Габбро-анортозиты встречаются среди расслоенных интрузивов основных пород типа Бушвельдского комплекса, а также образуют самостоятельные докембрийские пластовые массивы, тесно ассоциирующиеся с гранитами рапакиви.
Такие массивы залегают в пределах кристаллических щитов древних (до кембрийских) платформ, образуя протяженные прерывистые пояса вдоль их складчатого обрамления.
Характерно развитие пироксеновых разностей габбро-анортозитов, местами переходящих в габбро-нориты и даже пироксепиты, многие из которых содержат оливин.
На Украинском щите габбро-анортозитовые массивы имеют уплощенную, почти пастообразную форму, осложненную блоковыми подвижками и по составу для них характерно развитие пироксеновых разностей, переходящих в габбро-нориты. Главный поисковый критерий:наличие в пределах щитов массивов габбро-анортозитов
Главным рудным минералом анортозитов с иризирующим Лабрадором является ильменит. В этой связи следует напомнить, что одна из причин иризации Лабрадора обусловлена тонкими ориентированными включениями ильменита
основной геологической предпосылкой месторождений иризирующего Лабрадора служит наличие в пределах щитов древних платформ массивов субплатформенных габбро-анортозитов, прорывающих глубокометаморфизованные архейские и нижне-, среднепротерозойские породы.
Цветные камни в эффузивных породах. Эффузивные породы по-разному проявляют себя как источники цветных камней.
1.некоторые драгоценные камни являются акцессорными минералами — порфировыми вкрапленниками в эффузивах (например, сапфир, циркон и хризолит в щелочных базальтах, иризирующий санидин — лунный камень в калиевых риолитах и т. п.).
2.сами эффузивные породы могут служить поделочными камнями (кислые вулканические стекла-обсидианы, яшмовидные фельзитовые порфиры и трассы).
3.эффузивы, активно взаимодействуя с поствулканическими растворами, нередко вмещают гидротермальные минералы кремнезема, используемые в ювелирно-камнерезном производстве — агат, опал, аметист.
4.. в корах выветривания кислых эффузивов с медным оруденением образуется бирюза.
Цветные камни встречаются в эффузивных породах разного петрографического состава и формационного типа. Особенное внимание из них привлекают трапповые формации древних платформ с обильной поствулканической гидротермальной минерализацией (агат, аметист)
Щелочные базальты с хризолитом, сапфиром и цирконом.Протомагматические вкрапленники сапфира, циркона и хризолита встречаются в мезо-кайнозойских эффузивах щелочно базальтового типа, характеризующихся умеренной недосыщенностью кремнеземом (SiO;, менее 48—49%) и нефелином достаточно высок . Щелочные базальты широко развиты в пределах океанических дуг, а также в областях тектоно магматической активизации на континентах (рифтовых зонах).
Высокоглиноземистые сапфиро-цирконосные щелочные базальты (А12О3 более 17,5%) обнаружены только на континентах. При этом сапфироносны обычно некки и дайки прижерловых фаций, залегающие в полевошпатовых кристаллических сланцах и гнейсах. Хризолитоносные базальты сравнительно бедны глиноземом (А12О3 менее 15%) и обогащены магнезией (MgO'более 7%), что способствует кристаллизации магнезиального оливина-форстерита).
Порфировые вкрапленники хризолита или сапфира и циркона распространены преимущественно в зонах излияния лав. Они концентрируются в нижних, быстро застывающих частях лавовых покровов, что необходимо для сохранения протомагматических минералов, образовавшихся еще в магматическом очаге или в выводном канале.
Поисковые критерии: сапфиром, цирконом и хризолитом.
1. Сапфиро- и циркононосные базальты развиваются в зонах активизации областей, завершенной складчатости вблизи полей полевошпатово-слюдистых кристаллических сланцев, гранитов и гнейсов. Они богаты глиноземом, обеднены магнезией и относятся -к нефелин-базальтовой субформации щелочных базальтов
2. Хризолитоносные базальты встречаются как в зонах активизации на континентах, так и в пределах островных дуг. Они магнезиальны, содержат мало глинозема и близки к оливиновым базанитам. Ювелирный хризолит сохраняется только в свежих четвертичных базальтах.
3. Скопления сапфира, циркона или хризолита тяготеют к зонам излияния лав. В этих же местах формируются элювиально-делювиальные и аллювиальные россыпи
Траппы и андезит-базальтовые эффузивные формации с агатом и аметистом. Для эффузивных формаций основного (базальтового) и умеренно основного (андезито-базальтового) состава весьма характерна поствулканическая низкотемпературная минерализация халцедоном (агатом) и аметистом. Трапповые формации эффузивных пород развиты на др. платформах и в консолидированных складчатых областях(завершающая складчатость). Составляющие их эффузивные и осадочно-пирокластические породы залегают почти горизонтально, выполняя пологие прогибы (мульды) или впадины грабен-синклинального типа. Вулканогенные толщи иногда насчитывают десятки лавовых покровов, местами разделенных прослоями туфов и туффитов. Суммарная мощность вулканических пород измеряется сотнями и даже первыми тысячами метров.
Гидротермальная поствулканическая минерализация базальтов и андезитов соответствует цеолитовой фации метаморфизма, при которой первоначально кристаллизуются цеолиты (анальцим, натролит, гейландит, десмин, морденит и др.), а затем халцедон (агат), кварц (аметист) и кальцит. Кремнезем в основном высвобождается из боковых пород — базальтов или андезитов в результате хлоритизации, цеолитизации и аргиллизации вулканического стекла и породобразующих силикатов.
Выделяются следующие поисковые критерии агатоносности базальтовых и андезит-базальтовых вулканических формаций.
1. Цеолитовая фация метаморфизма эффузивов, наиболее четко выражающаяся в наличии миндалин хлорит-цеолит-халцедонового состава.
2. Развитие в эффузивных толщах стекловатых миндалекаменных пород: витробазальтов, мандельштейнов, трахилитов,.а также шаровых лав как свидетельство высвобождения кремнезема.
3. Наличие разрывных нарушении и малых субвулканических тел — даек и некков. (проницаемые зоны).
Агат иногда сопровождается аметистом. Месторождения-бразилии, Армении. Косвенными признаками аметиста служат развитие поздней собственно кварцевой стадии минерализации, сменяющей халцедоновую.
Эффузивы кислого составас обсидианом, агатом и другими цветными камнями.Эффузивные породы кремнекислого состава с цветными встречаются в основном в составе двух континентальных вулканических формаций: смешанной риолит-дацит-андезит-базальтовой и андезит-дацит-риолитовой.
Свежие, слабомстаморфизованные риолиты могут содержать прослои и линзы поделочного обсидиана а также порфировые вкрапленники альмандина или иризирующего санидина.
Поствулканическая гидротермальная минерализация агатом, опалом и изредка аметистом наблюдается в риолитах, перлитах и риолит-дацитах независимо от их формационной принадлежности. При этом агат, как правило, выполняет пустоты—литофизы среди сильноизмененных (аргиллизированных) стекловатых лав.
Таким образом, можно наметить следующие предпосылки поисков цветных камней в эффузивах кислого состава.
1. Широкое развитие в вулканических дацит-риолитовых и смешанных риолит-дацит-андезит-базальтовых формациях наиболее кремнекислых и стекловатых разновидностей эффузивных пород: вулканических стекол (перлитов, обсидианов) и риолитов.
2. Для обсидиана и порфировых вкрапленников иризирующего санидина (лунного камня) — слабый метаморфизм и лишь частичная гидратизация эффузивов, способствующие сохранению этих камней.
3. Для агата и других поствулканических минералов, наоборот, — проявление гидротермального изменения дацит-риолитов, главным образом их аргиллизация. Особенно благоприятны горизонты развития в риолитах литофиз и тому подобных протоэффузивных газовых пустот, вмещающих гидротермальныеминералы.