Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Воистину, смута[1] является причиной множества бедствий, как для Ислама, так и мусульман, по причине чего от смуты предостерегали Аллах, Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) и саляфы этой общины. Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь смуты, которая поразит не только тех из вас, кто был несправедлив!» (аль-Анфаль 8: 25).
Аз-Зубайр ибн аль-‘Аууам (да будет доволен им Аллах) говорил: “Мы читали это аят во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, и не полагали, что это коснется нас, пока мы не оказались в том, в чем оказались”. Ахмад 3/31, аль-Баззар 976. Шейх Ахмад Шакир подтвердил достоверность иснада.
Смута имеет множество печальных последствий, как для мирской жизни человека, так и для его религии, и по этой причине посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что для человека смерть лучше, чем смута. Со слов Махмуда ибн Лябида (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Две вещи ненавидит сын Адама. Он ненавидит смерть, однако смерть лучше для него, чем смута. И он ненавидит малое имущество, однако мало имущества проще для расчета (в Судный день)». Ахмад 5/427. Достоверность хадиса подтвердили имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани. См. “Шарх ас-судур” 35, «Сахих аль-джами’» 139.
Ведь когда начинает бушевать смута, она лишает массу людей рассудка, и они начинают преступать установления религии, проливать кровь друг друга, не обращая внимания на то, что убиваемый является соседом, родственником, и в первую очередь мусульманином! И о том, что подобное будет происходить в преддверии Судного Часа, говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха). Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал нам: «Поистине, перед Судным днем будет аль-хардж!» Его спросили: «А что такое аль-хардж?» Он ответил: «Убийства!» Ему сказали: «О посланник Аллаха, но ведь мы в год убиваем столько-то и столько многобожников». Он сказал: «Поистине, это не убийство вами многобожников, а убийство вами друг друга! И дело дойдет до того, что человек будет убивать своего соседа, брата и дядю!» Его спросили: «И мы будем в своем уме в то время?!», на что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, разум покинет людей того времени, и останется лишь сор из числа людей, большинство из которых будут считать, что они на чем-то важном, тогда как на самом деле они будут ни на чем!»” Затем Абу Муса сказал: “Клянусь Аллахом, я не нахожу для вас и себя выхода из этого положения, если нас застанет то время, кроме как выйти из этого так же, как мы вошли – не пролив ни чьей крови и не взяв чужого имущества!” Ахмад 4/391, Ибн Маджах 3959, Ибн Хиббан 1870. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 1682.
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил: “Наступит смута, которая лишит мужчин рассудка. И дело дойдет до того, что ты не сможешь увидеть даже одного разумного мужчину!” Ну’айм ибн Хаммад в “аль-Фитан” 1/62. Имам аль-Хинди подтвердил достоверность иснада. См. “Канз аль-‘уммаль” 11/179.
‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Этой общине предписано пять смут. Сначала будет смута всеобщая, затем частная, потом снова всеобщая и после нее снова частная, а после нее придет глухая и слепая смута, во время которой люди станут подобно животным”. аль-Хаким 8417.
И именно это, к большому сожалению, мы наблюдаем в наши дни во многих арабских странах, которые всецело охватила смута. Вовлекая целые страны мусульман в беспорядки и революцию, враги Ислама используют это в своих коварных интересах. А ведь все это последствие тех самых скверных митингов, забастовок и демонстраций, которые некоторые невежественные мусульмане считают, чуть ли не важнейшим поклонением Аллаху! Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о дозволенности митингов и демонстраций, которые проводятся с разрешения правителя, он сказал: “Необходимо следовать за саляфами! Если подобные вещи были среди саляфов, то это благо, а если нет, тогда в этом зло. И нет никаких сомнений в том, что митинги и демонстрации – зло! Ведь эти вещи влекут произвол и анархию со стороны митингующих в отношении других. Во время этого бывают покушения на честь, имущество и жизни людей, поскольку люди в пучине этой смуты подобны пьяным, которые не понимают, что они говорят и что делают. Митинги и забастовки – все это является злом! И неважно, дозволяет это правитель или нет! А то, что некоторые правители дозволяют подобное, то это простая пропаганда, поскольку в душе он испытывает к этому сильнейшую ненависть, однако он делает это, чтобы говорили о нем, что он придерживается демократии, дает людям свободу и т.п. Все это не является путем саляфов!” Сл. “Ликъаат Баб аль-мафтух” № 189.
Шейх аль-Альбани говорил: “Не перестают некоторые исламские джама’аты совершать митинги и демонстрации, пренебрегая тем, что подобные вещи из обычаев неверных и их методов, которые заявляют о том, что суд принадлежит народу! Тем самым (эти джама’аты) идут в противоречие словам пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Лучшее руководство – это руководство Мухаммада!»” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 14/74.
Что же касается нас, то мы должны извлекать из происходящего пользу и уроки! Му’ауия (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не осталось от мира этого ничего, кроме испытания и смуты. Так готовьтесь же к испытанию с помощью терпения!» Абу ‘Амр ад-Дани в “аль-Фитан” 3. Имам аз-Захаби назвал иснад хадиса хорошим. См. “Мизан аль-и’тидаль” 4/443.
Мы предлагаем нашим дорогим читателям эту краткую, но полезную и актуальную работу уважаемого шейха ‘Абдур-Раззакъа аль-Бадра, дабы мусульмане знали о тех опасных последствиях смуты для Ислама и мусульман, а также, чтобы пролить свет на положение происходящего в эти дни в исламских странах.
Просим Великого Аллаха сделать этот небольшой труд благословенным и полезным для каждого мусульманина, а также даровать великую награду шейху ‘Абдур-Раззакъу аль-Бадру и тем мусульманам, которые принимали участие в подготовке этой работы!
И также мы просим Аллаха Всевышнего о том, о чем попросил его ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), сказавший: “Мы прибегаем к Аллаху за защитой от зла смут!” аль-Бухари 7089.
Введение шейха ‘Абдур-Раззакъа аль-Бадра[2]
Хвала Аллаху. Его мы восхваляем, к Нему взываем о помощи и прощении, и каемся перед ним. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Мы нуждаемся в обсуждении темы «Последствия смут», и в рассмотрении ее сторон, дабы принять меры предосторожности, поскольку знание признаков чего-либо, его последствий и вредоносности, дает рабу Аллаха некоторую защищенность и возможность принять меры по предотвращению этого. Как говорят с давних времен: «Как может уберечься тот, кто не знает чего опасаться?»
Кто не знает смуты, не знает, как ее распознать и не знает обычных ее последствий, тот возможно войдет в нее и испачкается ею, навредит себе и в итоге его постигнет сожаление.
Знание признаков, по которым можно распознать смуту, содержит в себе величайшую пользу, поскольку помогает анализировать смысл совершаемых дел и их последствий, что является благоразумием. То есть, прежде чем приступить к чему-либо, человек сначала анализирует то, к чему это может привести.[3] Пример этому содержится в жизнеописании имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах). Однажды к нему домой пришла группа ученых из Багдада, которые обратились к нему со словами: “О Абу ‘Абдуллах! Это дело приняло серьезный оборот, и оно распространилось![4]” Тогда имам Ахмад сказал: “И чего же вы желаете?” Они ответили: “Мы советуемся с тобой в том, что мы недовольны правлением и властью правителя!” После некоторого спора Абу ‘Абдуллах сказал им: “Порицайте происходящее своими сердцами и не оставляйте подчинение (правителю). Не раскалывайте единство мусульман, и не проливайте свою кровь и кровь тех мусульман, что с вами. Посмотрите на исход вашего дела! Проявляйте терпение, пока с благочестивым правителем не придет покой, или пока не будет избавления от тирана”. аль-Халляль в «ас-Сунна» № 90.
Это было наставлением великого имама – учесть последствия и итог смуты, и то, как это отразится на тех, кто в нее ввязался. Об этом он и говорил, ведя спор с ними.[5] Но они вышли от него и не приняли его наставлений, и, оставшись при своем мнении, они призвали присоединиться к ним племянника имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах). Но отец его запретил ему это, сказав: “Остерегайся вести с ними дружбу! Поистине, имам Ахмад не запретил им ничего, кроме зла!”
Ведь история этих людей закончилась тем, что они вышли против правителя и конец был таким, от чего предостерегал их имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах). Кто-то из них был убит, кто-то заключен в тюрьму и не принесли они этим никакой пользы (для Ислама и мусульман) и не исправили положение.[6]
Вывод из этого:
Рассмотрение последствий дел, отсутствие поспешности и проявление терпения – это самый эффективный фактор недопущения смуты. И это подтверждается словами славного сподвижника – ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах), который сказал: “Поистине, появятся сомнительные, неясные дела, и тогда вам следует проявлять выдержку и рассудительность. И поистине, быть последователем в благом лучше, чем быть предводителем в плохом!” Ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф» 38343, аль-Байхакъи «аш-Шу‘аб» 9886.
Он заповедовал выдержку, а это – терпение и отсутствие спешки.
Имам аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 327 передал слова ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который сказал: “Не будьте спешащими! Не будьте разглашающими о смуте, и сеющими ее! Поистине, вас ждет тяжелое испытание, заставляющее увядать, и тягостные дела, которые продлятся долгое время”.
И так, он завещал три вещи:
Первое – он запретил поспешность. Человек должен быть терпеливым, поступать осмотрительно, и прежде чем приступить к делу, он должен обдумать его и рассмотреть его последствия.[7]
Второе – не разглашать и не распространять смуту. Это то, чего следует остерегаться в особой степени. Во время, когда воспламеняется смута, не дозволено способствовать ее усилению и разжиганию, ни словом, ни прочим способом, ибо в противном случае он разжигает огонь и сеет зло.[8]
Третье – не сеять смуту и не пускаться в нее. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предостерег свою общину от приближения к смуте, как об этом сообщается в хадисе, который передал от него Абу Хурайра: «Наступят времена смут, когда сидящий будет лучше стоящего, а стоящий лучше идущего, а идущий лучше бегущего». аль-Бухари 3406, Муслим 2886.
То есть, чем человек будет дальше от смуты и менее активен в ее разжигании, тем он будет в большей сохранности, и в этом благо для него же самого. Поэтому он должен отдаляться от смуты, и просить Аллаха - благословен Он и возвышен - уберечь его и всех мусульман от ее зла, а не быть орудием разжигания и распространения этой смуты.
От Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах) передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Просите у Аллаха защиту от смут как явных, так и скрытых». Тогда сподвижники сказали: “Мы просим у Аллаха защиты от смут как явных, так и скрытых”. Муслим 2867.
Следует просить защиты от смуты, просить Аллаха, благословен Он и возвышен, уберечь и защитить мусульман от ее бедствия, опасности и зла. Также следует больше взывать с мольбами, с которыми взывал пророк (мир ему и благословение Аллаха), прибегая к защите Аллаха от зла смуты и от искушений, которые сбивают с прямого пути. Это то, чему мусульманин должен уделять особое внимание, ибо только Аллах оберегает и охраняет. Поэтому, пусть раб искренне ищет убежища у Аллаха, просит уберечь и защитить его и всех мусульман от смуты.
Мусульманин также должен обращаться к обладателям знаний, прежде чем отважно бросаться в смуту, ибо может оказаться так, что он станет главой этой смуты и ключом к злу. А ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, среди людей есть те, кто являются ключами к добру и замками к злу. И среди людей есть те, кто являются ключами к злу и замками к добру. Да будет Туба (дерево в Раю) для тех, кого Аллах сделал ключами к добру, и горе тем, кого Аллах сделал ключами к злу!»Ибн Маджах 237, Ибн Абу ‘Асым 297, ат-Таялиси 2082. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 1332.
Каждый мусульман должен опасаться быть ключом к злу, предводителем и проповедником зла, ввергая себя и других в губительные дела, последствия которых обернутся против них, как в мирской, так и в последней жизни.
Таким образом, знание последствий смут, ее опасностей и вреда, приносит мусульманину великую пользу.
Последствия и влияния смут многочисленны, перечисление и обсуждение их будет длительным, но в этой работе я укажу некоторые наиболее важные последствия, и надеюсь, что Всевышний Аллах обратит этот труд на благо и пользу всем нам.