Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ



ОГЛАВЛЕНИЕ


I. ЗНАКОМСТВО……………….4

Поток……………………………...4

Ментальная тюрьма………………6

Игра пробуждения………………11

Относительная реальность…….14

ІІ. НАЧАЛО…………………….17

Чего ожидать……………………17

Ваше тело……………………….19

Пища для мысли………………..20

Где медитировать………………22

Когда медитировать……………23

С кем медитировать……………24

ІІІ. ПОИСК ПУТИ……………26

Какой из методов мой?.............. 26

Проба……………………………28

Множество путей………………28

Сосредоточение………………..29

Мантра………………………….31

Созерцание……………………..34

Преданность……………………38

Визуализация…………………..41

Движение………………………42

Поглощенность………………..44

Медитация на мысли………….45

Медитация на прием пищи…...46

Медитация в действии…………47

Медитация вне формы…………49

IV. НАЙДИТЕ СВОЙ ПУТЬ…52

Пусть все изменяется…………....52

Сделайте это простым…………...54

Всему свое время………………...56

Друзья…………………………….58

Группы……………………………60

Учителя……………………………63

Уединение…………………………65

Медитация - это бегство?...............68

Много этапов, много путей………70

Путешествие сознания……………72


 

 

І

ЗНАКОМСТВО

ПОТОК

В вашей жизни были моменты чистого осознания. Лишен­ные концепций, мыслей типа "Я осознаю", или "Это дерево", или "Я сейчас в медитации". Просто чистое осознание. Откровение. Наполненность бытия. Возможно, это происходило, когда вы сидели на берегу реки, течение которой будто стру­илось сквозь вас. Или когда вы шли по пляжу, и шум океана размывал ваши мысли до тех пор, пока не оставались только ваши шаги, песок под ногами, дыхание бриза на вашей груди, плеск воды и крики чаек вдалеке.

В этот момент ваше представление о себе растворялось в единстве мгновения. Вы ни за что не цеплялись. На вас не влияли ощущения. Это было течением ― сквозь вас, вокруг вас, мимо вас, внутри вас. Между вами, солнцем, океаном, песком не было различия. Вы преодолели разделенность, со­зданную мыслью. Вы сами были мгновением во всей его пол­ноте.

Это моменты, когда мы "теряем себя", или "уходим в себя", или "забываем себя". Это моменты в потоке.

Эти мгновения больше не остается разделений. Есть толь­ко покой, гармония, умиротворенность, радость от того, что ты ― часть процесса. В эти мгновения вселенная представля­ется юной; она видится чистыми глазами. Все в ней обновля­ется.

Прошлое ушло, и нет ни месяца грядущего, ни года;

есть только это мимолетное мгновенье.

(Шабистари "Тайный сад роз Уд-Дина Махмуда Шабистари")

(с.4)

Мы усердно пытаемся преодолеть разделенность. Больше телесной близости. Больше обменов идеями. Но эти попытки подобны тому, как если бы вы кричали из своей комнаты, а я из своей. Уже сами попытки выйти из комнаты напоминают рее реальности. Кто я? Комната, построенная умом.

Мы прилагаем так много усилий, чтобы избавиться от че­го-то сиюминутного, что не существует, до тех пор, пока мы это создаем сами. У всех нас были моменты, когда комнаты не было. Но мы не осознавали их значении, игнорировали, упу­скали.

Момент. Момент высшей точки наслаждения. Момент, когда существует лишь волна океана. Момент любви. Момент кризиса, когда мы забываем себя и делаем лишь то, что необ­ходимо.

Каждый из нас выходит из своей комнаты снова и снова. Мы оборачиваемся, осознаем, что мы снаружи - и впадаем в панику. Бежим обратно в комнату, затворяем дверь, тяжело дышим. Сейчас я знаю, где я. Я вернулся домой. Безопас­ность. Неважно, что в комнате сквозняк, постель не убрана, неважно, сколько тараканов ползает по кухне. Безопасность.

Такие мгновения возникают в нашей жизни снова и снова. Для многих вначале это приходит как отблеск иных состоя­ний сознания, вызванных эмоциональной драмой, наркоти­ками, сексом, природой или любовными отношениями. Этот отблеск открывает человеку, что существует нечто большее. Что он не является точно таким, каким себя представляет.

Вы можете связать эти состояния с ситуациями, из которых они возникают. Быть может, это происходит в момент трав­мирования или крайней опасности, когда вы "забываете себя". Или когда вы в лесу, вдали от людей; и тогда вы позволяете себе перестать защищаться, ослабляете оковы самоотождест­вления. Или же это происходит, когда вас уносит течение реки. Или - когда вы спокойно сидите с друзьями, к которым испытываете доверие и любовь.

В серфинге есть мгновение, когда спортсмен приходит в состояние равновесия с невероятной силой волны. Это проис­ходит и у лыжников, когда достигается идеальный баланс. Когда наше мастерство совершенно, нет беспокойства. Тогда мы проявляем себя. Не остается незавершенности. В такой момент наше сознание расширяется.

Такие моменты приносят ощущение правоты, общего со­вершенства, ясности, чувство близости ко всему окружающе­му, свободу от напряжения мысли. Но вы ошибочно отожде­ствляете момент с ситуацией. (с.5)

Вы цепляетесь за такие ситуации, вы продолжаете возвращаться к ним для того, чтобы воссоздать те мгновения. Но вам не нужно привязываться к ситуациям, которые заперли те мгновения в прошлом. Такие мгновения потока можно пережить в любом месте, в любое время. В течение жизни у каждого из нас было много таких моментов. Они преходящи. Но именно такие моменты и явля­ются сущностью медитации.

В этой книге речь пойдет о практиках, которые увеличива­ют число этих медитативных моментов в вашей жизни, пока, в конечном счете, вся ваша жизнь не становится медитацией-в-действии. Тогда все ваши действия - это часть потока вселенной. 3ачем медитировать? Чтобы жить в мгновении. Что­бы окунуться в гармонию вещей. Чтобы пробудиться.

 

МЕНТАЛЬНАЯ ТЮРЬМА

 

Ваше эго ― это круг мыслей, устанавливающий границы вашей вселенной. Оно подобно знакомой комнате, построен­ной из мыслей; вы смотрите на вселенную через ее окна. Здесь вы в безопасности, но если вы не рискуете выйти наружу, оно становится тюрьмой. Ваше эго связывает вас. Вы верите, что оно необходимо, чтобы выжить. Эго контролирует вас через страх потери индивидуальности. Вам кажется, что, отбросив эти мысли, вы уничтожите себя, и поэтому вы цепляетесь за них.

Но альтернатива этому есть. Чтобы избавиться от тирании эго, вам не нужно разрушать его. Вы можете использовать эту знакомую комнату по своему желанию и быть свободным войти и выйти из нее. Прежде всего вам нужно узнать, что вы ― это нечто намного большее, чем комната эго, которой вы ограничиваете себя. Однажды узнав это, вы получите силу превратить эго из тюрьмы в дом.

 

Все, чем мы являемся, - это результат того, о чем мы думаем.

(Дхаммапада)

 

Представьте себе обычное пробуждение утром. Будильник обрывает ваш сон, вы достаточно сосредотачиваетесь для то­го, чтобы подумать: "Будильник звенит" и выключить его. Ваши мысли текут примерно так: "Пора вставать. Нужно сходить в туалет. Какая здесь духота. Кажется, пахнет кофе. Я могу поспать еще десять минут. О, я забыл вымыть тарелки с вечера. Нужно сходить в туалет. Фу, изо рта несет отврати­тельно. Я вес же могу поспать еще десять минут. (с.6)Что мне снилось? Что за человек был во сне? Представляю, если такая духота на улице. Парень, ты голоден. Что за звук в другой комнате? Мне на самом деле нужно в туалет. О Боже, хотел бы я остаться в постели весь день".

Мысль за мыслью, со скоростью метронома. Мысли о том, что вы слушаете, что вдыхаете, что видите, что чувствуете, что вспоминаете, что планируете. Они идут и идут. Беспокой­ная, ревущая река мыслей течет через вас: "Думай обо мне, думай обо мне, думай обо мне, мне, мне, мне, обо мне первой, думай обо мне". И так весь день до самого сна.

Вы полностью под контролем своих чувств и мыслей. Бу­дильник звенит и захватывает ваше внимание, приковывая к себе ваше сознание. Но "вы" ― это не уши, слышащие будиль­ник. Вы осознаете то, что ваши уши слышат. Это похоже на то, как иногда вы столь увлекаетесь чтением, что не слышите, как кто-то входит в комнату. Звук шагов включает слуховые процессы, но вы "не слышите", поскольку заняты чтением и размышлением. Вы ― это не уши, которые слышат, вы не являетесь также остальными чувствами. Вы не глаза, не нос, не язык, не кожа. Все дело только в ваших мыслях. Это то, от чего большинство людей не может избавиться. Они полностью отождествлены со своими мыслями. Они не способны отделить чистое сознание от мыслей о его объектах. Медита­ция позволяет преодолеть это отождествление сознания и его объектов. Ваше осознание отлично и от ваших мыслей, и от ваших чувств. Вы можете свободно направить ваше осознание по своей воле, вместо того, чтобы быть захваченным, сдавлен­ным и задерганным каждым проявлением чувств и мыслей.

Медитация освобождает ваше сознание. Чье сознание полно­стью свободно, кто ни за что не цепляется ― тот освобожден.

 

Куда бы ни была направлена наша привязанность,

Она приносит нам бесконечные страдания.

(Гампопа

"Драгоценный орнамент освобождения")

 

Для физического и психологического выживания нам не­обходима матрица мыслей, чувств и ощущений, которую мы называем эго. Эго говорит нам, что к чему приводит, чего избегать, как удовлетворить наши желания и что делать в каждой ситуации. Оно совершает это, наклеивая ярлыки на все, что мы воспринимаем и о чем думаем. Эти ярлыки приводят наш мир в порядок и позволяют ощутить безопасность и благополучие. Благодаря этим ярлыкам мы знаем наш мир и свое место в нем.(с.7)

Эго обеспечивает нам безопасность в неуправляемом мире. Бесчисленные чувственные впечатления и мысли роятся в нас, поэтому без эго фильтр отбора бесполезной информации будет затоплен, переполнен и, в конечном счете, разрушен от перегрузки. Или же это так кажется.

Эго убеждает нас в том, что оно необходимо нам ― и не только что мы нуждаемся в нем, но что мы и являемся им. Я ― мое тело. Я ― моя личность. Я ― мои нервы. Я сержусь. Я подавлен. Я хороший человек. Я искренен. Я ищу истину. Я лентяй. Определение за определением. Комната за комнатой. Одни апартаменты высшего класса ― я очень важный. Другие находятся на окраине города ― впору повеситься.

Медитация вызывает вопрос: кто мы на самом деле? Если мы то же самое, что наше эго, тогда если мы откроем фильтры эго и переполним его, мы утонем. С другой стороны, если мы не являемся эго, тогда устранение его фильтров может ока­заться не столь опасным. Это может фактически означать наше освобождение. Но пока эго руководит нами, мы никогда не станем чем-то отличным от того, что оно нам говорит. Как диктатор, оно предлагает нам покровительство и безопас­ность в обмен на нашу свободу.

Мы можем спросить, как же прожить без эго. Не беспокой­тесь ― оно не исчезает. Хотя мы можем научиться выходить за его пределы. Эго существует, оно как наш слуга. Наша ком­ната существует. Мы всегда можем войти и использовать ее как кабинет, когда нам нужно поработать. Но дверь может оставаться открытой ― так, чтобы мы всегда могли выйти.

Снаружи ― поток, лишенный определений. Нам не нужно все время думать о том, кто мы. Дерево не говорит: "Я дерево, я дерево; я вяз, я не дуб, я вяз". Оно просто остается вязом. Почему мы не можем иметь те же гармоничные взаимоотно­шения со вселенной, что и вяз? Вяз гармоничен, будучи и семенем, и маленьким деревцем, и огромным вязом, и гнию­щим мертвым деревом. У нас не так. Мы боремся с потоком. Мы думаем: "Я останусь молодым". Или: "Это ужасно". Или: "Я не рискну". Это останавливает поток.

 

Благоразумный человек, гордящийся своим разу­мом,

подобен заключенному, гордящемуся своей большой камерой.

(Симона Вейль "Жизнь")

(с.8)

Вначале большинство обращается к медитации из любо­пытства, либо ради облегчения психологических страданий, увеличения наслаждений или приобретения силы, Цель всех этих намерений ― укрепить эго. Потому что когда эго стано­вится более довольным, счастливым и сильным, стены его тюрьмы растут. Эго стремится не допустить испытаний самого себя и осознания того, что оно ― это ваша тюрьма. Парадок­сально, но эти стремления содержат семена свободы, посколь­ку они побуждают вас больше медитировать. Медитация де­лает вас умиротворенным и спокойным, и в этом умиротворе­нии проявляются другие, более глубокие намерения, ведущие к дальнейшему проникновению в медитацию. Когда ваша медитация выходит за уровень влияния интересов эго, стены тюрьмы начинают рушиться.

Вы можете определить эти глубокие намерения по-разно­му:

· ответить на вопрос "Кто я?";

· пробудить космическое сознание;

· видеть вещи, как они есть;

· устранить завесу иллюзии;

· познать Бога;

· влиться в гармонию вселенной;

· обрести больше сострадания;

· достичь высшего сознания;

· заново родиться;

· познать истину, лежащую за пределами двойственности;

· выйти из круга рождения и смерти;

· оставить желания;

· стать свободным.

Все эти намерения определяют одну и ту же вершину с различных точек ее подножия. Все они выражают единствен­ное желание ― вырваться из тюрьмы эго.

 

В тот момент, когда вы спустились в этот мир,

перед вами была поставлена лестница, чтобы вы могли выбраться.

(Дивани Шамси Табриз)

 

* * *

В процессе осуществления мною моих собственных глубо­ких намерений все неврозы эго, некогда переполнявшие ме­ня, мои наваждения ― сексуальности, привязанности, любви и зависимости ― полностью не исчезли. (с.9)

Исчезла моя озабочен­ность и отождествление с ними. Сейчас они просто причудли­вы и необычны, похожи скорее на интересную комнату или на спектакль, нежели на огромные горы, ущелья и на разоряющие бедствия, которые, казалось, некогда окружали меня со всех сторон. Хотя я могу рассердиться, я позволяю гневу быстро пройти. Еще важнее то, что я позволяю уйти чувству вины, связанному с гневом. Сейчас эти чувства про­сто возникают и уходят, я не сопротивляюсь им и не цепляюсь за них. Я просто осознаю.

Суть в контакте без привязанности. Ни за что не цеплять­ся. Вы можете привлекаться своим возлюбленным ― вы гово­рите "моя женщина" или "мой мужчина". Вы зацепились. Быть с мужчиной или с женщиной ― это часть потока, одно мгновение, но если он или она завтра исчезнет, это будет новое мгновение. Не цепляться. Просто течет ваша жизнь.

Вы не сидите, говоря: "Как я поступил? Удачлив ли я в жизни? Есть ли у меня успехи?" Вы не строите суждений. Ваша жизнь - просто текущий поток.

Я Рам Дас. Я делаю все, что я делаю. Я вижу людей, учу и пишу свои книги. Я ем, сплю, путешествую, устаю и раздра­жаюсь, иду в ванную, осязаю, ощущаю вкус и думаю, Непрерывное течение событий. Поток. Я занят во всех, однако не цепляюсь ни за одно из них. Есть то, что есть. Не больше.

 

Человек, познавший Дао,

Действует без помех,

Не обеспокоен своими интересами

И не презирает

Тех, кто обеспокоен.

Он не старается сделать деньги

И не возводит бедность в добродетель.

Он идет своей дорогой,

Не полагаясь на других,

И не гордится тем,

Что идет один.

Он не следует за толпой,

И не сетует, что другие следуют.

Звания и награды

Не привлекают его;

Позор и бесчестье

Не остановят его.(с.10)

Он никогда не ищет

Добра и зла,

Постоянно решая: "да" или "нет".

 

(Томас Мертон "Путь Чжуан-Цзы")

 

Ум йога находится под его контролем;

йог не на­ходится под контролем своего ума.

(Шри Рамакришна)

 

Ваш долг ― просто быть, а не быть этим или тем.

(Шри Рамана Махариши)

 

ИГРА ПРОБУЖДЕНИЯ

 

Чтобы достичь удовлетворения, мы выстроили комплекс привычек эго. Одни ищут в них удовольствие, другие, более невротичные, ― боль. Посмотрев на жизнь многих людей, вы увидите, что их страдания ― это способ самоудовлетворения, поскольку в них они чувствуют себя уютно. Они делают из своей жизни настоящий ад, но ад привычный.

Сколько вы себя помните, эта сеть мыслей всегда была вашим домом. Ваш дом безопасен и хорошо вам знаком. В нем может быть иногда грустно и больно, но это дом. И кроме того, вы никогда не знали никакого другого. Поскольку эта струк­тура всегда была вашим домом, вы принимали ее как реаль­ность; ваши мысли ― это Реальность с заглавным Р.

Если вы начинаете использовать метод, который пробивает брешь в этой паутине представлений о вас и о реальности, и вы на мгновение выглядываете на свет, можете ли вы не испугаться, когда уютные стены эго начинают рушиться? Разве вы не предпочтете безопасность этой привычной тюрь­мы, пусть даже иногда и зловещей, неопределенности неиз­вестного? Может быть, в этот момент вас возвратит в комнату привычность страдания.

Этот момент критический. Здесь вам выбирать: либо вы действительно желаете освободиться из тюрьмы, либо вы про­сто обманываете себя. Ваше эго желает и того и другого ― страдать и быть свободным от страдания. Иногда мы прини­маем лекарство с тайной надеждой, что оно не подействует. В таком случае мы часто продолжаем держаться за страдания, в то же время заявляя, что мы хотим обрести свободу. Но медитация действует. Она приносит вам свет ясности и отре­чения. Рано или поздно вы должны будете либо прекратить неискреннюю медитацию, либо преодолеть свое сопротивле­ние переменам.(с.11)

Когда вы начинаете медитацию, вы можете отнестись к ней, как к новому школьному курсу, к новому методу позна­ния, к достижению новой цели. В прошлом, когда вы предпри­нимали что-либо новое, чтобы достичь успеха, вы принимали правила игры. Вы хотели получить высокую оценку от учите­ля, снискать одобрение или стать сильнее. По мере вашего продвижения в медитации эти внешние мотивы исчезают. Вы начинаете чувствовать духовный позыв изнутри. Он сильный и пугающий.

Большинство людей начинают медитировать по психоло­гическим причинам. Они не чувствуют великого стремления к Богу. Они просто каким-то образом несчастливы. Или чув­ствуют, что, обладая спокойным умом, они будут более про­дуктивны. Или что если бы их сердца были более открыты, то жизнь была бы прекраснее. Или что они были бы намного сильнее, если бы их ум был сосредоточенным. Поскольку все это так и есть, многие псевдодуховные движения сбывают свой товар, играя на этих мотивах эго. Если бы никто не покупал, они не стали бы продавать.

Игра пробуждения очень тонка. Сначала вы можете купить "упаковку медитации" из-за того, что нервны, беспокойны, зажаты. Вы хотите избавиться от всех ваших страданий и получить от жизни немного удовольствия. Но вы не знаете, что ры купили на самом деле, Вам говорят - медитируйте, и у вас может появиться кадиллак, но не говорят, что когда вы получите кадиллак, вы, возможно, почувствуете к нему без­различие. К этому времени уже не будет того, кто хотел кадиллак. Улавливаете логику? Медитация изменяет ваши желания по ходу их осуществления.

Вы можете медитировать для того, чтобы избавиться от страданий и умножить наслаждения. Пока вы смотрите на страдания просто как на сочетание преходящих мыслей, вы открываете новую перспективу. Кроме того, познавая недол­говечность боли и страдания, вы замечаете, что и удовольст­вия приходят и уходят. Хотя вы обращаетесь к медитации, чтобы избежать страданий и получить удовольствие, медита­ция открывает вам также преходящую природу удовольствия.

Если сначала вас привлекало только удовольствие, то сей­час вы столкнулись с тем, что лежит за пределами и удоволь­ствия и страдания. Посвященные всегда говорили, что привя­занность к любому ощущению или обладанию чем-то вызовет в будущем страдания, поскольку все изменяется. Наслаждение и страдание приходят в свое время. Чтобы полностью избежать страданий, вы должны искать то, что лежит за пре­делами противоположностей, за пределами удовольствия и боли, за пределами времени.(с.12)

Время ― это неумолимый жнец всего этого, всех форм. Форма всегда изменяется. Время, изменение, поток. Удер­жаться? Где? Помните поэму Шелли об Озимандисе? Он был королем давно забытой опустошенной империи. В память о нем осталась только разбитая статуя, наполовину погребен­ная в песке. И на ее пьедестале было начертано: "Мое имя Озимандис, Король королей: О, Могущественный, посмотри на мои деяния и устрашись!"

Великие мудрецы снова и снова предупреждали о времени. Будда говорил: "Не привязывайтесь к тому, что изменяется"; Христос говорил: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют" (Матф. 6,19), Оба говорили об одном, хотя использовали разные образы, поучая разных людей. А истина одна и та же.

Есть много способов передачи послания. Если вы готовы, одна дзэнская история может изменить всю вашу жизнь. Я встречал людей, чьи жизни преобразовывались после какой-либо простой короткой истории. "Рассказы странника", "Ма­ленькие цветы Св. Франциска". Вовсе необязательно каждо­му проходить по большим оживленным дорогам. Духовное путешествие индивидуально, очень личностно. Его нельзя организовать или отрегулировать. Это не так, что все должны следовать каким-либо одним путем. Прислушайтесь к истине в себе.

Особенность эго в том, что оно принимает все

неважное за важное и все важное за неважное.

(Мехер Баба)

 

Был некогда король, который осудил на смерть многих людей, но перед этим предложил им задачу. Если кто-то смо­жет прийти с чем-то, что сделает короля счастливым, когда он печален, и печальным, когда он счастлив, он сохранит ему жизнь. Всю ночь мудрые люди размышляли об этом. Утром они принесли королю кольцо. Король сказал, что не видит, как кольцо может сделать его счастливым, когда он печален, и печальным, когда он счастлив. Мудрые люди указали на надпись. Когда король прочел ее, он пришел в такой восторг, что помиловал их всех. А надпись? "И это тоже пройдет". (с.13)

 

Мир устроен так, что, если вы хотите наслаж­даться

его удовольствиями, вы должны также вы­носить

его страдания. Хотите вы этого или нет,

вы не можете иметь одно без другого.

(Свами Брахмананда)

 

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

 

Вас осаждают полчища мыслей, каждая из которых пред­ставляет отождествление ― сексуальное, общественное, куль­турное, образовательное, экономическое, интеллектуальное, историческое, философское, духовное и так далее. В зависи­мости от ситуации принимается то или иное отождествление. Обычно вы растворяетесь в этом отождествлении, оно доми­нирует в ваших мыслях. В те моменты, когда вы мать, отец, студент или возлюбленный, остальное утрачивается.

Если вы идете на хороший фильм, вы увлекаетесь сюже­том. Когда после фильма зажигают свет, вы слегка растеряны. Вам нужно некоторое время, чтобы снова оказаться в зале. Но если фильм не очень хорош и не захватывает вас, вы замечаете воздушную кукурузу, техническое качество филь­ма, людей в зале. Ваш ум отвлекается от фильма.

Медитация вносит в вашу жизнь состояние, подобное от­влеченности от фильма. Ваша жизнь ― это кино, сюжет ее мелодраматичен: научусь ли я медитировать? Стану ли я просветленным? Женюсь ли я, будут ли у меня дети, получу ли я лучшую работу? Получу ли я новую машину? Это фабу­лы сюжета.

Автобиографическую часть своей книги "Быть здесь и сей­час" я первоначально назвал "Его история". Каждый из нас имеет такую историю. Видеть свою жизнь как "его историю" или "ее историю" ― это значит преодолеть привязанность к мелодраме ее сюжета. Но будьте осторожны, это не значит отвергнуть сюжет, отказаться от него или считать незначи­тельным. Это значит просто охватить события вашей жизни спокойным, широким осознанием.

Это не значит, что вы стираете всю свою индивидуаль­ность, поскольку даже посвященные были личностями, отме­ченными всеми ее формами. Посвященные не обязательно обладали красивыми волосами, сверкающими зубами, моло­дым телом или прекрасным характером. Его или ее тело име­ли свои недостатки; оно старилось и умирало. Суть в том, что такое существо не отождествляет себя со своим телом и лич­ностью.(с.14)

Природу пространства, в которое вы входите через медита­цию, можно понять также через аналогию с ним. Вы, на­верное, никогда не ощущали пробуждение ото сна во сне. Но пробуждаясь каждое утро, куда вы выходите из сна? В реаль­ность? Или, быть может, в другой сон? Под словом "сон" подразумевается нереальность. Выражаясь более точно, вы пробуждаетесь из одной относительной реальности в другую.

Мы развивались в одном плане бытия, который называем реальным. Мы целиком отождествлялись с этой реальностью как с абсолютной и определяли ощущения, несовместимые с нею, как сны, галлюцинации, умопомешательство или фан­тазию. То, что Эйнштейн продемонстрировал в физике, равно истинно и для всех других аспектов космоса: любая реаль­ность относительна. Каждая реальность истинна только в оп­ределенных пределах. Она ― лишь одна возможная версия существующего. Но версии реальности неисчислимы. Пробу­диться от одной реальности - значит осознать ее относитель­ную природу. Медитация придумана как раз для этого.

Обычное пробужденное сознание, состояние сна, эмоцио­нальные и другие состояния сознания ― это нечто подобное телевизионным каналам. Вы можете настроить свой "телеви­зор" на любой канал, словно переключаете программу. Каж­дая настройка ловит особую программу. Но эта программа не изменяется. Изменяетесь вы.

Вы видите то, на что смотрите. Если вас прежде всего ин­тересует физическое тело, вы смотрите на людей и видите их как мужчин или женщин, толстых или худых, высоких или низких, привлекательных или отталкивающих. Если вас, на­против, занимает личность, вы можете видеть их как интровертных или экстравертных, истеричных или невозмутимых, счастливых или печальных. Если вы настроены на астральные сущности, вы видите Льва или Тельца, ангела или демона. И все это только в глазах наблюдающего.

Если бы к вам подошел Христос, вы увидели бы, что это простой плотник. Вы могли бы подумать: интересный учи­тель, у него прекрасные вибрации. Если бы вы посмотрели дальше этого, вы могли бы увидеть Его как Святого Духа.

Медитативное осознание ― это выгодная точка наблюде­ния, с которой вы можете взглянуть на любое событие с раз­личных уровней реальности. Возьмите, к примеру, ваши вза­имоотношения с родителями, с вашей половиной или с детьми. Большинство взаимоотношений очень противодейственны.(с.15)

Приходят ваши родители и говорят что-то, на что вы немедленно реагируете, и родители реагируют на вас. Это привычные реакции, почти коллажи, в которых на самом деле никто никого не слушает; просто механические столкновения между людьми.

Если вы спокойно утвердились в своем сознании, возника­ет многомерность восприятия. В момент обращения к вам вашей матери или отца вы видите свою собственную реакцию. Но одновременно вы видите ситуацию с разных сторон. Вы можете, например, увидеть, что ваши родители действитель­но являются вашими родителями только в этом воплощении; с другой позиции ― увидеть, что ваши родители, так же как и вы, просто другие души, вовлеченные в карму, живущие со­гласно результатам своих прошлых действий. Вы являетесь частями кармы друг друга. Эта оценка позволяет вам понять диалог с точки зрения причин и следствий. Или вы можете увидеть его с другой отправной точки ― в понятиях фрейдизма, или как силу борьбы, или как символ различия поколений, или, возможно, у вашего родителя просто болит живот. Или вы можете увидеть это как диалог Бога с Богом.

Любое событие вашей жизни невероятно существенно на каждом уровне. Если бы вы попытались думать о каждом из этих уровней в момент, когда кто-то что-то говорит вам, вы были бы затоплены громадным количеством мыслей. Меди­тативное осознание ― это не интеллектуальный анализ и не определение различных граней реальности. Оно позволяет во всех случаях находиться в пространстве, окруженном собы­тием. Медитативное осознание приносит ясность, которая от­крывает действия вашего ума и других сил, влияющих на ситуацию. Эта ясность позволяет вам видеть факторы, опре­деляющие ваш сиюминутный выбор. Однако чтобы ухватить все это, вам не нужно об этом думать. Вы обнаруживаете, что обладаете знанием и пониманием. В этом спокойствии и яс­ности вы полностью осознаете все происходящее, всю карти­ну. Без усилий бы оптимально отвечаете на всех уровнях, а не просто механически реагируете на одном из них. Отвечаете в верной тональности, в гармонии, в потоке.

 

Число проявлений ума превосходит мириады пыли­нок

в бесконечных лучах солнца.

(Миларепа)

 

Ад и рай вы носите в себе.

(Шри Рамана Махариши)(с.16)

 

 

ІІ.

НАЧАЛО

ЧЕГО ОЖИДАТЬ

Начав медитировать, вы можете заметить в себе немедлен­ные изменения. Можете почувствовать, что стали менее бес­покойным или более бдительным. Возможно, вы станете более сосредоточенным, более энергичным, простым в общении или более сильным интеллектуально. Или же может пока­заться, что ничего не изменилось. Но не воспринимайте ни­чего драматически. Большая часть изменений происходит по­степенно.

Во время самой медитации ваши ощущения могут быть различными ― приятное спокойствие, легкая радость или, ес­ли вы утомлены, сильная сонливость. Обычно говорят об ус­корении деятельности ума. В действительности происходит не это, а скорее, к вам отчасти возвращается сознание, благо­даря чему вы впервые замечаете нормальную скорость вашей мысли. Другие виды переживаний могут включать видения образов, восприятие внутренних звуков, запахов, вкусов или новых ощущений в теле ― это встречается реже. Помимо непосредственного опыта медитации, вы можете почувствовать наполненность жизни, новый покой.

Из-за своей новизны все эти ощущения очень привлека­тельны. Но их лучше всего рассматривать как отметки на пути, знаки, которые нужно замечать, читать, может быть наслаждаться ими, но затем по мере продвижения оставить позади.

В медитации не существует "наилучшего", или "правиль­ного" типа ощущения, все они различны и уникальны, как дни вашей жизни. Если у вас заранее составлено представление о том, что должно произойти, вы можете разочароваться, если медитация не оправдает ваших ожиданий. (с.17)

Первая медитация напоминает новеллу, и она легко дает почувствовать, что вы изменяетесь. Через некоторое время а ней могут появиться некоторые драматические переживания, и вы, может быть, не почувствуете никакого прогресса. Фактически наилучший "прогресс" ― когда вы не чувствуете, что происходит нечто особенно значительное ― изменения, которые происходят с вами в ходе медитации, часто слишком тонки для того, чтобы точно определить их. Оставьте рассуждения, и пусть все при­ходящее приходит и уходит.

Некоторые люди находят медитацию скучной. Они чувст­вуют, что ничего не происходит. Так былое держит вас на привязи; здесь важно суметь сохранить движение даже в ощу­щении скуки. Заставьте себя какой-то период времени серь­езно медитировать, может быть, две недели или месяц, в течение которых говорите себе: "Неважно, что я переживаю в медитации, я буду продолжать ее регулярно". Это даст вам возможность преодолеть скуку во время медитации.

С другой стороны, первая реакция на медитацию может оказаться прямо противоположной скуке ― экстазом. После первых медитационных опытов у многих появляется неверо­ятный энтузиазм и подлинно экстатическое состояние. Это толкает их на проповедь, вызывает желание рассказать дру­гим. Я предлагаю вам на этих ранних стадиях двигаться плав­но и постепенно. Не заноситесь.

Положительный опыт может прийти очень скоро, но бла­годаря невозмутимости. Если же вы не держите свой опыт при себе, вы можете вскоре создать монстра энтузиазма, для под­держания и накачки которого вам придется изрядно понерв­ничать. Будет разумно на всех стадиях медитации оставаться спокойным и не акцентировать излишне никакой свой опыт, положительный или отрицательный. Просто замечайте его и продолжайте медитировать.

Некоторых людей заносит в их опыте, и они объявляют повсюду, что они достигли просветления ― они Будда, они Христос. Это самообман. Другие впадают в иную крайность и говорят, что сии ― ничто, они никчемны. Такие крайности позитивного и негативного отношения должны уйти.

Откройтесь любым ощущениям, приходящим к вам в ме­дитации. Не привязывайтесь к предполагаемой модели ощу­щений. Оставьте рассуждения, критику, приверженность тем или иным мнениям. Медитация ― это оставление моделей и ярлыков.(с.18)

Чем меньше вы ожидаете, чем меньше вы рассуждаете, чем меньше вы цепляетесь за тот или иной опыт, считая его важным, тем больше вы будете развиваться. Поскольку в этом случае вы ищете преобразования вашей сущности, которое лежит далеко за пределами того, что может дать вам любой опыт. Важно ничего неожидать, принимать каждый опыт, в том числе и негативный, просто как шаг на пути и следовать дальше,

 

Когда вы практикуете дзэн, вы просто практику­ете дзэн.

Когда приходит просветление, оно про­сто приходит.

(Шунри Сузуки)

 

 

ВАШЕ ТЕЛО

 

Тело, поза, состояние здоровья оказывают влияние на ка­чество медитации. Пока ваша медитация не стала глубокой, будет трудно, к примеру, преодолеть физическую боль. При медитации сидя может ныть шея, позвоночник ― ощущать напряжение, вы можете быть не усидчивы и не способны найти удобное положение. В этом случае вам нужно работать над своим телом. Хатха-йога готовит ваше тело к тому, чтобы сидеть спокойно. Ряд зафиксированных поз и движений (на­зываемых асанами) поможет сделать ваше тело прямым и спокойным в сидячем положении.

Когда вы впервые садитесь для медитации, найдите любое удобное положение, в котором ваша спина будет прямой. Если вы сидите на полу, подложите подушку. Прямая спина поможет вам сохранять сосредоточенность. Сядьте так, чтобы вы смогли спокойно оставаться какое-то время без движения и мыслей о своем теле. Если вы не сидели раньше со скрещен­ными ногами, не пытайтесь садиться так именно сейчас.

Для начинающих очень хорош стул с прямой спинкой, Позже, когда ваша медитация укрепится, вы постепенно мо­жете пробовать сидеть со скрещенными ногами, в полулотосе или в лотосе. На самом деле не важно, сидите вы на стуле или на полу со скрещенными ногами, или лежите на спине. Важ­но, чтобы ваша спина и голова были на одной линии. Если это затруднительно, просто оставайтесь внимательными, на­сколько можете.

Перед началом медитации я нахожу удобное положение. Если тело беспокоит меня из-за неудобства положения или боли, медитация затрудняется. Я сижу либо в полулотосе, либо на твердой подушке, либо на стуле. Для того чтобы сидеть в полулотосе, вам, возможно, потребуется ежедневно выполнять позы хатха-йоги, чтобы растянуть лодыжки, икры и бедра.(с.19)

Преимущество полулотоса в том, что это очень ус­тойчивое положение. Эта физическая стабильность упрощает вхождение в медитативное состояние. И тогда ваше тело ста­новится храмом медитации.

В своих скитаниях я посещал храмы и другие места паломничества.

Но я не видел храма блаженнее, чем мое собственное тело.

(Сараха "Буддийские тексты")

 

ПИЩА ДЛЯ МЫСЛИ

 

Питание важно для вашей практики. Пища, которую вы едите, в определенной степени влияет на спокойствие вашего ума. Пусть ваше питание изменяется ровно и естественно; будьте честными сами с собой. Не форсируйте перемены: по­пытка слишком быстро отвергнуть пищу заставит вас просто больше сосредоточиваться на ней. Если вы не думаете ни о чем, кроме сочных бифштексов, когда едите свои бобы, вы слишком торопите события. Суть в том, чтобы позволить мыс­лям уйти вместе с пищей ― ваше пристрастие более важно, чем то, едите вы определенную пищу или воздерживаетесь от нее.

Некоторые виды пищи возбуждают и стимулируют орга­низм, так что после нее вам трудно усидеть спокойно. Ваше отношение к такой пище будет меняться. Например, когда вы почувствуете себя более легким, мясо может показаться вам слишком тяжелым. Постепенно вы можете перейти от мяса к рыбе, яйцам, и в конечном итоге, возможно, только к фрук­там, зерновым и овощам. Таким же образом вы можете отка­зываться от сахара, алкоголя и сигарет. Помните: в этой игре нет особых правил.

Определите, что вам необходимо теперь. Изменяя диету, будьте внимательны, чтобы не нарушить баланс протеина. Если вы переходите к вегетарианскому питанию, при необхо­димости используйте протеиновые добавки. Поддерживайте также витаминный баланс, особенно витаминов В и С, минералов и, возможно, Е. Ослабление энергии и анемия ― это препятствия для глубокой медитации,

Также для очищения вашего тела полезны посты. Но будь­те умеренны. Продолжительные посты следует проводить только под руководством учителя.(с.20)

Наряду с растущим осознанием в отношении пищи, хоро­шо также стать более чувствительным к тому, что питает ваш ум. Некоторые духовные системы, такие как макробиотики, выстроены вокруг питания. Однако очень часто люди сосре­доточиваются на пище, мало внимания уделяя тому, что они принимают в свой ум. Если есть овощи, крупы и фрукты, а потом смотреть по телевизору садистские алчные игры, то это вряд ли даст вашему духу сбалансированную пищу.

По мере своего продвижения вы станете меньше увлекать­ся сбором мелодрам ежедневных новостей, потому что, прони­кая в себя, вы все меньше и меньше будете ощущать потреб­ность питать свой ум ненужными образами и мыслями, кото­рые возбуждают его. Вы упрощаете то, о чем вы говорите, на что смотрите и что читаете. Вас привлекают новые книги, возможно, книги, написанные теми, кто говорил из тишины медитации. Эти книги ценны для создания пространства, в котором ваш ум тоже может успокоиться.

Мы пичкаем наши умы никчемными вещами лишь для того, чтобы заполнить пустоту, ощущаемую нами. Когда я сижу в поезде нью-йоркской подземки и смотрю на людей, читающих "Дэйли Ньюс", я вижу, как много бесполезной информации они собирают. Однажды я провел шесть месяцев в одном из храмов Индии, У меня не было связи с остальным миром. То было в период выборов, и я не знал, кто стал новым президентом Соединенных Штатов. Это было забавно, по­скольку как психиатр я некогда давал больным тест, одним из вопросов которого был такой: кто президент Соединенных Штатов? Когда я вернулся из Индии, то обнаружил, что, полистав журналы один день, я вошел в курс важных событий прошедшего полугодия. И в то же время я избежал перегру­женности личностями, событиями и драматичностью ново­стей. Можно быть ответственным гражданином и не позво­лять своему уму быть захваченным средствами информации с их стремлением создавать сенсации. Говорится: "Когда вы выметаете храмовый двор, не прекращайте читать старые газеты".

Мы действуем так, будто человеческий интеллект ― это сбежавший монстр, которого нужно постоянно кормить лю­бой ценой. Сам я становлюсь менее пристрастным к инфор­мации. Сейчас я сижу в подземке, повторяя мантру или следя за дыханием, и в конце поездки я спокоен и готов к следую­щему моменту. Тогда как другие, поглощенные сбором ин­формации для питания своего ума, заканчивают поездку бо­лее напряженными, рассредоточенными и взвинченными, чем были в ее начале.(с.21)

 

Зачем нужно столь много новостей из-за границы, когда всё,

что касается жизни или смерти, дейст­вует внутри нас?

(Уильям Лоу)

 

Учение, которое записано на бумаге, ― не истинное учение.

Записанное учение это пища для вашего мозга.

Конечно, вашему мозгу необходима какая-то пища,

но более важно ― быть собой,

практикуя верный путь жизни.

(Шунри Сузуки)

 

ГДЕ МЕДИТИРОВАТЬ

 

Медитация ― это работа. Хорошо иметь физическое про­странство для работы ― комнату или уголок медитации. Все, что вы там делаете, ― это медитация, изучение священных книг или воспевание. Не делайте там ничего, что не является частью вашей духовной практики. По своему выбору вы мо­жете оставить этот угол комнаты пустым, просто голые белые стены или можете украсить его, приведя в соответствие с особой частью вашего распорядка дня. Можно поставить све­чу или благовония. Или поместить несколько изображений тех, кто вдохновляет вас ― Христа, Будды или Рамакришны. Вы можете также держать там несколько соответствующих книг, таких как Библия или Бхагавад-гита.

Когда вы садитесь в том уголке или входите в ту комнату, настройтесь на то, что все, что вы делаете там, ― это медитация или учеба. Не используйте это место ни для какой другой цели. Посвятите его пробуждению вашего духовного "я". Ат­мосфера такого места наполняется результатами каждого ва­шего шага в медитации. Вы освящаете его. Если вы продолжа­ете использовать его чистым образом, пространство наполня­ется вибрациями, которые делают ваш путь к медитации ровным.

Найдите спокойное место, свободное от суеты. Начинаю­щий легко приходит в беспокойство. В глубокой медитации окружение не имеет значения, но вначале внешней спокойст­вие помогает вам войти во внутреннюю тишину. Знакомые места, где вещей, привлекающих ваше внимание, немного, ― лучше всего.

Особое место или специальный уголок для вашей медита­ции желательно иметь, но это не является необходимостью. Когда вы приняли медитативную практику, подходящую для вас, вы можете совершать ее почти где угодно.(с.22)

Вы обнаружи­те, что многие обычные моменты вашей жизни очень подхо­дят для медитации: когда вы ожидаете вызова в зубной каби­нет или автобуса, когда сидите в метро. Моменты, которые обычно были временем скуки или блуждающих мыслей, ста­новятся даром ― возможностью для медитации.

Часто я входил в наиболее глубокие медитации, когда меньше всего ожидал этого ― не в зале для медитации, но управляя машиной, или сидя в самолете, или ожидая на та­можне, или стоя в очереди на железнодорожной станции в Нью-Дели. Даже стоя в переполненном метро, вы можете уйти внутрь себя. Чем сильнее медитация, тем меньше вас отвлекает окружающее. В конце концов вы приобретете спо­собность медитировать в любом месте и в любое время.

 

Когда монах заходит в таверну, таверна стано­вится его кельей,

и когда гуляка заходит в келью, та келья становится его таверной.

(Худжвири)

 

КОГДА МЕДИТИРОВАТЬ

Когда вам медитировать? На ранних стадиях время, так же как и место, имеет значение. Вам нужно найти не только удобное место, но также выбрать для медитации подходящее время. Если вы только что поели, вас может клонить в сон. Если вы голодны, это тоже может мешать медитации. Как правило, медитацию практикуют по меньшей мере дважды в день ― утром, после пробуждения, и где-то в течение вечера. В первом случае ваш ум устанавливается в раскрепощенном состоянии перед началом дня. Во втором ― вы освежаетесь на вечер.

Лучше всего медитировать каждый день в одно и то же время ― например, утром перед уходом из дома и вечером перед ужином. Найдите определенное время, свободное от забот и обязанностей. Поручите кому-нибудь отвечать по те­лефону или присмотреть за детьми. Привычка к ежедневной медитации создает внешнее обрамление для внутреннего про­цесса медитации. Поэтому будьте регулярны.

Вначале хорошая продолжительность медитации состав­ляет двадцать или тридцать минут. Затем вы можете посте­пенно увеличивать ее продолжительность, прибавляя по пять минут или около того, доведя до сорока пяти минут или часа, насколько позволяет ваш распорядок и склонность.(с. 23)

Вы можете сверять время по кухонному таймеру или по часам, приоткрывая глаза, чтобы увидеть, когда истечет вре­мя. Эти беглые взгляды на часы не должны прерывать вашей медитации. С практикой ваше чувство границ времени будет становиться все более точным.

Продолжительность медитации может быть различной. Сидите столько времени, сколько можете, но не больше. Будьте прилежны, соблюдайте время, которое вы установили для себя, если даже его требуется сверять по часам. Не преры­вайте медитацию после первого импульса к тому, чтобы встать и заняться чем-то другим; медитация ― это время, когда вы без привязанности позволяете таким побуждениям прихо­дить и уходить.

Если вы медитируете регулярно, вы достигнете хороших результатов даже если вы не чувствуете этого, поскольку медитация позволит вам увидеть, как ваши мысли ограничи­вают вас. Ваши попытки сопротивления медитации ― это ваши ментальные тюрьмы в миниатюре.

 

Ошибочно думать, что садхану невозможно практиковать из-за недостатка времени. Действительная причина ― это возбужденность ума. (Свами Брахмананда)

 

С КЕМ МЕДИТИРОВАТЬ

Найдите людей, с которыми вы можете разделить свой интерес к медитации. Они могут стать для вас опорой. Индий­ский святой девятнадцатого века Рамакришна говорил, что новичок в духовной жизни подобен молодому деревцу, кото­рое нужно обнести изгородью для его защиты. Сатсанг, обще­ние с единомышленниками, укрепляет их нередко колеблю­щуюся веру в этом путешествии. Делясь своим опытом с дру­гими искателями, вы получаете благо от их поддержки. Вы получаете более широкий взгляд на возможности медитации, нежели если бы вы медитировали один.

Групповая медитация, несомненно, сделает вашу практи­ку эффективнее. Ваш ум будет создавать уловки, чтобы по­мешать практике. В те моменты, когда вы чувствуете уста­лость или возбуждение, если бы вы были один, то предпочли бы прерваться и встать. Соглашение медитировать в опреде­ленное время с другим человеком удерживает вас на месте. Когда вы сидите с другими, вы чаще всего просто наблюдаете за возникновением в вашем уме предлогов для прекращения медитации, нежели воплощаете их в действие. (с. 24)

На более про­двинутом уровне медитация в сатсанге создает групповую вибрацию, которая усиливает вашу медитацию. Словно скоп­ление спокойных мыслей переходит от одного человека к дру­гому. Я часто заходил в медитационные залы в Японии и Соединяемых Штатах, в которых сама атмосфера казалась заполненной этими вибрациями. Такая умиротворенная атмосфера присутствует во многих церквах и храмах.

Ваша группа может собираться у кого-нибудь дома, зажи­гать свечу, возможно благовония, и спокойно сидеть опреде­ленное время. Постепенно вы можете ввести другую деятель­ность, совершаемую в медитативном духе. Например, трапез­ничать вместе, читать вслух книги о медитации или совмест­но воспевать.

Вы можете присоединиться к уже существующим группам. Каждая из них имеет свой стиль и свои взгляды и может серьезно увлечь вас, или же, напротив, оставить равнодуш­ным. Вначале, если вы хорошо чувствуете себя в группе, это имеет мало значении. Позже, став более опытным, вы можете предпочесть оставить одну группу и присоединиться к другой. Но не тратьте слишком много времени вначале, пытаясь оце­нивать ту или иную группу или личность. Важно начать ме­дитировать.

Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

(Матф. 18,20)

(с. 25)

ІІІ

ПОИСК ПУТИ

КАКОЙ ИЗ МЕТОДОВ МОЙ?

 

Большинство людей не осознают, что среди медитативных практик существует широкое разнообразие. Возможно, из-за массовой рекламы они отождествляют медитацию с какой-либо специфичной практикой, такой, как сидеть с закрытыми глазами, повторяя мантру, как в технике ТМ, или глядя на голую стену для опустошения своего ума, как в дзэн. Выбор методов, которые могут помочь обрести вам внутреннюю сво­боду, в действительности намного обширней. Можно выби­рать из множества методов и групп, а не только из нескольких хорошо известных.

Иногда людей отталкивает медитация, когда они начина­ют с метода, который слишком сложен для них. Благоприятно использовать метод, который соответствует вашим естествен­ным склонностям и таким образом укрепляет положительное отношение. Вначале выберите метод, который будет гармони­чен с тем положительным, что у вас уже есть, метод, который для вас интересен. Следуйте ему, пока не почувствуете про­чную связь со спокойствием мысли, с медитативным осозна­нием, с Богом.

Взгляните на свою жизнь и найдите то, что действительно привлекает вас. Например, вы очень атлетичны. И для вас сидеть без движения в течение часа ― значит бороться со своим телом. Тогда вместо этого вы можете начать с каратэ или кунг-фу и затем перейти к тай-цзы или к какой-либо другой медитации в движении. Если вы более усидчивы и склонны к учебе, вы можете начать с чтения Кришнамурти или буддий­ской доктрины и практиковать медитацию випассана. (с. 26)

Эмоци­ональному человеку эти практики могут показаться слишком сухими, и его может привлечь танец суфиев или воспевание. Это также формы медитации.

По мере развития в медитации вы можете обнаружить, что вас привлекают методы, которых вы вначале сторонились. Вы можете расстроиться из-за того, что огонь не достаточно горяч, и вы хотите двигаться быстрее, чем позволяют легкие методы. Поэтому вы начинаете работать со следующим методом, и так до тех пор, пока все аспекты индивидуальности ― сердце, ум и тело ― не придут в равновесие. Если вы начинаете с одного из них, рано или поздно вы, наверное, захотите подтянуть и другие. Здесь не важно, с какой техники вы начинаете. Попы­тайтесь почувствовать, к чему вы готовы и что вам необходи­мо. Прежде всего, будьте честными сами с собой.

Полезная тактика ― это выбрать метод, который кажется правильным, и следовать ему в течение двух недель. В этом эксперименте договоритесь с собой: "Я буду принимать все свои негативные реакции на эту медитацию просто как мыс­ленные формы, созданные моим эго для того, чтобы удержать меня от серьезного отношения к ней. Я отложу суждения, критику и сомнения". По истечении двух недель вы свободны оценить метод. Или определите для себя три или шесть меся­цев.

Погрузитесь. В определенных обстоятельствах вам нужно остановиться, чтобы определить, где вы находитесь, и сверить с тем, куда хотите попасть.

Представьте себе Линдберга, летящего из Нью-Йорка в Париж, которого направляет лишь его маленький перископ, выглядывающий из "Духа Св. Луизы", Он может вычислить свое положение по звездам, но все, что он видит, ― это океан внизу. Он не знает, сбился он или нет, до тех пор пока не прибудет. Он движется с верой в то, что долетит и все окон­чится благополучно. Нечто подобное происходит и в духов­ном путешествии. Вам нужна дисциплина для того, чтобы не упасть, проходя по неровным и незнакомым местам, нужна вера, чтобы выстоять до конца.

В самом деле, нужно ли беспокоиться о просветле­нии?

Неважно, какой дорогой я путешествую, я направляюсь домой.

(Шиншо)

(с. 27)

ПРОБА

Если вы никогда не занимались никакой медитацией, вы можете попробовать одну прямо сейчас. Прежде всего, немно­го успокойтесь и сядьте поудобней. Подойдет ваше любимое кресло, или, если хотите, сядьте, скрестив ноги.

Сидите настолько прямо, насколько вы можете сидеть, не причиняя себе неудобства. Рано или поздно вам нужно будет научиться сидеть с прямой спиной, чтобы голова, шея и грудь были на одной линии. Сейчас просто расположитесь по-на­стоящему удобно. На несколько секунд оторвитесь от чтения и устройтесь поудобней. Сейчас, когда вы так сидите, ваши мысли блуждают. Они наполняются фантазиями и воспоми­наниями. Вы думаете, что же это за медитация? Что я делаю? Если вы не держитесь ни за одну из этих мыслей, но просто позволяете им протекать мимо, вы уже в медитации. Но одна из этих мыслей может захватить вас, увести к планам, фан­тазиям, воспоминаниям или к решению проблем. Тогда вы просто думаете, а не медитируете.

Вот способ, с помощью которого вы можете удержаться от излишнего погружения в свои мысли. Наблюдайте за движе­нием своих мыслей, как будто они ― осенние листья, плыву­щие вниз по течению. Листья носит туда и сюда круговорота­ми поды. На некоторых ― капли, сияющие на солнце. Пусть листья, то есть мысли, плывут, но удерживайте внимание на самой воде. Ваш ум может останавливаться на звуке, воспо­минании, плане или на любой из тысяч вещей. Когда вы заметите, что вага ум цепляется за какую-либо из них, за один из листьев, очень спокойно обратите его обратно к течению, обратно к струящейся воде. Пусть листья уплывут. Не раздра­жайтесь, если ваше внимание захвачено, потому что это раз­дражение ― просто еще один лист. Не отчаивайтесь, ― если ваше снимание будет захвачено тысячи раз. Каждый раз очень спокойно, но твердо возвращайте его к струящейся воде. Сейчас несколько минут попробуйте эту медитацию. Это начало успокоения ума.

 

МНОЖЕСТВО ПУТЕЙ

 

Спокойно сидеть с закрытыми глазами ― это только одна из форм медитации. Люди могут медитировать, танцуя и воспе­вая имена Бога, за чашкой чая - практически в любой дея­тельности. А для тех, кто медитирует с закрытыми глазами, существует обширное разнообразие внутренних практик.К медитации относится не то, что вы делаете с вашим телом, но то, что вы делаете с вашим умом.(с. 28)

Познакомившись с разнообразием медитативных практик в этой главе, вы сможете оценить их большие возможности. Хотя все практики, описанные здесь, ведут в конечном счете к одному и тому же результату, каждая из них акцентируется на различных качествах медитативного состояния. Напри­мер, один тип медитации будет акцентировать спокойствие ума, другой ― гармонию с силами вселенной, третий ― состра­дание. Я считаю это различие всего лишь вопросом времени, поскольку, хотя каждая из этих практик начинает с того или иного качества, в конечном счете у того, кто стоит на пути, проявляются все качества.

Чтобы принять какой-либо метод, вам необходимо более тонкое изучение и более высокие уровни практики. То, что вначале могло быть неважным, позже становится значитель­ным. Возьмите, к примеру, мантру. Когда вы начинаете рабо­тать с мантрой, действовать будет любая. Однако позже вы начинаете осознавать нюансы, тонкие различия между ман­трами и состояниями, в которые они вас приводят.

Каждый метод раскрывает свои тонкости по мере вашего продвижения в нем. Экспериментируйте до тех пор, пока не найдете один, который покажется наиболее подходящим для вас. Тогда целиком отдавайтесь ему ― либо сами, либо через учителя.

 

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ

 

Сосредоточение - это корень освоения любой медитационной практики. Медитирующий должен уметь сохранять свою мысль зафиксированной на особой цели или задаче, не отвле­каясь, независимо от того, какую практику он использует. Определение этого навыка просто, но чтобы развить его на практике, необходимо большое терпение. Чтобы начать раз­вивать сосредоточенность, вам нужно просто выбрать какой-либо объект, мысль или часть тела и зафиксировать на нем вашу мысль в течение определенного времени. Если ваш ум блуждает, спокойно, но твердо возвращайте свое внимание к объекту медитации. Когда вы разовьете даже немного сосре­доточенности – а это произойдет после относительно коротко­го периода медитации, - вы обнаружите, что это улучшит все остальные методы духовной практики.(с. 29)

Простым упражнением для перенесения вашего сознания на одни объект является сосредоточение на пламени свечи. Поставьте перед собой свечу на расстоянии примерно одного шага и направьте внимание на пламя. Когда вы будете смот­реть на пламя, потекут бесчисленные мысли о пламени, о медитации, о звуках, которые вам слышны, об ощущениях тела и т.д. В каждом случае вы замечаете мысль, позволяете ей уйти и просто возвращаетесь к осознанию пламени свечи. Спокойно, но твердо стараясь удерживать свое внимание на пламени свечи, вы начинаете видеть, как мысли и чувства захватывают ваше сознание. Вы начинаете осознавать про­цесс привязанности.

Эта практика направления мысли к одной точке ― первый шаг в познании непривязанности. Цель медитации ― освобо­дить сознание от отождествления с чувствами и мыслями. И став свободным, ваше осознание охватит все, ни к чему не привязываясь.

 

Достижение сосредоточения ума и чувств в одной точке ― лучшая из аскез.

(Шри Шанкарачарья)

* * *

Попробуйте использовать эти советы для сосредоточения на дыхании ― основной практике концентрации. Когда вы готовы медитировать, закройте глаза и направьте внимание к движению дыхания через ноздри. Сосредоточьтесь на нозд­рях, замечая полное прохождение вдоха и выдоха, от начала и до конца. Не следуйте за дыханием в легкие или в воздух, просто наблюдайте, как оно входит и выходит из ноздрей. Если можете, замечайте тонкие ощущения дыхания. Осозна­вайте, как каждый вдох и выдох проходит через ноздри, по­добно швейцару, который смотрит на каждого человека, вхо­дящего и выходящего через дверь.

Будьте внимательны к ощущению дыхания. Не старайтесь вообразить или увидеть его. Замечайте дыхание, как оно есть, в точности, как вы чувствуете его. Вы можете ощутить дыхание на краю ноздрей, в носу или на верхней губе. Ваши ощу­щения будут меняться, ― иногда вы можете почувствовать дыхание, как легкое прикосновение перышка, как медлен­ную пульсацию и другие бесчисленные формы. Нет "верного" метода ощущения дыхания; просто осознавайте его. Каждый раз, когда вы замечаете, что ваш ум блуждает в иных мыслях или отвлекается на звуки, возвращайте внимание к легкому, естественному ритму своего дыхания.(с. 30)

Не пытайтесь контролировать дыхание. Просто наблюдай­те за ним. Быстрое или медленное, легкое или глубокое ― природа дыхания не имеет значения. Важно лишь ваше пол­ное внимание к нему. Если вам трудно удерживать ум на дыхании, отсчитывайте по десять его циклов. Или, чтобы установить мысль на дыхании, вы можете иногда сделать полный, глубокий вдох и выдох. Затем позвольте вашему дыханию снова вернуться в обычный ритм.

Если вы осознаете, что думаете о чем-то другом, возвра­щайте внимание к своему дыханию. Не пытайтесь сражаться с мыслями. Просто позволяйте им уходить.

Если вас отвлекают звуки, делайте то же самое: позволяйте им быть и просто снова начните следить за своим дыханием. Если у вас затекла рука или нога, медленно переместите ее. Но в это время удерживайте свой ум на дыхании.

Ум будет блуждать, и когда вы в первый раз начнете меди­тировать, вы, возможно, действительно осознаете, насколько он активен. Не беспокойтесь об этом. Просто возвращайте свое внимание к дыханию, позволяя уходить всем блуждаю­щим мыслям. Это сущность медитации.

 

МАНТРА

 

Слово, имя Бога или духовная фраза, повторяющаяся сно­ва и снова, называется мантрой. Использование мантры ― это эффективный способ сосредоточения ума. Но важна не только концентрация мысли, но и то, на чем она концентрируется. Хотя ум может сосредоточиться на чем угодно, мантрой могут быть названы лишь особые слова. Мантра должна связывать вас со священным. Большая часть мантр сосредоточивает вас на Боге через повторение святого имени. Мантра как бы дает вам лодку, на которой вы можете без привязанности проплы­вать через ваши мысли, проникая во все более тонкие обите­ли. Эта лодка сама направляется к божественному берегу.

Мантра акцентирует одну мысль, одну волну, которая на­катывает снова и снова, вытесняя вашу привязанность ко всем другим мыслям до тех пор, пека они не разлетятся, как птицы. Например, вы можете тихо или про себя повторять санскрит­скую мантру "Рам", имя Бога. Просто повторяйте: "Рам, Рам, Рам, Рам". Рекламные объявления проплывают и растворя­ются в "Рам, Раи, Рам". Если бы пассажир вашей машины спросил, что вы делаете, вместо: "Я нажимаю на сцепление", вы могли бы сказать ему: "Я повторяю: Рам, Рам, Рам". (с. 31)

Ваше сознание занято лишь мантрой, тогда как машиной вы управ­ляете автоматически. Таким же образом вы начинаете видеть свою жизнь с отстраненной перспективы мантры.

Хотя группы, подобные ТМ, рекомендуют начинающим медитировать не более двадцати минут дважды в день, но я считаю полезным спокойно сидеть и быть занятым только мантрой более продолжительное время. Вы можете сосредо­точенно работать с мантрой значительное время, три или четыре часа или даже больше. Таким образом, вы сольетесь со звуком мантры и начнете предаваться ему, погружаться в него.

Предлагайте все ваши мысли, как жертвоприношение ман­тре. Если вы думаете "Она не действует", возьмите эту мысль и представьте, как вы предлагаете ее мантре на золотом под­носе с шелковым платком, благовониями и свечой. Предла­гайте это, продолжая спокойно повторять мантру. Предлагай­те ваши мысли, ваши сомнения, неудобства, скуку, даже ва­шу боль в горле.

Потом, когда вы перейдете к занятиям дня, продолжайте помнить мантру; пригласите ее оставаться с вами. Вы можете соотносить мантру со своими шагами, когда идете, или с лю­бой ритмичной деятельностью. Неважно, что еще вы делаете, продолжайте повторять мантру. Если вы печатаете, каждый раз, когда возвращается каретка, ― "Рам"; если вы разговари­ваете с кем-то, в каждой паузе ― "Рам".

Один очень эффективный и широко распространенный ме­тод памятования мантры - это "счет" на бусинах четок ― или мала. Подойдут любые бусины. Вы пропускаете бусины меж­ду пальцев одну за другой, повторяя на каждой мантру. Если ваши мысли блуждают, движение руки или прикосновение четок будет напоминать вам о мантре. Когда ваше тело рабо­тает в гармонии с умом, ритм становится более четким, ощу­щения более полными. Вы можете также использовать буси­ны для определения того, сколько раз вы повторили мантру, как часть вашего ежедневного медитационного распорядка.

В практике вы заметите, что когда ваш ум спокоен, мантра будет изящной и тонкой. Когда ваш ум возбужден, мантра будет при необходимости сильной и твердо

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.