Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие связной речи детей дошкольного возраста



Формирование связной речи – центральная задача развития речи. В связи с этим представляется необходимым дать глубокое теоретическое обоснование данной проблемы. Студентам при изучении литературы следует выделить основные положения, на которых базируется методика: понятие связной речи и ее значение, закономерности развития связной речи у детей, задачи и содержание обучения связной речи.

Основная функция связной речи – коммуникативная, функция общения – осуществляется в форме диалога и монолога. В связи с этим важно изучить закономерности развития диалогической речи по возрастным группам. Обратить особое внимание на тесную связь решения задач развития связной речи с другими речевыми задачами: обогащения словарного запаса, формирования грамматической и фонетической сторон речи.

Будущим специалистам необходимо хорошо знать особенности типов связных высказываний: их функции и структуру, языковые средства, характерные для каждого типа; четко представлять себе содержание и методику работы по формированию умений, необходимых для того, чтобы составлять описания, повествования и рассуждения.

В предлагаемой таблице на основе анализа лингвистической литературы кратко представлена характеристика разных типов связных высказываний (табл. 1).

Раскрывая приемы обучения, следует показать не только технологию их применения, но и зависимость использования от уровня развития связной речи, характера и типа связного высказывания. Необходимо выделить и проанализировать приемы обучения, направленные на обогащение предметно-логического содержания и освоение структуры описания, повествования и рассуждения, их языкового оформления, способов связи между отдельными предложениями и частями связных высказываний.

Таблица 1

Характеристика функционально-смысловых типов связных высказываний

Тип речи Функции связных высказываний Структура связного высказывания Языкоые средства, используемые в разных типах связных высказываний
Описание Характеристикапредметов, игрушек, явлений природы, людей Общий тезис, характеристика признаков объекта, итоговая фраза, оценочное отношение к объекту (структура вариативна) Лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков, образные средства языка; эпитеты, метафоры, сравнения и др.
Повест- вование Изложение событий во временной последовательности; передача развития действия или состояния предметов Начало события, развитие события, конец события (структура) Средства, передающие развитие действия: видовременные глагольные формы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений (личные местоимения; слова потом, раньше, теперь и др.)
Рассужде- ние Объяснение какого-либо факта, доказательство чего-либо Тезис, доказательства, вывод-заключение Способы выражения причинно-следственных отношений: придаточные предложения с союзом потому что; глагольные словосочетания, имена существительные в форме родительного падежа с предлогами: от, с, из-за; вводные слова

 

Практическое занятие 2

Беседа как метод обучения диалогической речи

Вариант 1

I. Вопросы для обсуждения

1.Воспитательно-образовательное значение беседы, ее место среди других методов работы.

2. Виды, тематика и содержание бесед в возрастных группах.

3. Структура обобщающей беседы.

4. Приемы активизации мышления и речи детей в процессе беседы.

 

II. Учебно-исследовательские задания

1. Обратитесь к журналам: «Вопросы психологии», «Пралеска», «Дошкольное воспитание», «Педагогика», «Психологическая наука и образование» и др. Составьте каталог статей за последние три года, в которых обсуждаются проблемы, связанные с развитием связной речи и навыков речевого общения детей дошкольного возраста. Систематизируйте их и ответьте на вопрос: какие аспекты изучаемой нами проблемы исследуют специалисты?

 

 

Вариант 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.