Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу, как вы поступите?



а) С возмущением посмотрите на обидчика.

б) Сухо сделаете замечание.

в) Выскажетесь, не стесняясь в выражениях.

Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась, что вы сделаете?

а) Промолчите.

б) Ограничитесь коротким тактичным комментарием.

в) Устроите скандал.

Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

а) Постараетесь казаться равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда больше не участвовать в ней.

б) Не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш.

в) Проигрыш надолго испортит настроение.

Ответный лист

1. а, б, в 5. а, б, в
2. а, б, в 6. а, б, в
3. а, б, в 7. а, б, в
4. а, б, в 8. а, б, в

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается общее количество баллов, при этом за ответ «а» дается 4 балла, «б» - 2, «в» - 0 баллов:

22-32 балла:вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон — мне друг, но истина дороже» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, и если обстоятельства сложились так, чтобы вы высказали свое мнение, сообщите его, невзирая на лица.

12-21 балл:вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 баллов:споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика — ради самой критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто оказывается рядом с вами на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!


ДИАГНОСТИКА ДОМИНИРУЮЩЕГО И АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Опросник «Доминирующее состояние» (ДС)

Назначение методики – определить характеристики настроений и некоторые характеристики личностного уровня психических состояний с помощью субъективных оценок обследуемого. Опросник предназначен главным образом для диагностики относительно устойчивых (доминирующих) состояний.

Инструкция. В опроснике приведены признаки, описывающие состояние, поведение, отношение человека к различным явлениям. Оцените, насколько эти признаки свойственны вам, имея в виду не только сегодняшний день, а более длительный отрезок времени.

Не стремитесь «улучшить» или «ухудшить» ответы, это приведет к недостоверным результатам, так как методика улавливает искажения и неискренность ответов. Вы можете быть уверены, что ваши ответы не будут разглашены.

Свое согласие с каждым приведенным в опроснике суждением выразите с помощью 7-балльной шкалы:

1 – полностью не согласен;

2 – согласен в малой степени;

3 – согласен почти наполовину;

4 – согласен наполовину;

5 – согласен более чем наполовину;

6 – согласен почти полностью;

7 – согласен полностью.

Вашим ответом будет выбор одного из баллов шкалы – 1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7. Запишите выбранный балл в листе для ответов рядом с порядковым номером этого пункта.

Не пропускайте ни одного пункта опросника. Просим в самом опроснике ничего не писать и не подчеркивать. Пожалуйста, не переправляйте одну цифру на другую на том же месте. Для исправления перечеркните ненужную цифру и напишите справа новую.

Заполните все графы в верхней части листа для ответов, напишите время начала работы и приступайте к опроснику. Вместо фамилии, имени и отчества можете написать любой псевдоним.

 

Текст опросника

  1. Мой организм сильно реагирует на перепады погоды или изменения климата.
  2. Очень часто бывает настроение, когда я легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным.
  3. Я во всем стараюсь быть первым и лучшим.
  4. Я чувствую себя в большом нервном напряжении.

5. Я тревожусь очень часто.

6. Я безосновательно чувствую себя довольно несчастным.

7. Я часто плохо засыпаю.

8. Повседневные трудности лишают меня покоя.

9. У меня очень часто бывают периоды такого сильного беспокойства, что мне трудно усидеть на месте.

10. Мои мысли постоянно возвращаются к возможным неудачам, и мне трудно направить их в другое русло.

11. Я часто хвалю людей, которых знаю очень мало.

12. Я испытываю неопределенное беспокойство, боязнь, сам не знаю отчего.

13. Если все против меня, я нисколько не падаю духом.

14. Я просыпаюсь утром неотдохнувшим и усталым.

15. Часто я чувствую себя бесполезным.

16. Мне не удается сдерживать свою досаду или гнев.

17. Трудные задачи у меня поднимают настроение.

18. У меня часто болит голова.

19. Часто бывает, что я с кем-то посплетничаю.

20. Масса мелких неприятностей выводит меня из себя.

21. У меня часто возникает предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание.

22. Меня легко задеть словом.

23. Я полон энергии.

24. Очень часто какой-нибудь пустяк овладевает моими мыслями и беспокоит меня по несколько дней.

25. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожидает.

26. Существует конфликт между моими планами и действительность.

27. Очень часто я чувствую себя усталым, вялым.

28. В ситуациях длительных нервно-психических нагрузок я проявляю большую выносливость.

29. Часто из-за кого-нибудь я теряю самообладание.

30. Я склонен преувеличивать в своих мыслях негативное отношение ко мне близких людей.

31. У меня очень часто бывает тяжесть в голове.

32. Мои манеры за столом дома обычно не так хороши, как в гостях.

33. Я упускаю удобный случай часто из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение.

34. Есть очень много вещей, от которых я легко раздражаюсь.

35. Я часто испытываю чувство напряжения и беспокойства, думая о происшедшем в течение дня.

36. Когда я неважно себя чувствую, я раздражительный.

37. Из-за волнения у меня часто пропадает сон.

38. Меня можно назвать человеком, полным надежд.

39. Совсем незначительные препятствия меня сильно раздражают.

40. Очень часто у меня бывает хандра (тоскливое настроение).

41. Я ощущаю, что мне не хватает времени, чтобы сделать все, что нужно.

42. Мне часто приходят в голову нехорошие мысли, о которых лучше не рассказывать.

43. Утром после пробуждения я еще долго чувствую себя усталым и разбитым.

44. Мне очень нравится постоянно преодолевать новые трудности.

45. У меня есть желание изменить в своем образе жизни очень многое, но не хватает сил.

46. В большинстве случаев я легко преодолеваю разочарование.

47. Удовлетворение одних моих потребностей и желаний делает невозможным удовлетворение других.

48. У меня очень большая выносливость к умственной работе.

49. Часто неприличная или даже непристойная шутка меня смешит.

50. Я смотрю в будущее с полной уверенностью.

51. Я очень часто теряю терпение.

52. Люди разочаровывают меня.

53. Мне все быстро надоедает.

54. Мне кажется, что я близок к нервному срыву.

55. Я часто испытываю общую слабость.

56. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

57. Меня утомляют люди.

ЛИСТ ДЛЯ ОТВЕТОВ

ФИО (полностью)____________________________________________________

Число, мес., г. р. ___________________ Пол. _____________________________

Дата опроса__________________________________________________________

 

Опросник ДС
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
         
         
         

 

Обработка результатов тестирования.Обработка заключается в суммировании написанных обследуемым баллов по всем пунктам, входящим в соответствующую шкалу.

Ключ к шкалам полного варианта ДС (ДС-8)

Ак: 13, 17, 23, 28, 44, 46, 48, 50. В шкале 8 пунктов.

Бо: (3), 6, 8, (17), (38), 39, (50). В шкале 7 пунктов.

То: 1, 7, 14, 18, 27, 43, 55, 57. В шкале 8 пунктов.

Ра: 4, 8, 25, 31, 35, 37, 41. В шкале 7 пунктов.

Сп: 5, 9, 10, 12, 21, 24, 30, 35. В шкале 8 пунктов.

Ус: 16, 20, 29, 34, 51, 53, 54, 56. В шкале 8 пунктов.

Уд: 2, 15, 22, 26, 33, 40, 45, 47, 52. В шкале 9 пунктов.

По: 11, 19, 32, 36, 42, 49. В шкале 6 пунктов.

В шкале Бо номера пунктов, взятые в скобки, имеют инвертированную 7-балльную шкалу. По этим пунктам в суммарный балл шкалы идут не те баллы, которые написаны испытуемыми, а разница, получаемая после вычитания написанного балла (в бланке ответов) из 8. Соответственно нужно использовать формулу

S = 8 - М

где М – балл, написанный испытуемым, S – балл, который войдет в сумму «сырых» баллов для данной шкалы.

Вместо формулы можно использовать таблицу для пересчета.

 

Перерасчет баллов

Балл, написанный испытуемым
Балл, учитываемый при суммировании

 

Обратите внимание, что такое преобразование баллов необходимо только для пунктов шкалы Бо, номера которых взяты в скобки.

После подсчета первичных баллов по всем шкалам необходимо перевести их в стандартные. Для этого используются таблицы перевода с учетом пола обследованного субъекта. В столбце «Сырые баллы» находим подсчитанный первичный («сырой») балл для первой шкалы (Ак). На пересечении его строки и столбца шкалы Ак находим клетку, где записана стандартная Т-оценка по шкале Ак. Далее – таким же образом для шкал Бо, То, Ра, Сп, Ус, Уд, По. Например, первичный балл по шкале Ак составил 29 единиц. В первом столбце – «Сырые баллы» – находим строку, в которой стоит число 29. Справа от него записана стандартная Т-оценка, равная 40. Для первичного балла по шкале Бо, составляющего 29 единиц, стандартная Т-оценка равна 38, для первичного балла по шкале То стандартная Т-оценка равна 39 и т.д.

Оценка выраженности параметра состояния.Шкалы стандартных Т-баллов построены таким образом, что средние величины приравниваются к 50 Т-баллам. 10 Т-баллов равно одной сигме (сигма – среднеквадратичное отклонение).

Повышенные оценки по той или иной шкале – 55 Т-баллов и более. Это отклонение от средней величины в большую сторону более чем на половину сигмы. Пониженные оценки – это оценки 45 Т-баллов и менее. Это отклонение от средней величины в меньшую сторону более чем на половину сигмы. Высокие оценки – 60 Т-баллов и более. Низкие – 40 Т-баллов и менее.

Основные шкалы

Шкала Ак: активное—пассивное отношение к жизненной ситуации.

Высокие оценки (более 60 Т-баллов). Выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности. Ощущение сил для преодоления препятствий и достижения своих целей. Жизнерадостность выше, чем у большинства людей.

Низкие оценки (менее 40 Т-баллов). Пассивное отношение к жизненным ситуациям, в оценке многих из них преобладают пессимизм, неверие в успешное преодоление препятствий.

ШкалаБо: бодрость—уныние.

Высокие оценки. Повышенное, бодрое настроение, преобладает Положительный эмоциональный фон. Расширение интересов, ожидание радостных событий в будущем. Выражено желание действовать.

Низкие оценки. Пониженное, печальное настроение, уныние, преобладает отрицательный эмоциональный фон. Свойственны разочарованность ходом событий, сужение интересов, в картине будущего отмечаются мрачные тона, смысл его неясен. При очень высоких оценках – подавленность, чувство грозящего несчастья, гипотимность.

Шкала То:тонус высокий—низкий.

Высокие оценки. Повышенная вероятность активности и расходования энергии, стенического реагирования на возникающие трудности. Субъективные ощущения внутренней собранности, запаса сил, энергии. Повышена готовность к работе, в том числе продолжительной.

Низкие оценки. Характерны усталость, несобранность, вялость, инертность, низкая работоспособность. Снижена вероятность проявления активности, расходования энергии, уменьшен ресурс сил, повышена утомляемость. Склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.

Шкала Ра:раскованность—напряженность.

Высокие оценки. В настоящей ситуации человек не усматривает вызова, проблемы в значительной степени разрешены или успешно решаются. Желаемые цели воспринимаются как вполне достижимые. Возможно, что ситуация оценивается как неразрешимая, но нет ее активного отвержения, эмоциональная острота непринятия стерта. Нет сильного стремления осуществлять какие-либо изменения в себе, своем поведении или в ситуации, интенсивно выполнять необходимые преобразования, в большей мере овладевать ситуацией. Характерна раскованность. При очень высоких оценках – безразличие, успокоенность.

Низкие оценки. Преобладает интенсивное стремление осуществить необходимое, в более полной мере действовать, вести себя желаемым образом. Переживание большой значимости происходящих в жизни субъекта событий, возникшей ситуации; переживание повышенной значимости осуществляемого поведения, деятельности. Свойственно более масштабное вовлечение ресурсов или активизация защитных механизмов. Под напряженностью здесь имеется в виду преимущественно эмоциональная напряженность.

Шкала Сп:спокойствие—тревога.

Высокие оценки. Большая уверенность в своих силах и возможностях, чем у большинства людей. В психическом состоянии переживание тревоги имеет определяющее значение для ряда других явлений. Именно тревога усиливает звучание эмоциогенных раздражителей различной силы, в том числе и незначительных, увеличивая интенсивность отрицательных эмоций, усугубляя их негативное влияние на сознание, поведение и деятельность. Шкала предназначена для измерения уровня генерализованной тревоги. В литературе она об­означается также терминами «свободно плавающая», «немотивированная» и др.

Низкие оценки. Повышена склонность испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, видеть угрозу престижу, благополучию независимо от того, насколько реальны причины. Ожидание событий с неблагоприятным исходом, предчувствие будущей угрозы (наказания, потери уважения или самоуважения) без ясного осознания ее источников.

ШкалаУс: устойчивость—неустойчивость эмоционального тона.

Высокие оценки. Преобладают ровный положительный эмоциональный тон, спокойное протекание эмоциональных процессов. Высокая эмоциональная устойчивость, в состоянии эмоционального возбуждения сохраняются адекватность и эффективность психической саморегуляции, поведения и деятельности. Очень низкие оценки можно интерпретировать как эмоциональную ригидность.

Низкие оценки. Снижена эмоциональная устойчивость, легко возникает эмоциональное возбуждение, настроение изменчиво, повышена раздражительность, преобладает негативный эмоциональный тон.

Шкала Уд:удовлетворенность—неудовлетворенность жизнью в целом (ее ходом, процессом самореализации).

Высокие оценки. Удовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, самореализацией. Человек ощущает способность брать на себя ответственность и возможность делать выбор, в котором слышен голос собственного Я. Субъект чувствует готовность преодолеть трудности в реализации своих способностей (если высшие потребности активизированы). Достаточно высокая оценка личностной успешности.

Низкие оценки. Неудовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, процессом самореализации и тем, как в настоящее время разворачиваются основные жизненные события. Низкая оценка личностной успешности. В настоящее время человек не нашел себя полностью, не раскрыл, не ощутил в себе надежных внутренних опор, не чувствует способности требовать от самого себя правдивых ответов. Часто характерен уход в сомнения, который позволяет уклониться от необходимости сделать жизненный выбор, прислушиваясь, прежде всего, к самому себе, принимая на себя ответственность за то, что с тобой происходит.

Контрольная шкала

Шкала По:«положительный—отрицательный образ самого себя». Эта шкала вспомогательная, она позволяет определить критичность самооценивания (низкую или высокую) и его адекватность. В шкале 6 пунктов.

Очень высокие оценки говорят о недостаточно развитом понимании себя. При стандартных баллах по этой шкале, превышающих 65, есть основания предполагать низкую критичность в самооценивании, недостаточную его адекватность, неискренность. Другими причинами таких показателей могут быть: отрицательное отношение к обследованию, влияние сильной заинтересованности обследуемого в «положительных, хороших» результатах тестирования.

Оценки 60-64 балла означают сниженную критичность в самооценивании, недостаточную адекватность самооценки. Если по шкалам Ус, Сп или Уд получены высокие оценки – более 60, то, скорее всего, данные в целом недостаточно надежны.

Показатели в диапазоне 40-59 характеризуют степень принятия личностью себя. Чем выше стандартный балл, тем ниже критичность самооценивания и больше принятие себя со всеми своими недостатками. При оценках менее 50 баллов есть все основания говорить о достаточной искренности в ответах, выраженном стремлении к адекватности в оценке своих психологических особенностей и своего состояния, о критичности в самооценивании.

Низкие оценки – менее 40 баллов – свидетельствуют не только о высокой критичности в самооценке и большом стремлении быть искренним, но и о негативном отношении к себе. Насколько же сильным бывает влияние феномена социальной желательности в диагностике настроения?

Проявления феномена социальной желательности.Социальная желательность – предрасположенность или установка давать на самооценочные вопросы социально одобряемые ответы, чтобы казаться себе или другим социально более желательным. Проявляется социальная желательность в том случае, когда оцениваются характеристики, значимые для социального окружения, делающие их обладателя в этом отношении привлекательным.

Использование в методике ДС внутри каждого пункта 7-балльной шкалы позволяет интерпретировать оценки по шкале По не только в понятиях искренности—неискренности. Критичность самооценивания тесно связана с самопринятием личностью. Чем оно полнее, тем положительнее образ себя, тем меньше человек видит в себе недостатков. Принятие себя оказывает существенное влияние на настроение и психическое состояние индивида: чем полнее самопринятие и больше в эмоциональном отношении к себе положительных чувств, тем более приподнято настроение, благоприятнее состояние. Это подтверждают и выявленные нами корреляционные связи при анализе эмпирических данных. Данные связи двунаправленные: чем более приподнятым оказывается настроение, тем выраженнее принятие себя, меньше расхождение между реальным и идеальным Я личности.

Без сомнения, феномен социальной желательности проявляется часто, причем нередко неосознанно. Нет оснований оценивать этот аспект однозначно отрицательно и тем более переводить обсуждение в иную плоскость, например этическую. Термин «шкала лжи» скорее должен быть отнесен к профессиональному жаргону. Идеальное Я существует в любой личности и непременно себя проявляет в отношениях, оценках и самооценках, поступках и действиях, мотивах. Без этой психической структуры трудно представить движущие силы развития личности в достаточной полноте.

Построение профиля ДС.По шкале абсцисс наносим деления для каждой шкалы в том порядке, как они перечислены в этом тексте. Используя деления на оси ординат, в поле диаграммы рисуем какой-либо знак (кружок, крестик и т. п.). Затем соединяем ломаной линией нанесенные знаки. На рис. 1 приведен пример построения профиля усредненных стандартных баллов. На нем линии отображают числовые параметры доминирующих настроений при различных жизненных событиях, происшедших в последнее время в жизни рес­пондентов: печальных и драматических событиях (43 человека), неприятных (142), приятных (193), радостных (65 человек).

Интерпретация профиля ДС.Опросник предназначен для определения основных характеристик состояния. Каждая шкала в нем имеет значимые корреляционные связи с другими шкалами. Это означает, что данный опросник определяет характеристики психического состояния, довольно тесно связанные друг с другом. Наличие в доминирующем состоянии основных характеристик, не связанных друг с другом, противоречило бы пониманию состояния как целостного психического явления. Целостность состояния – весьма существенная его черта, без нее невозможно представить реализацию им интегрирующих и координирующих функций, о которых пишут большинство исследователей.

 

Рис. 1.Профили доминирующих настроений при различных жизненных событиях

Обозначения профилей: 1 – драматические, печальные события; 2 – неприятные события; 3 – приятные события; 4 – радостные события; 5 – примечательных событий не было.

По оси абсцисс нанесены шкалы ДС, по оси ординат – средние величины стандартных баллов шкальных оценок.

 

Кроме того, для интерпретации полученных данных всегда важна не только направленность изменений параметров и их согласованность, но и степень их выраженности. Применительно к профилю, отображающему в виде диаграммы показатели шкал методики в стандартных баллах отдельного испытуемого или усредненные величины группы, это означает, что важен не только линейный или зубчатый характер линии диаграммы, не только наклон линии или ее горизонтальное расположение, но и высота расположения линии относительно уровня 50 Т-баллов. Выраженность какого-либо психического качества, сила проявления некоторого психического феномена в разных диапазонах отнюдь не исчерпывается определениями «больше-меньше», «сильнее-слабее». Разные степени выраженности какой-либо характеристики чаще всего имеют и качественную специфику, особые структурные взаимоотношения, а также характеризуются различными связями с реализуемыми наборами функций и т. д.

В связи с этим интерпретацию профиля лучше начинать с оценки высоты его расположения. Чем он выше расположен, тем более благоприятно психическое состояние. Разумеется, при достаточно адекватной самооценке и соответствующем отношении к процедуре обследования.

Сниженные оценки по четырем первым шкалам (Ак, Во, То, Ра) и шкале Ус дают основание предположить наличие затяжного стресса. Причем чем ниже Т-оценки по шкале То, тем, вероятно, он продолжительнее. Такой стресс представляет опасность из-за возникновения психосоматических и соматических расстройств.

Сниженные оценки по шкалам Ук и Ак свидетельствуют о дисгармонии настроения. Это может и не приводить к скорым негативным последствиям для здоровья, но говорит о пониженной психологической устойчивости личности. В этих случаях целесообразно добиться более полного осознания с помощью самоанализа, в доверительной беседе или в консультативном сеансе специалиста.

 

ТАБЛИЦА ДЛЯ ПЕРЕВОДА «СЫРЫХ» БАЛЛОВ В СТАНДАРТНЫЕ Т-БАЛЛЫ.

МУЖЧИНЫ

«Сырые» баллы Стандартные Т-баллы
Ак Бо То Ра Сп Ус Уд По
             
         
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
   
     
       
       
       
       
         
           
           
           
           
           
           
           
           
           
             

ТАБЛИЦА ДЛЯ ПЕРЕВОДА «СЫРЫХ» БАЛЛОВ В СТАНДАРТНЫЕ Т-БАЛЛЫ.

ЖЕНЩИНЫ

«Сырые» баллы Стандартные Т-баллы
Ак Бо То Ра Сп Ус Уд По
             
         
   
 
 
55 '
 
 
 
 
 
   
   
   
     
     
     
       
       
       
           
           
           
           
             
             
             

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.