Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности политики приватизации в Чехии

В отличие от Польши и Венгрии политика приватизации в Чехии была менее эффективной как с точки зрения ее влияния на экономику в целом, так и на становление фондового рынка. Чехия избрала модель скоропалительной и поэтому не очень хорошо продуманной массовой приватизации в форме раздачи населению купонов (ваучеров). Преимущества чешского варианта ваучерной приватизации по сравнению с российской состояли в том, что купоны были именными и отражали более значительную собственность. Граждане могли внести свои купоны в инвестиционные фонды, которые должны были приобретать акции и выплачивать дивиденды. Власти рассчитывали на то, что эти фонды станут основными собственниками приватизированных предприятий и обеспечат рациональное управление ими. Однако на практике в большинстве случаев не были осуществлены трансформация отношений собственности, учитывающая права и интересы мелких акционеров, необходимая реструктуризация предприятия, не была заложена основа для действенного корпоративного управления. Произошла концентрация собственности в немногих инвестиционных фондах, в которых тон стали задавать банки (а многие банки продолжали быть государственными). В результате этого слоя эффективных собственников не возникло. В то же время мало внимания уделялось реструктуризации предприятий. При доминирующей роли государственных инвестиционных банков в фондах они стали одновременно собственниками приватизируемых предприятий, их кредиторами и распорядителями бюджетных средств для инвестиций между предприятиями.

Все это привело к массовым злоупотреблениям и незаконному присвоению активов акционерами с контрольным пакетом акций и менеджерами. Это подрывало доверие инвесторов к чешским ценным бумагам и фондовому рынку и не способствовало (в отличие от Польши и Венгрии) использованию его для финансирования реального сектора. Формировавшийся в таких условиях фондовый рынок отличался отсутствием необходимой прозрачности, низкой капитализацией и ликвидностью, а также небольшой глубиной.

Принципиальная ошибка чешских реформаторов в отношении становления фондового рынка заключалась в том, что они рассчитывали на его спонтанное автоматическое развитие в результате возникновения множества собственников акций вследствие купонной приватизации. Поэтому с самого начала они отказались от создания органа государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Новый этап приватизации и развития фондового рынка наступил в 1998 г. Его можно назвать этапом «исправления ошибок». В значительной мере под давлением Комиссии ЕС к ноябрю 1998 г. чешское правительство разработало программу дальнейшей приватизации, по которой предусматривалась продажа государственных пакетов акций в крупных банках, а затем в ряде предприятий инфраструктуры. В том же году, как уже говорилось, была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам (аналог российской ФКЦБ), в то время как до этого фондовый рынок находился в «ведении» министерства финансов, которое мало занималось его регулированием. Тогда же правительство приступило к реализации программы реструктуризации экономики, направленной на обеспечение устойчивого экономического роста на основе повышения производительности труда и расширения инвестиций, рационализацию отношений собственности и финансов предприятий, введение четких правил регулирования рынка ценных бумаг.

Приватизация в Польше началась с принятия "Акта о Приватизации Государственных Предприятий" в июле 1990 года. В Акте устанавливалась правовая и институциональная структура процесса. В 1997 году вместо закона 1990 года был введен новый правовой акт - Закон о Коммерциализации и Приватизации Государственных Предприятий.
В соответствии со статистикой Министерства Казны (Казначейства) 4,234 государственных предприятия (из 8,441 существующих в 1990 году) были включены в процесс трансформации формы собственности к декабрю 1997 года. По состоянию на июнь 1998 года, в соответствии с данными Министра Государственной Казны, около 80% из них были уже частными предприятиями. Их вклад в ВНП составляет более 65%. В сентябре 1997 года имелось свыше 123 тысяч частных предприятий (общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества), в том числе более чем 31 тысяча (25%) фирм с участием иностранного капитала. Количество малых частных предприятий, владельцами которых являются физические лица, составляет результатом процессов приватизации, демонополизации, реструктуризации в общественном секторе, создания и развития новых отраслей экономики, что особенно заметно в сфере услуг.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.