Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цивилизациология Арнольда Джозефа Тойнби

Понятие цивилизации

В последние годы нам очень часто приходится слышать слово «цивилизация» и его производные в самой широкой трактовке, но чаще всего в связи с политикой. Например, Россию призывают вернуться в «цивилизацию», присоединиться к «цивилизованным странам». События последнего времени привели к тому, что «цивилизованный мир» объединяется в борьбе с терроризмом. В таком контексте «цивилизация» кажется чем-то необыкновенно высоким и совершенным. Однако стоит посмотреть, как появилось это понятие и какой смысл в него вкладывался в разные исторические периоды.

Понятие «цивилизация» возникло ещё в античную эпоху. Оно служило для определения качественного отличия античных государств от окружающего варварского мира, подчёркивая более высокий уровень их социального развития. На это показывает и само слово: понятие "цивилизация" происходит от латинского civilis – гражданский, воспитанный. Гражданин – то есть горожанин, житель города, в отличие от соседних племён, ещё не создавших городов.

В эпоху Средневековья «цивилизованным» стали называть человека, умеющего себя вести, воспитанного. А «цивилизовать» означало делать благовоспитанным, вежливым. Такое понимание цивилизованности оставалось и в эпоху Просвещения, и в Новое время. Причём под цивилизованным миром понималась Европа, точнее, образованная, аристократическая часть европейцев. Предполагалось, что «цивилизовать» можно и нужно отсталые племена и народы, а также низшие сословия европейских обществ. В период создания колониальных империй было принято считать, что покоряемым, колонизируемым народам европейцы несут «свет цивилизации». Таким образом, понятие «цивилизация» отождествлялось с понятием «образованность» и носило оценочный характер. Цивилизация также понималась в Европе эпохи Просвещения как наличие социальных прав и свобод для элитарной части населения.

Научное использование термина началось в эпоху Просвещения. Это слово прочно и надолго вошло в словарь гуманитарных наук. Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» учёными отождествлялись. Цивилизация рассматривалась как наивысший уровень развития культуры, и, прежде всего, культуры европейской. Такой подход нашёл отражение в теоретических построениях историков XVIII-XIX веков. Культурно-историческая периодизация, принятая в это время в науке, выделяла три эпохи развития человечества: дикость – варварство – цивилизация. Наиболее завершённый и обоснованный вид эта теория получила в трудах Л.Г. Моргана и была принята Ф. Энгельсом. Они придерживались следующей периодизации:

· дикость – первый этап человеческой истории, начинается с появления человека и завершается возникновением гончарства;

· варварство- второй этап, начинается с изобретения гончарного круга и завершается появлением письменности;

· цивилизация – третий, наивысший этап развития человеческой истории, начинается с появления письменности и знаменуется развитием государственных институтов.

В XIX веке в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине человеческих достижений как в науке, так и в социальном развитии. Цивилизация с этих пор ассоциируется с социальным и техническим прогрессом, оценивается как положительное явление. В значительной степени эти представления живы и сегодня в науке и общественном сознании. Для европейского мышления характерной чертой стала абсолютизация универсальности процессов и явлений, составляющих основу европейской цивилизации. Эти процессы постепенно приняли за эталонные модели для всего человечества. Историческое и культурное развитие других народов мира истолковывается, исходя из ценностей западной цивилизации. Такой подход достаточно широко распространен и в среде политиков, и на уровне обыденного сознания.

Но с конца XIX века в некоторых философских теориях понятия «цивилизация» и «культура» противопоставляются. И цивилизацией называется эпоха деградации и упадка в противовес целостности и органичности культуры.

Одним из первых мыслителей, придавших отрицательное значение термину «цивилизация» и разделивших понятия «цивилизация» и «культура», был немецкий философ Ф. Ницше.

Другой философ, О. Шпенглер, развил эту идею Ф. Ницше. По его мнению, все культуры после эры расцвета вступают в период окостенения, т.е. цивилизации. Это время постепенного умирания культуры. Однако это не означает физической гибели носителей культуры: люди не умирают, но прекращается их творческая жизнь. Остаётся лишь комфортное биологическое существование. О. Шпенглер считал, что цивилизация – это гегемония искусственного, механического над естественным, органическим; формы над содержанием; города над деревней; интеллекта над душой; науки над религией и т.д. С наступлением цивилизации становится ненужным художественное творчество, философия. У человека исчезает желание и потребность выражать себя таким образом. О. Шпенглер полагал, что этот период «окаменелости» культуры может быть очень длительным, что мёртвые формы культуры сохраняются достаточно долго. Можно сказать, что понятие культура у этого автора, ассоциируется с тем, что обычно принято называть духовной культурой. А понятие цивилизация – с техницизмом, урбанизмом и индустриализацией, то есть с высоким уровнем развития материальной культуры.

Традиции отрицательной оценки цивилизации и противопоставления цивилизации и культуры стали, хотя и не всеобъемлющими, но достаточно популярными в науке XX века.


Цивилизациология Арнольда Джозефа Тойнби

Историк и теоретик исторической науки, А. Тойнби одновременно был и критиком, и продолжателем идей О. Шпенглера. Единая история человечества у А. Тойнби распадается на отдельные, относительно замкнутые цивилизации. Цивилизации – это качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования, ограниченные пространственно-временными рамками. Он насчитывает разное количество цивилизаций (от 21 до 32). Все цивилизации самобытны и уникальны, но механизмы их развития практически идентичны. Развитие цивилизаций носит циклический характер, они проходят четыре стадии: возникновение, рост, надлом, распад. На месте распавшихся цивилизаций могут возникнуть новые и цикл развития повторится. Не все цивилизации в прошлом и настоящем проходили все стадии развития, оно может оборваться или остановиться на одной из фаз. А. Тойнби выделил следующие механизмы развития цивилизаций:

1. Главной движущей силой любой цивилизации являются люди, которых автор разделяет на две группы. «Творческое меньшинство» – это те, в которых наиболее полно реализуются конструктивные способности человеческой природы на благо и в интересах всего общества. Противоположное им нетворческое большинство (инертная масса) вдохновляется и управляется при помощи механизма подражания. «Творческое меньшинство» властвует силой авторитета, но постепенно оно привыкает к своей роли, и его творческие способности утрачиваются. Власть авторитета сменяется властью силы. «Творческое меньшинство» превращается в «господствующее меньшинство», неспособное справляться с новыми проблемами. Это свидетельствует о предстоящем «надломе», а затем и гибели цивилизации.

2. Одним из основных законов развития цивилизации является закон «Вызова-и-Ответа». «Вызов» – это проблема, с которой сталкивается цивилизация и которая угрожает ей гибелью. «Вызов» может быть природным (например, изменение климатических условий, природная катастрофа) или социальным (например, интервенция). «Ответ» – это решение, преодоление проблемы, которое требует мобилизации творческих сил цивилизации. Адекватный «ответ» - это всегда заслуга «творческого меньшинства». Каждый шаг цивилизации вперёд связан с преодолением очередного «вызова». Благоприятные условия враждебны цивилизации - считает А. Тойнби. Если цивилизация не может найти адекватный «ответ» на «вызов», в её развитии происходит «надлом», который может привести к гибели.

Время существования цивилизаций, по мнению автора, занимает очень незначительную часть истории людей – лишь 2% от всего периода жизни человечества. Из этого Тойнби делает вывод, что все цивилизации являются современницами и проводит параллели между историческими событиями и историческими личностями.

Отличительной чертой в теоретических построениях А. Тойнби является признание возможности исторической и культурной преемственности между цивилизациями (О. Шпенглер отрицал культурную преемственность и культурное влияние между цивилизациями). А. Тойнби писал, что существуют независимые цивилизации (первичные), которые появились благодаря мутации примитивных обществ, и родственно-связанные цивилизации (вторичные). Последние появились через отделение от предшествующих цивилизаций. Примером такой культурной преемственности (автор называет её «сыновне-отеческой связью») может служить преемственность между следующими обществами: элладским - православно-христианским (основным) – православно-христианским в России.

А. Тойнби теснейшим образом связывает развитие религий с развитием цивилизаций. Он считает, что первые, независимые цивилизации, возникшие из примитивных обществ, создали первые формы религий (политеизм). Вторичные цивилизации, произошедшие от первичных, породили более совершенные формы религий (например, буддизм и христианство). Таким образом, с каждым поколением цивилизаций создаются все более развитые формы религий. Исторический прогресс, по А. Тойнби, определяется развитием духовно-религиозной, а не материальной и не социальной сферы.

Своеобразны взгляды А. Тойнби и на перспективы развития цивилизаций в настоящее время. Он считает, что в современном мире существуют западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная, арабская и иранская цивилизации. Эти цивилизации могут избежать гибели, если объединятся в одну мировую цивилизацию. Основой объединения должна стать новая религия – Вселенская религия, которая может быть создана на основе существующих мировых религий.

Труд А. Тойнби оказал большое влияние на взгляды исследователей ХХ века. Идея существования и взаимодействия локальных цивилизаций оказалась востребованной в современной гуманитарной науке. Но, в то же время, теоретические построения А. Тойнби вызывают много вопросов. Так, автор не предложил единых критериев для выделения цивилизаций; у него не определено точное количество цивилизаций, существовавших и существующих. Идея создания единой Вселенской церкви и на её основе единой цивилизации выглядит необоснованной: слишком велики различия между мировыми религиями. Отдавая должное научным заслугам ученого, который смог изменить устоявшиеся взгляды на историческое развитие, нельзя не отметить утопичность его идей о будущем.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.