Формирование связной речи – центральная задача развития речи. В связи с этим представляется необходимым дать глубокое теоретическое обоснование данной проблемы. Студентам при изучении литературы следует выделить основные положения, на которых базируется методика: понятие связной речи и ее значение, закономерности развития связной речи у детей, задачи и содержание обучения связной речи.
Основная функция связной речи – коммуникативная, функция общения – осуществляется в форме диалога и монолога. В связи с этим важно изучить закономерности развития диалогической речи по возрастным группам. Обратить особое внимание на тесную связь решения задач развития связной речи с другими речевыми задачами: обогащения словарного запаса, формирования грамматической и фонетической сторон речи.
Будущим специалистам необходимо хорошо знать особенности типов связных высказываний: их функции и структуру, языковые средства, характерные для каждого типа; четко представлять себе содержание и методику работы по формированию умений, необходимых для того, чтобы составлять описания, повествования и рассуждения.
В предлагаемой таблице на основе анализа лингвистической литературы кратко представлена характеристика разных типов связных высказываний (табл. 1).
Раскрывая приемы обучения, следует показать не только технологию их применения, но и зависимость использования от уровня развития связной речи, характера и типа связного высказывания. Необходимо выделить и проанализировать приемы обучения, направленные на обогащение предметно-логического содержания и освоение структуры описания, повествования и рассуждения, их языкового оформления, способов связи между отдельными предложениями и частями связных высказываний.
Таблица 1
Характеристика функционально-смысловых типов связных высказываний
Тип речи
Функции связных высказываний
Структура связного высказывания
Языкоые средства, используемые в разных типах связных высказываний
Описание
Характеристикапредметов, игрушек, явлений природы, людей
Общий тезис, характеристика признаков объекта, итоговая фраза, оценочное отношение к объекту (структура вариативна)
Лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков, образные средства языка; эпитеты, метафоры, сравнения и др.
Повест-
вование
Изложение событий во временной последовательности; передача развития действия или состояния предметов
Начало события, развитие события, конец события (структура)
Средства, передающие развитие действия: видовременные глагольные формы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений (личные местоимения; слова потом, раньше, теперь и др.)
Способы выражения причинно-следственных отношений: придаточные предложения с союзом потому что; глагольные словосочетания, имена существительные в форме родительного падежа с предлогами: от, с, из-за; вводные слова
Практическое занятие 2
Беседа как метод обучения диалогической речи
Вариант 1
I. Вопросы для обсуждения
1.Воспитательно-образовательное значение беседы, ее место среди других методов работы.
2. Виды, тематика и содержание бесед в возрастных группах.
3. Структура обобщающей беседы.
4. Приемы активизации мышления и речи детей в процессе беседы.
II. Учебно-исследовательские задания
1. Обратитесь к журналам: «Вопросы психологии», «Пралеска», «Дошкольное воспитание», «Педагогика», «Психологическая наука и образование» и др. Составьте каталог статей за последние три года, в которых обсуждаются проблемы, связанные с развитием связной речи и навыков речевого общения детей дошкольного возраста. Систематизируйте их и ответьте на вопрос: какие аспекты изучаемой нами проблемы исследуют специалисты?