В отличие от Польши и Венгрии политика приватизации в Чехии была менее эффективной как с точки зрения ее влияния на экономику в целом, так и на становление фондового рынка. Чехия избрала модель скоропалительной и поэтому не очень хорошо продуманной массовой приватизации в форме раздачи населению купонов (ваучеров). Преимущества чешского варианта ваучерной приватизации по сравнению с российской состояли в том, что купоны были именными и отражали более значительную собственность. Граждане могли внести свои купоны в инвестиционные фонды, которые должны были приобретать акции и выплачивать дивиденды. Власти рассчитывали на то, что эти фонды станут основными собственниками приватизированных предприятий и обеспечат рациональное управление ими. Однако на практике в большинстве случаев не были осуществлены трансформация отношений собственности, учитывающая права и интересы мелких акционеров, необходимая реструктуризация предприятия, не была заложена основа для действенного корпоративного управления. Произошла концентрация собственности в немногих инвестиционных фондах, в которых тон стали задавать банки (а многие банки продолжали быть государственными). В результате этого слоя эффективных собственников не возникло. В то же время мало внимания уделялось реструктуризации предприятий. При доминирующей роли государственных инвестиционных банков в фондах они стали одновременно собственниками приватизируемых предприятий, их кредиторами и распорядителями бюджетных средств для инвестиций между предприятиями.
Все это привело к массовым злоупотреблениям и незаконному присвоению активов акционерами с контрольным пакетом акций и менеджерами. Это подрывало доверие инвесторов к чешским ценным бумагам и фондовому рынку и не способствовало (в отличие от Польши и Венгрии) использованию его для финансирования реального сектора. Формировавшийся в таких условиях фондовый рынок отличался отсутствием необходимой прозрачности, низкой капитализацией и ликвидностью, а также небольшой глубиной.
Принципиальная ошибка чешских реформаторов в отношении становления фондового рынка заключалась в том, что они рассчитывали на его спонтанное автоматическое развитие в результате возникновения множества собственников акций вследствие купонной приватизации. Поэтому с самого начала они отказались от создания органа государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Новый этап приватизации и развития фондового рынка наступил в 1998 г. Его можно назвать этапом «исправления ошибок». В значительной мере под давлением Комиссии ЕС к ноябрю 1998 г. чешское правительство разработало программу дальнейшей приватизации, по которой предусматривалась продажа государственных пакетов акций в крупных банках, а затем в ряде предприятий инфраструктуры. В том же году, как уже говорилось, была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам (аналог российской ФКЦБ), в то время как до этого фондовый рынок находился в «ведении» министерства финансов, которое мало занималось его регулированием. Тогда же правительство приступило к реализации программы реструктуризации экономики, направленной на обеспечение устойчивого экономического роста на основе повышения производительности труда и расширения инвестиций, рационализацию отношений собственности и финансов предприятий, введение четких правил регулирования рынка ценных бумаг.
Приватизация в Польше началась с принятия "Акта о Приватизации Государственных Предприятий" в июле 1990 года. В Акте устанавливалась правовая и институциональная структура процесса. В 1997 году вместо закона 1990 года был введен новый правовой акт - Закон о Коммерциализации и Приватизации Государственных Предприятий. В соответствии со статистикой Министерства Казны (Казначейства) 4,234 государственных предприятия (из 8,441 существующих в 1990 году) были включены в процесс трансформации формы собственности к декабрю 1997 года. По состоянию на июнь 1998 года, в соответствии с данными Министра Государственной Казны, около 80% из них были уже частными предприятиями. Их вклад в ВНП составляет более 65%. В сентябре 1997 года имелось свыше 123 тысяч частных предприятий (общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества), в том числе более чем 31 тысяча (25%) фирм с участием иностранного капитала. Количество малых частных предприятий, владельцами которых являются физические лица, составляет результатом процессов приватизации, демонополизации, реструктуризации в общественном секторе, создания и развития новых отраслей экономики, что особенно заметно в сфере услуг.