Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-психологическое измерение безопасности



ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Безопасность - одна из характеристик и критериев функциони­рования и развития социальных, экономических, технических, эко­логических и биологических систем. Поэтому анализ системы без­опасности невозможен в отрыве от анализа эффективности разви­тия экономических и социальных систем. Из этого следует, что есть базовые явления социально-экономического и технического порядка, от которых зависит уровень безопасности.

Признаками безопасности социальной системы являются вы­сокая продолжительность, качество жизни населения и т.д. И на­оборот: низкая продолжительность жизни и высокий уровень со­циальной напряженности - симптомы опасного состояния социаль­ной системы. То же самое можно сказать и о экономической систе­ме и соответственно безопасности

Таким образом, состояние социально-экономической системы является несущей конструкцией, каркасом безопасности. В то же время развитие, «здоровье», нормальное состояние общества и личности является целью социальной безопасности. Социальная безопасность означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, це­лей всего населения страны, а не какого-либо одного слоя за счет ресурсов другого и выражается в ряде показателей: качестве, про­должительности жизни, эмиграции, доверии к ней со стороны других государств и т. п.

В настоящее время на смену идеологическому пришло обще­принятое в мировой теории и практике понимание безопасности. Иначе говоря, вместо государственной речь стала идти о нацио­нальной безопасности.

Под национальной безопасностью следует понимать систему мер на разных уровнях и условиях, направленную на предотвра­щение и ликвидацию угроз для устойчивого развития личности, общества, экономики и государства.

Национальная безопасность складывается из внешней и внут­ренней безопасности.

Внешняя безопасность имеет два уровня: общепланетарный (гло­бальный) и межгосударственный. При анализе внешней безопасно­сти важно иметь в виду угрозы экологического, военного, радиаци­онного, эпидемиологического, криминального, природного и куль­турно-нравственного порядка (экспансии).

Внутренняя безопасность предполагает предотвращение угрозы экономического характера, например превращение рынка в крими­нально-монопольный, а также угрозы военного переворота, утечки информации, совершения террористических актов, чрезвычайных происшествий социального, природного, биологического и техни­ческого происхождения, соблюдение конституции и прав человека.

Обеспечение системы национальной безопасности осуществля­ется на разных уровнях: международном, государственном, регио­нальном, организационном и личностном.

В зависимости от источника происхождения можно выделить следующие типы угроз:

-природного порядка (наводнения, землетрясения, бураны, цунами и т.д.);

- эпидемиологические (эпидемии);

- техногенные (катастрофы, взрывы, пожары и т. п.);

- социальные;

- социально-психологические.

Центральными понятиями теории безопасности являются поня­тия «угроза», «опасность», «вред», «ущерб», «риск» и т. д. В одних случаях эти понятия употребляются как синонимы, в других - как нерядоположенные явления.

Опасность есть совокупность условий и факторов, вызываю­щих нарушение нормального функционирования и развития че­ловека или общества.

Процесс воздействия опасности на ту или иную систему имеет определенную структуру. Структура этого процесса совпадает со структурой любого действия. В этой связи могут быть выделены статический и динамический аспекты процесса воздействия опас­ности. Статический аспект включает: источник (субъект) опасности; объект, подвергающийся опасности; средства, которыми ис­точник опасности воздействует на объект опасности. Динамиче­ский аспект включает: цель, которую ставит источник опасности по отношению к объекту; процесс самого воздействия источника опасности на объект; результат этого воздействия.

I. Относительно источника все опасности могут быть классифицированы:

- по сферам возникновения;

- скорости развития (нарастания) опасности;

- заряду деструктивности, заложенной в опасности.

II. Относительно объекта опасности все виды опасности могут быть классифицированы:

- по рефлексии;

- восприятию;

- степени информированности об опасности;

- способности устранить опасность;

- степени подготовленности к реакции на опасность;

- степени осознания объектом возможных последствий в ре­зультате действия данной опасности;

- степени угрозы объекта;

- изученности объектом угрожающих ему опасностей.

III. Относительно средств действия опасности все опасности могут быть классифицированы:

- по структурной организации;

-возможности противодействия этим средствам.

IV. Относительно цели, имеющейся у источника опасности, все опасности могут быть классифицированы:

- по наличию цели;

- направленности цели;

- количеству объектов, на которые направлено действие источника опасности.

V. Относительно процесса воздействия опасности на объект все опасности могут быть классифицированы:

- по способу воздействия на объект;

- времени воздействия на объект.

VI. Относительно результата воздействия опасности на объект все опасности могут быть классифицированы по степени допустимого воздействия опасности на объект.

Сложилось так, что эти понятия относятся к центральным по­нятиям теории национальной безопасности.

Однако при этом важно учитывать, что в зависимости от под­хода к толкованию данных дефиниций содержание их будет зна­чительно отличаться. Так, с правовой точки зрения опасность по­нимается по-своему, с психологической - иначе. Короче говоря, есть объективное и субъективное толкование этого явления.

Вместе с тем необходимо определять уровень опасности: высо­кий, средний и низкий. Критериями каждого из этих уровней явля­ется уровень социальной напряженности, конфликтности и т.д.

С социально-психологической точки зрения основу концепции национальной безопасности, и прежде всего международной, меж­государственной, должна составить теория социальных конфлик­тов, в том числе глобальных, геополитических, межгосударствен­ных, региональных, внутриполитических и т. п.

Конфликтологический подход к построению концепции на­циональной безопасности позволяет определить наиболее значи­мые национальные интересы, жизненно важные зоны, угрозы их существованию.

Подобное возможно лишь на основе четких представлений о причинах, динамике конфликтов внутри России, между государст­вами, входящими в СНГ, и о противоречиях глобального характера. Такой подход позволит строить внутреннюю и внешнюю политику России на основе принципа соблюдения национальных интересов.

Конфликтологический подход позволяет объяснить, почему царский режим в России объективно привел к известным октябрь­ским событиям, большевистский - к массовым репрессиям, а про­водимые с 1991 г. реформы - к социальной напряженности. Данный подход также дает возможность прогнозировать эскалацию конф­ликтов, связанных с геополитическими изменениями, обострением борьбы за сырьевые источники (газ, нефть и пр.). В свою очередь, это обстоятельство позволяет определить грамотную военную доктрину, потенциальных противников и создать армию, способ­ную обеспечить внешний контур национальной безопасности.

Иными словами, конфликтологический подход позволяет избе­жать наивного взгляда на развитие межгосударственных отноше­ний в будущем. Проблемы сырья, территорий, народонаселения, ресурсов, экологии обостряют эти отношения. Причины межгосу­дарственных конфликтов из идеологической плоскости перешли в область жизнеобеспечения населения той или иной страны. По­этому нужна адекватная готовность к такого рода событиям. Имен­но с учетом этого нужно проводить реформы армии.

При этом следует иметь в виду, что войны сегодня могут вестись и без применения военной силы, т.е. информационным способом. Попытки внедрения информационного тоталитаризма (экспансио­низма) объясняются борьбой за расширение сфер контроля с по- мощью средств массовой информации. При этом речь идет не просто о контроле и учете общественного мнения, но и, главным образом, о массовом манипулировании, создании автоматически конформной личности. Подобный подход прямо противоположен идеям Роджерса, Маслоу, Франкла о личностном развитии, само­актуализации, поиске смысла человеческой жизни.

В связи с этим встает проблема создания информационной без­опасности личности и общества, в том числе от телевизионного насилия. Она включает в себя не только технические, юридиче­ские средства защиты, но и психологические, например идею не­насилия: отказ от применения насилия в политике, мысль о более гармоничной стратификации общества, эффективном развитии организации, ненасильственном общении и т. п.

Сегодня одна из главных опасностей - разрушение российского менталитета, культуры, психического и нравственного здоровья нации.

Соответственно одной из центральных задач национальной безопасности является сохранение высочайшей культуры российкого народа, здоровья нации.

Одной из опасностей для психического здоровья нации является воздействие «масс-медиа» - электронный контроль за жизнью, на-"роениями, мнением граждан, политических организаций и т.д.

Специальные технические средства нового класса способны не­гативно влиять на психику, причем как на сознательном, так и на подсознательном уровне, парализовать деятельность всех систем.

Создание концепции национальной безопасности поможет ре­шить проблему нравственного и психического здоровья нации, а также государственного устройства и объединения с бывшими союзными республиками.

Вместе с тем следует отметить, что международную, государст­венную, социальную безопасность можно объяснить, исходя из теории социальных конфликтов; организационную и личностную безопасность вряд ли можно понять без обращения к иным теори­ям, в частности к теории социально-психологической компетент­ности личности.

Безопасность представляет собой совокупность условий и фак­торов, обеспечивающих нормальное функционирование и разви­тие человека и общества. При этом следует выделять высокий, средний и низкий уровни безопасности.

Социально-психологический подход к измерению безопасно­сти предполагает выделение в качестве причин ее возникновения таких явлений, как:

- конфликты;

-деформация социальных отношений, общения, общностей, ин­ститутов и личности;

- организационная культура;

- социально-психологическая компетентность;

- стрессоры, травмы;

- криминальные угрозы.

В настоящее время необходим наиболее тщательный социаль­но-психологический анализ именно криминальных угроз.

Безопасная власть

С научной точки зрения власть - многофункциональное, мно­гомерное, многоуровневое социальное явление. Иначе говоря, власть - социальный институт.

Как социальный институт в различных типах государств власть выполняет разнообразные функции: при тоталитарном режиме -одни, при демократическом -другие.

Власть - это способность и возможность оказывать определен­ное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Во властных отношениях предполагается не менее двух субъектов, которыми могут выступать отдельные лица, а также «коллективно действую­щее лицо» (партия, организация, комитет, совет и т.д.).

Общественные законы суть законы сотрудничества и взаимо­влияния чувств, желаний и представлений людей, вступающих в общественное взаимодействие. Однако любое сотрудничество -это действия людей, имеющих определенную направленность и предполагающих некоторую силу, а именно - власть. Власть рож­дается с самим общественным процессом, являясь одним из необ­ходимых условий его функционирования. Власть есть сила на­правляющая, но в то же время она сама порождается обществен­ными силами.

В основе разделения властей в демократическом государстве -невозможность осуществления власти из единого центра, единым властвующим субъектом. Разделение власти возможно по верти­кали и по горизонтали. Вертикальное разделение - это разделение власти между различными уровнями государственного управле­ния: общенациональным (или центральным) и местным. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например региональный. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена кон­ституцией. Такая система власти называется федеральной. Если же региональный уровень власти отсутствует, то такая система власти называется унитарной.

Горизонтальное разделение власти строится между структура­ми какой-либо системы управления одного уровня.

Если говорить о власти как о нормальном социальном институ­те, то под этим подразумевается, что основной его функцией яв­ляется обеспечение прав и свобод личности и в целом националь-

ной безопасности страны. Есть мировые стандарты, правовые кри­терии, определяющие «норму» власти, а именно:

а) разделение функций;

б) выборность;

в) верховенство закона;

г) возможность победившей партии (коалиции, блока) на выборах в условиях многопартийной системы формировать правительство и реализовывать программу, за которую проголосовало большинство;

д) контроль со стороны парламента за исполнением бюджета;

е) обеспечение прав и свобод личности;

ж) наличие легальной оппозиции и др.

Существуют также нравственные, организационно-управленче­ские, социальные, экономические критерии власти, в частности качество, благосостояние, продолжительность жизни народа.

Однако власть как абсолютно нормальный социальный инсти­тут практически не существует. В условиях социального неравен­ства всегда возникают осложнения, отношения зависимости, при­нуждения, насилия, осуществляемые с помощью сил и средств, подчиненных власти. Впрочем, данное обстоятельство не всегда говорит о деформации власти, так как выполнение ею своих функций зачастую связано с оправданным принуждением.

В строгом смысле деформация власти означает невыполнение относящихся к ее компетенции функций или выполнение дис­функций.

Признаками деформации власти являются:

1.Узурпация, отсутствие выборности, разделения функций между исполнительной и представительной властью, самоуправления на му­ниципальном уровне и прочие обстоятельства аналогичного плана.

2.Наличие двойных стандартов, преследование оппозиции, ина­комыслия, ложь, отсутствие открытости, нарушение прав и свободы личности, необеспечение национальной безопасности, ошибки стра­тегического характера, повлекшие катастрофические последствия.

Деформированная власть покоится на определенном ментали­тете, отсутствии гражданского общества.

Согласно государственной точке зрения в историографии Рос­сийское государство и его идеология играли ведущую роль в раз­витии России.

Сторонники этой школы считают, что государство всегда фор­мировало российское общество, а не наоборот. При этом безраз­лично, что понимать под государством: самодержавие или дикта­туру пролетариата, самодержца или вождя, царя-батюшку или отца народов, князя или секретаря обкома, православие или другую какую-либо идеологию.

Указанное направление также придает большое значение свое­образию российской истории, вплоть до утверждения, что Россия идет своим особым путем развития.

Власти принадлежит основное место среди государственных институтов.

Специфическая природа власти в России (ее бесконтрольность, закрытость, безответственность и т.д.) позволяла ее представите­лям обходиться без политической культуры. В свою очередь, это обстоятельство еще более деформировало институт власти.

Политическая культура складывается в процессе взаимодейст­вия властных институтов с экономическими и другими институ­тами, политики с культурой. Известно, что между ними зачастую возникают конфликты. Даже самое авторитетное правительство не может обойтись без услуг пусть даже специально сформиро­ванного отряда деятелей культуры, способных выполнить властный заказ.

Власть имеет в своем распоряжении госаппарат, суд, полицию, службу безопасности и тюрьмы. Культура же поддерживается че­рез знания, нормы и ценности и действует преимущественно через систему образования, издательства, музеи, средства массовой коммуникации, театры, язык и т.д.

Политические отношения определяются не только соотноше­нием сил или характером социальной структуры, но и сложивши­мися в обществе духовными принципами, представлениями и цен­ностями. В политической деятельности проявляется также взаи­модействие с культурным наследием, в котором общество нахо­дит (или не находит) обоснование современной модели политиче­ского устройства.

Взгляд на политику через призму культуры позволяет лучше по­нять, какая власть, в какой степени, когда и для кого является цен­ностью, а также каково взаимоотношение между различными цен­ностями, например между властью и собственностью, властью и пре­стижем, властью и религиозной святостью, властью и моралью [5].

К политической культуре относятся те ее элементы (нормы, ценности, знания и смыслы), которые влияют на отношение чле­нов общества к политическим явлениям и реализации политиче­ских акций [4].

Однако не стоит противопоставлять нечистую политику как «средоточие насилия и своеволия, систему господства и подчине­ния» и чистую политику как «средоточие моральных норм и ду­ховных ценностей».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.