Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ



Конечной целью спорта является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществ­ляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата. Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система подготовки спортсмена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочного и соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.

Основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обуславливающий его готовность к достижению высших результатов.

Для баскетбола всегда были свойственны ограниченные возможности формирования кумулятивного эффекта, основанного на долговременном, постепенном накоплении двигательных и психических потенциалов. Ситуация требует внедрения в практику новых методов, дающий быстрый и устойчивый эффект, в том числе и реализацию принципа долговременного отставленного тренировочного эффекта от концентрированной нагрузки. Из общей теории тренировки следует, что развитие спортивной формы носит фазовый характер. Это положение должно, прежде всего учитываться при управлении процессом подготовки баскетболистов. Эффективность управления во многом зависит от совершенствования системы и календаря соревнований (их чёткого ранжирования, соподчинения, целенаправленного распределения по времени) и структуре нагрузок.

 

Цель работы - изучение методики тренировки спортсменов-баскетболистов.

Гипотеза исследования – предполагается, что предлагаемая методика позволит повысить уровень подготовленности баскетболистов в учебно-тренировочном процессе.

Результаты изученного материала могут быть использованы для написания учебно-методического пособия по организации тренировочного процесса юных спортсменов в баскетболе.

Задачи исследования: изучить основы спортивной тренировки; ознакомиться с методикой тренировки баскетболистов; выявить основные принципы построения учебно-тренировочных занятий спортсменов-баскетболистов специалистами в области баскетбола.

В качестве методов исследования мы использовали теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по методики тренировки спортсменов баскетболистов, методы конкретных социально-педагогических исследований: анкетирование, беседа с тренерами в области баскетбола, а также опрос, наблюдение, метод самовоспитания, экспертной оценки, педагогические наблюдения за тренировкой баскетболистов проводились в процессе учебных тренировок для выявления действенности методик тренировки.

Исследования проводились в 3 этапа: в период с октября 2011 по февраль 2013 г. В анкетном опросе приняли участие 25 тренеров в области баскетбола имеющие квалификацию мастера спорта, заслуженный тренер, стаж работы, в тренерской деятельности которых составляет от 10 лет, 5 лет и даже 20 лет работающие с разным возрастным контингентом начиная от 12-13 лет и заканчивая 23 летними спортсменами баскетболистами.

На первом этапе исследования (октябрь 2011 г. - май 2012 г.) решение первой задачи осуществлялось посредством сбора текущей информации по проблеме исследования, посредством конспектирования, обобщения научно-методической литературы. Изучалась научно-методическая литература, анализировалась существующая методика по проведению тренировок с баскетболистами. В результате проведения этого этапа исследования был получен материал по обозначенной проблеме.

Второй этап исследования (ноябрь 2012 г. – январь 2013 г.) включал в себя анкетный опрос тренеров баскетболистов методом самозаполнения анкет.

Третий этап исследования проводился (февраль 2013 г.) на этом этапе проводилась обработка результатов опроса и анализ полученных данных. Присутствуя на тренировочных занятиях можно сказать, что практически все тренера, как начинающие, так и с большим опытом работы используют словесный метод и наглядный. Уделяют внимание на общую и специальную подготовку, а также во время тренировки учитывают возрастные особенности спортсменов, нагрузки увеличивают постепенно в зависимости от подготовленности спортсменов. Можно сказать, что у тренеров разной категории не существует расхождение в методике проведения учебно-тренировочных занятий.

Рассмотрим данные, полученные в ходе нашего исследования .

1. На вопрос о том, с какого возраста следует начинать обучение детей основным техническим приемам в баскетболе, получили следующие ответы: 5 человек ответило 7 лет, 5 человек – 8 лет, 15 человека – 10 лет. Баскетбол это сложно-технический вид спорта и необходимо обучение начинать на более позднем этапе, при формировании у детей набора всех необходимых двигательных умений и навыков.

2. О том следует ли детей отдавать в другие виды спорта до занятий баскетболом, чтобы повысить уровень координационных способностей, получили следующие варианты ответов: 16 человек – гимнастика, 2 человека – легкая атлетика, 5 человек – водные виды спорта, 2 человека – нет. Как видно из ответов, что большинство тренеров считают, что необходимо отдать ребёнка заниматься до занятием баскетбола в спортивную гимнастику.

3. На вопрос об использовании этапов подготовки в обучении новому техническому приёму: а) создание предпосылок для изучения, ознакомления с разучиваемым приёмом б) разучивание приема в упрощенных условиях в) разучивание приема в усложненных условиях г) закрепление приема в игре. Было выявлено, что 22 опрошенных человека, применяет постоянно, 3 человека – частично. Это говорит о том, что если не будут соблюдаться эти этапы, то подготовка баскетболистов будет не полноценной.

4. О том, что прежде чем приступить к обучению игроков новому техническому приему, необходимо развить до оптимального уровня их физические качества в сочетаниях именно для данного приема. Были получены следующие данные: 19 человек ответили да, 4 человека – можно, но я не вижу в этом особой необходимости, 1 человек – нет. Если не будет соблюдаться последовательность - от простого к сложному, не будет базы для дальнейшего спортивного совершенствования.

5. На вопрос о том стоит ли при подготовке спортсменов баскетболистов создавать и укреплять у них правильное представление, используя при этом объяснение тренера, показ техники, изучение с помощью кинограмм и новых информационных технологий (интернет, использование мультимедийных проекторов, ТВ). Можно наблюдать полное согласие, все 25 человек ответили да. Это очень важно на начальном этапе обучения закладывается база основных технических приёмов и очень важно создать правильное представление.

6. На вопрос о том, что совершенствование техники происходит с учётом индивидуальных особенностей каждого занимающегося: 23 человек ответили да, 2 человека – нет. Это необходимо, во-первых, для максимального использования положительных индивидуальных особенностей спортсмена и, во-вторых, для определения игровой функции баскетболиста.

7. На утверждение о том, что чем ниже уровень физической подготовленности, тем больше должно быть общеразвивающих упражнений, и чем выше уровень физической подготовленности, тем больше должно быть специальных упражнений. Все 25 человек единогласно ответили да.

8. На вопрос, задаваемый тренерам учитываете ли Вы основные принципы (систематичности, наглядности, последовательности, доступности и индивидуализации) при построении учебно-тренировочного процесса. Было выявлено, что 24 человека это применяет полностью, 1 человек – нет. Без соблюдения основных принципов при построении учебно-тренировочного занятия не возможно добиться правильного усвоения технических приёмов и их дальнейшее совершенствование. И процесс может занять очень длительный период.

9. На вопрос, сколько необходимо занятий в неделю для развития оптимального уровня физических, координационных и др. способностей баскетболиста. Были получены следующие результаты:

Количество человек Минимальное количество учебно-тренировочных занятий Максимальное количество учебно-тренировочных занятий

Чем выше уровень профессионального мастерства спортсмена, тем больше занятий, чем уровень ниже - соответственно занятий меньше.

10. На вопрос тренерам используете ли Вы в подготовительной части занятия такие средства как: строевые упражнения, ходьба, бег, прыжки и другие общеразвивающие и специальные упражнения, способствующие подготовке организма к предстоящей работе (для баскетболиста это упражнения для кистей рук, пальцев, плечевых и голеностопных суставов). Были получены следующие ответы: 23 человека ответили да, 2 человека – от случая к случаю. Это необходимо для предотвращения травматизма и повышения общего уровня подготовленности организма.

11. На вопрос о том, как в тренерской деятельности используются задачи подготовительной части урока: 1) организация группы; 2) подготовка к выполнению основной части урока. Было выявлено, что 22 человека используют эти задачи, 3 человека – частично. Это необходимо, чтобы сплотить коллектив и настроить ребят на предстоящую деятельность.

12. На вопрос о том, как в тренерской деятельности используются задачи основной части занятия: 1) изучение и совершенствование техники и тактики игры; 2) повышение физического развития; 3) морально-волевая подготовка. Было выявлено, что 23 человека это используют полностью, 2 человека – частично. Это необходимо развивать и применять для спортивного мастерства обучаемых и вырабатывать у них помехоустойчивость при выполнении сложно-технических элементов игры.

13. На вопрос том, как в тренерской деятельности используются задачи заключительной части занятия: 1) организованное завершение занятия; 2) постепенное снижение нагрузки; 3) подведение итога урока. Было выявлено, что 21 человек это применяют, 4 человека применяют это частично. Это необходимо для создания у занимающихся мотивационной сферы дальнейшей деятельности, но как видно не все уделяют этому должное внимание.

14. На утверждение о том, что занятия и соревнования на фоне частичного недовосстановления не только допустимы, но и желательны, поскольку, в конечном счете, повышают работоспособность баскетболиста. Были получены следующие ответы: 21 человек согласны, 4 человека – нет. Это связано с тем, что на фоне частичного недовосстанановления открываются функциональные резервы организма, но и это может привести к стадии физического истощения, по этому здесь необходим очень тщательный подход.

15. На вопрос как тренера распределяют в годичном цикле (в процентном соотношении) средства физической подготовки. Были получены следующие варианты ответов:

Количество человек Подготовительный период Основной период Переходный период
40% 40% 20%
45% 45% 10%
50% 25% 25%

Из этого видно, что большое внимание следует уделять подготовительному периоду, ведь в нём закладывается база на предстоящий сезон.

16. На утверждение о том, что значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе общего подъема функциональных возможностей организма, разностороннего развития физических и духовных способностей. Ответы распределились следующим образом: 22 человека согласны, 3 человека затруднились с ответом. Если спортсмен не будет самообразовываться и подходить к учебно-тренировочному процессу с желанием и стремлением, то его спортивные результаты будут стоять на месте и не будут возрастать.

17. На вопрос о проведении тренером в ходе учебно-тренировочных занятий, подготовку по овладению тактических знаний и умений. Все 25 человек ответил да. Это связано с тем, что спортсмену во время игры приходиться принимать быстрые и ответственные решения на пользу команды.

18. На вопрос формирования у игрока основ индивидуальных, групповых и командных технических действий, тактическими умениями с учетом игровой функции баскетболиста. Было выявлено, что все 25 человек считают, что это необходимо. Чем будет более полное представление у игрока об игровой ситуации, тем он сможет выбрать наиболее точное разрешение игровой ситуации.

19. На вопрос о том, что в ходе учебно-тренировочного процесса большое значение имеют следующие виды подготовки: теоретическая (дающая знания по общим основам тренировки, физиологии, психологии, анатомии, теории и методики баскетболиста), психологическая (направленная на воспитание моральных и волевых качеств, на приспособление к своеобразным, быстро меняющимся условиям соревнований), игровая (нацеленная на обучение ведению спортивной борьбы). Были получены следующие варианты ответов: 20 человек ответили да, полностью согласны, 3 человека – скорее да чем, 2 человека – частично. Эти виды подготовки, несомненно, важны, но применение их зависит от уровня квалифицированности специалиста.

В ходе исследования были рассмотрены основные несоответствия теории с практикой учебно-тренировочного процесса спортсменов- баскетболистов. Таким образом, были выявлены существующие недостатки в планировании работы по физическому воспитанию баскетболистов, которые неблагоприятно отражаются на развитии и формировании молодого растущего организма. Так, неправильно спланированная и проведенная начальная подготовка баскетболистов, в конечном счете, может задержать рост спортивного мастерства в более зрелом возрасте. Это также является одной из причин того, что из значительного числа занимающихся баскетболистов вырастает сравнительно немного высококвалифицированных баскетболистов.

Сравнение принципов построения учебно-тренировочных занятий баскетболистов специалистами в области физической культуры и спорта дало следующие результаты: в целом, можно считать, что методика включает в себя тот уровень общей и специальной подготовленности спортсменов, который необходим для успешного достижения намеченных спортивных результатов и развитию различных анализаторов, обеспечивающих успешное выполнение двигательных действий в игре в баскетбол.

Упражнения с мячами можно использовать в качестве общеразвивающих, подготовительных и специальных упражнений в оздоро­вительной физической культуре, в физическом воспитании детей дошкольного и школьного возрастов, в учеб­но-тренировочных занятиях юных спортсменов. При проведении за­нятий, необходимо придерживаться следу­ющих методических положений:

- Включать в занятия упражнения, наиболее соответствующие ре­шению задач физического воспитания занимающихся (общеобразова­тельных, оздоровительных, воспитательных) с учетом их возраста, пола и физической подготовленности;

- Соблюдать при подборе и применении упражнений чередова­ние нагрузки на отдельные мышечные группы, т.е. очередность вы­полнения упражнений должна быть такой, при которой в определен­ной последовательности происходит смена участвующих в работе мышечных групп, например: «руки - туловище - ноги» или «руки - ноги - туловище»;

- Подбирать упражнения с учетом их локального влияния на раз­витие отдельных групп мышц или определенных физических качеств.Воздействовать на отстающие группы мышц в соответствии с инди­видуальными особенностями занимающихся и уровнем их физического развития;

- Придерживаться принципа постепенности и последователь­ности повышения нагрузок. Например, постепенно увеличивать вес набивного мяча, менять число повторений упражнения в зависимос­ти от веса мяча; чередовать медленные упражнения с быстрыми, ме­тание утяжеленных и легких мячей, чередовать работу одних мы­шечных групп с отдыхом других, после сложного и тяжелого упраж­нения давать более легкое, способствующее восстановлению сил и дыхания;

- Применять упражнения с мячами по правилу «прогрессирования» в виде нарастания нагрузки за счет увеличения амплитуды и скорости движений, количества повторений;

- Обеспечивать по возможности равномерную нагрузку на сер­дечно-сосудистую и дыхательную системы;

- При проведении учебно-тренировочных занятий по баскетболу физическая нагрузка регули­руется за счет изменения следующих факторов:

числа упражнений (в комплексе, в занятии);

сложности и трудности упражнений;

продолжительности выполнения упражнений;

темпа (интенсивности) выполнения упражнений;

интервалов отдыха между упражнениями (сокращение пауз дляотдыха увеличивает нагрузку);

характера отдыха (пассивный, активный); исходных положений перед выполнением упражнений (одно и то же упражнение, выполняемое из разных исходных положений, по-разному влияет на величину нагрузки);

- При выполнении упражнений с мячами в парах следует придер­живаться следующих методических указаний:

1. Подбирать партнеров по полу, росту и физической подготов­ленности.

2. Размещать спортсменов так, чтобы пары не мешали друг другу.

3. Проводить упражнения под счет, соблюдая темп и согласован­ность движений или соответствующие команды, распоряжения и указания тренера.

- Предусматривать смену ролей партнеров в тех упражнениях,где они выполняют движения, разные по форме и содержанию;

- При выполнении упражнений в парах рекомендуется периоди­чески использовать соревновательный метод (например, чья пара быстрее выполнит 30 бросков; чья пара сделает большее число брос­ков в течение 30 с). Большинство упражнений, выполняемых в положении стоя, мож­но заменить аналогичными упражнениями в положении стоя на ко­ленях, сидя, лежа. Для повышения интереса спортсменов к упражнениям с мяча­ми и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на занятиях рекомендуется применять раз­нообразные способы проведения этих упражнений.

Таким образом, совершенствование процесса физической подготовки баскетболистов в значительной степени зависит от правильного подбора и распределения средств и методов тренировки на разных этапах подготовки. Для этого необходимо иметь объективные данные о силе тренировочного воздействия средств и методов тренировки, направленных на совершенствование (развитие) тех или иных физических качеств, о распределении средств тренировки в рамках конкретного времени.

Рассматривая спортивную тренировку, которая проводится круглогодично и систематически, как основной способ совершенствования техники и тактики баскетболиста, а так же формой организации развития физических качеств юных спортсменов тренеру важно иметь хорошо разработанные планы, которые помогают ему избежать стихийности и случайности в действиях, излишних затрат времени, низкого качества и плохих результатов работы.

Нами предпринята попытка совершенствования (развития) физических качеств, используя основные методики тренировки.

В ходе исследования было рассмотрено влияние тренировочных нагрузок на организм спортсмена при занятии баскетболом, методика проведения тренировок, а также рассмотрели какие можно применять средства в вводной, основной и заключительной части тренировки. Рассмотрено построение тренировочного процесса, принципы тренировочного процесса и физическую подготовленность спортсмена.

Методика обучения техническим приемам баскетболиста относятся к сложно координационным движениям и поэтому требуют от тренера тщательной предварительной подготовки. Прежде чем приступить к обучению игроков новому техническому приему, необходимо развить до оптимального уровня их физические качества в сочетаниях именно для данного приема, а также создать и укрепить у них правильное представление, используя при этом объяснение тренера, показ техники и другие методы.

В зависимости от уровня спортивно-технической подготовленности спортсмена следует строить учебно-тренировочную работу с учетом одного, либо нескольких направлений в совершенствовании техники. Как показывают последние данные специалистами, перспективным следует признать и распространение программированного и линейно-разветвленного программированного обучения, использование целевых программ обучения и совершенствования техники ударных движений целостным и расчлененным методом, построенных по результатам биомеханических исследований.

Тренеры часто используют в подготовки начинающих спортсменов методику подготовки для более взрослых баскетболистов, так как специальной научно-обоснованной методики обучения для групп начальной подготовки, которая использовала комплексный подход, до настоящего времени нет. Поэтому создание специальной методики начальной подготовки юных волейболистов и разработка технологии ее выполнения является достаточно актуальной на сегодняшний день.

 

 

Список использованной литературы

1.Взаимосвязь общей и специальной подготовки//Теория и практика физической культуры. - 2006, № 8. - с.33.

2.Вяземский М.Н. специальная подготовка в баскетболе//Теория и практика физической культуры. - 2001, № 8. - с.44.

3.Гогунов Е.Н., Мартынов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
10. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. – М.: Агентство «ФАИР», 2007. – 224 с.: ил. – (Серия «Спорт»).

4.Гомельский А.Я. Технико-тактическая подготовка юных баскетболистов. – М.: 2004.

5.Граевская В.Г. Спортивная медицина. 2006.

6.Захаров Е. Н., Карасёв А. В., Сафонов А. А. Ударная техника рукопашного боя; Под общей редакцией Е. Н. Захарова. Издательство «Культура и традиции», М., 2003.

 

7.Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., с испр. и доп. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.-486с.: ил.

8.Кизько А.П. Чередование физических воздействий и отдыха в спортивной тренировке//Теория и практика физической культуры. – 2002, № 8. - с 16.

9.Лукашев М. Н. 10 тысяч путей к победе. – М.: Мол. гвардия, 2002. – 157 с., ил.

 

10.Мечников А.Р. Техника и тактика баскетбола. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: издательский центр "Академия", 2005. – 528 с.

11.Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с. ISBN 5-7695-2490-1

 

12.Найманова Э. Спортивные игры на урока физкультуры. Книга для учителя. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001 – 256 с. 31

13.Обвивальнев Г.Н., Букин В.К. Специальная подготовка футболистов//Теория и практика физической культуры. - 2007, № 5. - с.3.

14. Психотехника восточных единоборств (Восточно-азиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев)/И. А. Воронов. – Мн.: Харвест, 2005. – 432 с. – (Боевые искусства).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.