Развитие капитализма в России на рубеже XIX—XX вв.
В своем развитии капитализм проходит несколько этапов: период первоначального накопления капитала (в ходе этого периода возникает частная капиталистическая собственность, основанная на эксплуатации наемного труда, появляются первые мануфактуры), период индустриализации (во время которого формируется крупное машинное производство, а пролетариат и буржуазия превращаются в основные классы общества), период империализма (для этой стадии характерны концентрация производства и капитала, создание монополий, слияние банковского капитала с промышленным, ввоз и вывоз капитала, образование международных монополистических союзов капиталистов, делящих мир, завершение территориального раздела мира и борьба за его передел).
Если для стран Запада была характерна последовательность всех периодов развития капитализма, то Россия имела ряд особенностей. Реформы 60—70-х гг. XIX в. ускорили процесс первоначального накопления капитала. У крестьян появилась возможность уйти от своей земли и стать наемными рабочими. Помещики получали от государства субсидии.
Субсидия — пособие, преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством за счет средств госбюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам, другим государствам. для перевода своих хозяйств на капиталистические рельсы.
Однако феодальные пережитки в деревне (сохранение общины с обычаем круговой поруки, тяжесть выкупных платежей) тормозили развитие товарно-денежных отношений. Таким образом, процесс первоначального накопления капитала не был завершен к моменту наступления нового периода — индустриализации, что стало одной из причин деформации развития капитализма в России.
Другой особенностью экономического развития России было наличие огромного государственного сектора экономики. Так называемые казенные заводы удовлетворяли прежде всего военные нужды государства. Они были исключены из сферы свободной конкуренции, что приводило, в свою очередь, к замедлению развития и даже к разрушению свободных рыночных отношений.
Развитие промышленности и банков. В развитии российских монополий можно выделить несколько этапов. Первые картели возникли в 80—90-е гг. XIX в. В 1901 г. появился картель паровозостроительных заводов, заключались первые картельные соглашения между уральскими горнопромышленниками и закавказскими нефтепромышленниками. На основе этих картелей в 1905—1907 гг. образовались синдикаты «Кровля» и «Нобель-Мазут». Синдикаты были преобладающей формой монополистических союзов в России. В 1902 г. были созданы синдикаты «Продамет» и «Трубопро-дажа», в 1903 г. — «Продвагон» и «Гвоздь», в 1904 г.— Продуголь», в 1909 г. — «Проволока», в 1912 г. — «Электропровод». В начале XX в. в России существовало более 30 разрешенных правительством монополий и большое число тайных.
В 1909—1913 гг. возникают тресты и концерны («Братья Нобель», группа «Шелл» и др.), происходит сращивание промышленного и банковского капитала. Монополии начали борьбу за полное господство во всех отраслях производства. Например, в 1904 г. «Продамет» объединял 60% сбыта металлургической продукции, ак1912г. — уже 95%.В1913— 1917 гг. создается государственно-монополистический капитализм, происходит сращивание финансового и монополистического капитала с государственным аппаратом. По уровню монополизации промышленности Россия не отставала от других стран Европы и США.
С начала XX в. в России шел процесс объединения и укрупнения банков. В 1899 г. объединился ряд петербургских частных банков во главе с Государственным банком. В 1910 г. слились Северный и Русско-Китайский банк, образовав Русско-Азиатский банк. К 1914 г. 12 крупнейших банков контролировали 80% всех банковских средств России. Банки финансировали промышленные предприятия, предоставляя под высокие проценты ссуды и кредиты. В стране складывалась финансовая олигархия, контролировавшая все сферы экономики. Например, председатель правления Русско-Азиатского банка А. И. Путилов одновременно был председателем правления нескольких акционерных обществ, а также членом правления еще 38 других компаний.
Алексей Иванович Путилов (1866—1926, по другим источникам, умер в 1937 г.) — финансист и промышленник. Родился в обедневшей дворянской семье. В 1889 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Отказавшись от профессорской карьеры, в 1890 г. поступил помощником юрисконсульта в Министерство финансов, был замечен С. Ю. Витте и быстро сделал карьеру, став в 1905 г. товарищем (заместителем) министра финансов, управляющим Крестьянским и Дворянским земельными банками. В 1906 г. перешел на службу в частные банки. Первая и вторая революции в России начались с забастовок на Путиловском заводе в Петрограде. После Февраля 1917 г. поддержал Л. Г. Корнилова, надеясь на установление твердой власти. После Октябрьской революции эмигрировал во Францию, где возглавлял Парижское отделение Русско-Азиатского банка и оказывал финансовую помощь белогвардейцам.
Монополисты стали вывозить капиталы на Дальний Восток, в Сибирь, в другие страны, такие как Иран, Китай, Афганистан. Русский царизм включился в борьбу за сферы влияния на Балканах, Дальнем Востоке, в Азии. В Россию стали проникать иностранные предприниматели, которых привлекала дешевизна сырья и рабочей силы. К 1917 г. в российскую промышленность ими было вложено около 2,5 млрд руб. Больше всего средств переводили в Россию Франция, Англия и Германия. Однако это не привело к зависимости России от иностранных государств.
Проникновение иностранного капитала в Россию имело и отрицательные последствия. К 1900 г. ее внешний долг достиг 4 млрд руб. Финансовая зависимость России позволяла европейским политикам вмешиваться в ее внутренние дела и внешнюю политику. Иностранный капитал способствовал закреплению технико-экономической отсталости России, тормозил ее промышленное развитие.
Для России, как и для всякой капиталистической страны, была характерна неравномерность экономического развития: периоды подъема сменялись спадом производства. Подобная цикличность ярко проявилась с 90-х гг. XIX в.
В 1893 г. в России начинается промышленный подъем, продолжавшийся до 1899 г. Происходил бурный рост всех отраслей промышленности, особенно тяжелой. Наибольшим был рост в горнодобывающей и металлургической промышленности, а также в машиностроении. Добыча нефти и каменного угля возросла в 2,5 раза, выплавка чугуна в 3 раза. Интенсивно шло железнодорожное строительство. Если за 1893—1902 гг. было построено 27 тыс. км, то в 1895— 1899 гг. ежегодно сдавалось в эксплуатацию в среднем по 3064 км железнодорожных путей. Новые железные дороги связывали центр страны с ее окраинами. Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. сменился спадом и медленным ростом производства в 1900—1908 гг. В 1900— 1903 гг. закрылось около 3 тыс. предприятий, в основном мелких, не выдержавших конкуренции. Причинами кризиса стали сокращение железнодорожного строительства и связанных с ним заказов, изменение условий мирового денежного рынка, затруднившее получение кредитов, затоваривание рынка.
1909—1913 гг. ознаменовались новым промышленным подъемом. По темпам роста производства Россия вышла на первое место в мире, хотя и отставала по выпуску продукции на душу населения. По добыче нефти Российская империя занимала второе место в мире, по машиностроению — четвертое, по добыче угля, железной руды и производству стали — пятое. По темпам развития некоторых отраслей, например по выплавке чугуна, Россия даже обгоняла западные страны. В то же время по производству электроэнергии Россия стояла на 15-м месте, а некоторые отрасли (автомобилестроение, самолетостроение) у нее вообще отсутствовали. Промышленных товаров в России производилось в 13 раз меньше, чем в Германии, и в 21 раз меньше, чем в США.
Сельское хозяйство. Россия оставалась преимущественно аграрной страной: 70% ее населения было занято в сельском хозяйстве. Сохранение такого феодально-крепостнического пережитка, как помещичье землевладение, обусловливало низкую продуктивность сельского хозяйства. Около 50 млн крестьян имели 75 млн десятин земли, тогда как 70 млн десятин земли принадлежало 30 тыс. помещичьих семей. Сохранение земли за помещиками, государством и церковью вызывало острое малоземелье крестьян, которые были вынуждены арендовать землю. Нехватка земли, отсталая техника крестьянского хозяйства, систематические недороды и бесправие сельского населения позволяли помещикам эксплуатировать крестьянский труд. Отработки, испольщина и издольщина преобладали в 17 губерниях России, в 19 губерниях господствовала капиталистическая форма эксплуатации (денежный оброк), а в 7 — смешанная.
Рост населения в деревне приводил к сокращению наделов. Если в конце XIX в. крестьянский надел составлял 3,5 десятины, то к 1905 г. — уже 2,6 десятины. Рост арендных платежей разорял крестьянство. Вместе с тем общинное землевладение удерживало крестьян в сельской местности, мешало уходу бедняков в города.
В то же время условия для развития сельскохозяйственного производства были благоприятными. К середине 90-х гг. закончился мировой аграрный кризис, и цены на хлеб стали повышаться как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Рост цен на сельскохозяйственную продукцию в 1900— 1913 гг. обгонял общий рост цен в 1,5 раза. Увеличились сборы всех культур, повысилось производство хлеба на душу населения, однако в целом урожайность оставалась низкой. Малоземелье, безденежье не позволяли крестьянам нанимать батраков и вести фермерское хозяйство.
Предпринимательство развивалось в хозяйствах помещиков и зажиточных крестьян. В начале XX в. Россия занимала первое место в мире по объему сельскохозяйственной продукции. К 1913 г. (после аграрной реформы П. А. Столыпина) Россия производила 25% пшеницы, 52% ржи, 38% ячменя всего мирового экспорта зерна. Однако одновременно с этим шел процесс разорения средних и мелких хозяйств. Основной причиной экономической неустойчивости в сельском хозяйстве явилось то, что экстенсивный путь ведения хозяйства исчерпал себя: расширять посевные площади в центре европейской части страны было уже невозможно.
Изменения в быту. Индустриализация, реформы в сельском хозяйстве, рост товарооборота приводили к изменению образа жизни многих слоев общества. Людям приходилось постоянно встречаться с техническими новшествами. Различные машины и приборы изменяли сложившийся уклад. Менялся внешний облик и горожан, и сельских жителей.
Электричество и электротехника стали применяться в машинном производстве, на транспорте и прочно входить в быт не только столичных, но и провинциальных городов. Конно-железная дорога стала вытесняться трамваем, газовое и керосиновое освещение в столицах заменялось электрическим. На улицах появились автомобили, вначале иностранного производства, а с первых лет мировой войны — отечественного.
Рост численности городов привел к расширению строительства. Киев, Одесса, Рига, Тифлис приобретали облик крупных городов мира. В них можно было увидеть благоустроенные кварталы с богатыми особняками в стиле модерн с водопроводом, канализацией, телефонами. В то же время на окраинах находились рабочие кварталы, резко отличавшиеся от застройки центра.
Весной 1896 г. начались первые сеансы кинематографа, а к 1913 г. в городах России насчитывалось более 1400 кинотеатров.