2. Характер Арбенина, его взаимоотношения с обществом и с женой.
3. Что хотел сказать М. Ю. Лермонтов, развивая основную сюжетную линию?
4. Кульминация драмы.
5. Творчество М. Ю. Лермонтова как зеркало темных сторон человеческой натуры.
Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад» занимает особое место как в творчестве поэта, так и во всей русской драматургии. Эта социально-психологическая романтическая драма, основной сюжетной линией которой является конфликт лирического героя с обществом, условностями окружающей обстановки, а также с самим собой.
Евгений Александрович Арбенин — главный герой произведения. Он игрок — как по своей натуре, так и по способу обогащения. Сам герой характеризует свою жизнь, большая часть которой прошла за карточными играми, следующим образом:
Я здесь давно знаком; и часто здесь, бывало,
Смотрел с волнением немым, Как колесо вертелось счастья.
Один был вознесен, другой раздавлен им,
Я не завидовал, но и не знал участья: Видал я много юношей, надежд
И чувства полных, счастливых невежд
В науке жизни... пламенных душою,
Которых прежде цель была одна любовь...
Они погибли быстро предо мною...
Арбенин сожалеет о том, что его никто не смог уберечь от подобной жизни. Он не скрывает печали и горечи в разговоре с Звездичем:
...я был
Неопытен когда-то и моложе,
Как вы, заносчив, опрометчив тоже,
И если б... (останавливается) кто-нибудь меня остановил...
Для общества того времени это было падение. В начале драмы Арбенин уберегает Звездича от краха, помогая ему отыграться.
Однако, разбогатев с помощью карт, Арбенин решает перестать заниматься игрой, жениться и стать добропорядочным семьянином. Посватавшись, прежде всего «по размышленье зрелом», он сумел полюбить, и весьма сильно, свою юную жену. Здесь Лермонтов раскрывает одну из основных мыслей, которая обозначена во многих произведениях. Это преображение человеческой натуры из-за любви, которая облагораживает героя. Арбенин, не скрывая чувств, говорит о жене следующее:
Созданье слабое, но ангел красоты:
Твоя любовь, улыбка, взор, дыханье...
Я человек: пока они мои,
Без них нету меня ни счастья, ни души,
Ни чувства, ни существованья!
Именно на маскараде происходит завязка основной сюжетной линии. Случайно ли это? Для Лермонтова маскарад является не только символом борьбы с окружающей действительностью, но противостояния скрытого, проходящего под маской, чужой личиной. Именно здесь нивелируются разные социальные статусы («Под маской все чины равны...»), отметаются душевные особенности ( «У маски ни души, ни званья нет, есть тело»). Человек, надевший маску, становится более решительным и откровенным. Арбенин отмечает:
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.
Маскарад — это демонстрация откровенности, настоящих чувств и действительности, не ограниченных этикетом и моралью. Но, с другой стороны, маска скрывает личность человека, дает ему возможность действовать не от своего имени, а инкогнито.
Главный герой Арбенин появляется на маскараде вместе с Звездичем. Он явно чужой здесь. Лермонтов, чтобы подчеркнуть это, даже не надевает на героя маску. Но и Арбенин невольно втягивается в круговорот маскарада. Именно с этого вечера начинается разлад его с Ниной, появляется мучительное чувство ревности, которое впоследствии привело к несчастью. Именно здесь впервые появляется Неизвестный — загадочный персонаж, предрекающий Арбенину несчастье в праздничную зимнюю ночь. Звездич, напротив, попадает в любовную интригу. Незнакомка дарит ему браслет в знак своей глубокой душевной привязанности.
В дальнейшем перед читателем стремительно, сменяя одну сцену за другой, разворачивается вся интрига. Звездич, уверенный, что загадочная дама — это Нина, решает написать ей письмо, скандальное содержание которого узнает почти весь светский Петербург. Арбенин еще больше убеждается в своих подозрениях.
В случившемся Арбенин видит злую усмешку судьбы. Ему ли, игроку, быть добродетельным семьянином?
О! кто мне возвратит... вас, буйные надежды,
Вас, нестерпимые, но пламенные дни!
За вас отдам я счастие невежды,
Беспечность и покой - не для меня они!...
Мне ль быть супругом и отцом семейства,
Мне ль, мне ль, который испытал
Все сладости порока и злодейства
И перед их лицом ни разу не дрожал?
Он решает отомстить как Звездичу, так и любимой жене Нине. Напрасно по сути завязавшая всю интригу баронесса Штраль предостерегает Звездича: «...ужасен в любви и ненависти он». Князь уверен в своей безнаказанности и судит о сопернике, исходя из своих понятий о чести и светском кодексе:
Ваш страх напрасен!...
Арбенин в свете жил, - и слишком он умен,
Чтобы решиться на огласку!
И сделать, наконец, без цели и нужды,
В пустой комедии - кровавую развязку.
А рассердился он,- и в этом нет беды:
Возьмут Лепажа пистолеты,
Отмерят тридцать два шага
И, право, эти эполеты
Я заслужил не бегством от врага.
Все эти понятия света о чести и долге — тот же маскарад. Люди, подчиняясь различным условностям, делают вид, что ничего не произошло, надевают маску безучастности.. Но Арбенин не таков. Он игрок и не подчиняется правилам света. Полностью полагаясь на судьбу, главный герой ждет, когда она предоставит ему шанс отомстить. И вот случай сводит вместе Арбенина с князем Звездичем. Провоцируя Звездича, главный герой задает ему вопрос: «А все играть с тех пор еще боитесь?» На это князь парирует «Нет, с вами, право, не боюсь», в сторону добавляя:
По светским правилам, я мужу угождаю,
А за женою волочусь...
Лишь выиграть бы там - а здесь пусть проиграю!...
Эта сцена наиболее ярко демонстрирует всю «маскарадность» светской условности.
В итоге Арбенин уличает Звездича в шулерстве, дает ему пощечину. Однако от предложенной дуэли герой отказывается. Арбенин отказывает князю в реализации еще одного светского правила — защите достоинства и чести. В итоге Звездич лишается возможности быть отомщенным, восклицая:
Да в вас нет ничего святого,
Вы человек иль демон?
Арбенин отвечает ему: «Я? игрок!» Этот поступок срывает со всех маски, обнажая истинные человеческие черты. Маскарад закончен.
Для главного героя итог печален — попытка изменить свою судьбу, найти новый смысл жизни — рухнула. Он лишается не только любимой жены и своего статуса в обществе. Арбенин теряет самое ценное для человека — разум.
В драме Лермонтова «Маскарад» отражаются все темные стороны человеческой души. Известный литератор и критик Д. С. Мережковский писал: «Лермонтов — ночное светило русской поэзии», поэт, «метафизически и религиозно утверждающей себя в несмиренности, несмиримости...». Через все произведение красной нитью проходит мысль автора о том, что невозможно грешить, а потом стать примерным гражданином. Всегда необходимо расплачиваться за собственные ошибки. Кроме того, Лермонтов, назвав свое поэму «Маскарад» и развивая основную сюжетную линию на фоне бала, подчеркивает тем самым «маскарадность» и неестественность светских правил и манер «высшего света», для которого принятые условности важнее и существеннее, чем истинные чувства людей, вынужденных не жить, а разыгрывать роли.