Он носит еще совсем архаичный вид, напоминающий отчасти сады Флоренции (плоский партер с круглым фонтаном), а отчасти римские аллеи (как аллея нижнего сада Мондрагоны или аллеи виллы Негрони).

ВИЛЛА АЛЬБАНИ

Вилла Альбани расположена за воротами Салариа и занимает обширный учас-ток, прорезанный аллеями, пересекающимися под прямым углом. Наиболее интересная часть ее расположена около казино, построенного в 1760 г. Маркионе для А. Альбани. Сады же и все мелкие сооружения построены А. Нолли.

Казино довольно растянуто, а возвышенный центр его украшен великолепной лоджией (см. стр. 108). К краям фасада, прилегают два храма. Портик одного поддерживается ионическими колоннами, а другого — кариатидами. Перед портиком находится великолепная терраса, украшенная гермами и лестницей, ведущей в большой партер. Посредине партера расположен фонтан, поддерживаемый четырьмя атлантами. По другую сторону партера находится небольшой павильон-кафе с круглой стеной-галереей, имеющей такое же значение для сада, как декоративные театры в других виллах. С одной стороны последнего находится небольшой домик для бильярда, а с другой — возвышенная площадка с великолепными цветниками и фонтанами.

Все постройки, цветники и партеры украшены бесчисленным количеством античных мраморов, образующих вместе с тем выдающийся музей. Зелень, окаймляющая боскеты, красиво подстрижена в виде гладкой стены, и на ее темном фоне красиво выделяются белые мраморы (см. стр. 114). Благодаря тому что вилла содержится в порядке, впечатление от нее блестящее, и как-то странно в ней сочетаются заветы старых садовых архитекторов и новое влияние Винкельмана, устраивавшего и подбиравшего античные мраморы виллы. Остальная часть парка покрыта прямоугольными боскетами, и в них великолепно разрослись пинии и кипарисы.

Для садового архитектора эта вилла, производившая когда-то колоссальное впечатление на архитекторов и художников, интересна главным образом тем, что в ней соединены все мотивы, примененные в предыдущих. Нет только каскадов, потому что эта вилла такая же плоская, как сады Квиринала или Памфили.

Казино виллы является дальнейшим развитием мотива виллы Мадама или виллы Памфили. Та же центральная повышенная часть и низкие крылья. Терраса перед дворцами так же неглубока, как и в вилле Памфили, и так же углублена средняя часть партера.

Наконец, кофейный домик, с его полукруглой стеной, кажется развитием прежнего мотива театров и приспособлением его для практической цели. Храмики по краям партера и фонтаны между боскетами аналогичны таким же украшениям других вилл, только в вилле Альбани их, пожалуй, слишком много.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.