В процессе работы в лагере возникает ряд вопросов, на которые мы хотим помочь вам ответить. Итак: Что делать, если ребенок первый раз в лагере? Постарайтесь окружить ребенка заботой и вниманием. Помогите ему побыстрее познакомиться и подружиться с ребятами в отряде. Материалы представлены ДОЛ «Алые Паруса», г. Уфа
Что делать, если дети не хотят спать? Первым делом нужно понять, почему он этого не хочет. Как и в любой ситуации: понять – это уже наполовину решить, так и в этом случае. Если вы поставили диагноз отсутствия сна, вы отчасти уже решили проблему. Чтобы решить её полностью, нужно совершить ряд действий. Прежде всего, запланировать, что один час после отбоя вы посвятите детям, и не будете заниматься в это время ничем другим. Хорошо, если вы возьмете за правило и договоритесь с детьми, что ровно в … часов вы будете входить в комнату и гасить свет. К этому времени все должны умыться, раздеться, сложить одежду и ждать вас. После того, как вы погасили свет в комнате, в силу вступает ещё одно правило, о котором следует договориться заранее, что разговаривать только шепотом (и то недолго). Бывает очень эффективно и полезно научить ребят основам релаксации, которые можно обсудить предварительно с психологом. Для ребят помладше очень подходят засыпательная история или спокойная песенка.
Если у вас старший отряд
Работа на старших отрядах традиционно считается самой трудной. Трудности здесь связаны с возрастными особенностями старших подростков и старшеклассников, которые как говорится, еще не взрослые, но еще и не дети. Противоречия возраста проявляются, с одной стороны, в негативном отношении к предлагаемым взрослыми мероприятиями ("детство", "скучно":), в стремлении уйти от запретов, ограничений режима лагеря; а с другой стороны - старшие ребята жадно ищут сферу применения своим возросшим способностям, хотят участвовать в действительно взрослой жизни, требуют самостоятельности, доверия признания своей взрослости.
В связи с этим:
Собираясь в лагерь, вдумчиво перечитайте литературу о психологических особенностях возраста.
Твердо изберите для себя в отношениях с будущем отрядом роль "старшего друга", не забывая при этом, что вожатый - это педагог, хотя и не намного старше своих "детей".
Дайте сами себе "железное" слово, что ни при каких обстоятельствах:
не унизите ребенка;
не выставите его на посмешище;
не разгласите доверенную тайну;
не сорветесь на крик, оскорбления, рукоприкладство;
не нарушите данное ему слово;
не станете жаловаться начальнику, родителям
Но в то же время вожатый не должен:
заискивать и унижаться сам;
допускать проявления в отряде грубости, пошлости, жестокости;
дать сесть "себе на шею";
бояться своих взрослеющих акселератов, а также любых разговоров с ними на "недетские темы".
Взгляните на себя: чем вожатый, как личность, может быть интересен детям? Своими увлечениями? Знаниями? Эрудицией? Юмором? Теплотой? Сердечностью? Умением слушать и вести разговор? Чем? Подумайте, как ЭТО поставить в центре предстоящей работы с ребятами.
Срочно начните собирать в свою "Педагогическую копилку" игры и формы работы "на все случаи жизни", а также интересные сценарии, занимательные вопросы, веселые анекдоты и пр.
Определите для себя заранее: чем жизнь и работа старшего отряда будет отличаться от других отрядов. Это очень важно! Старшие должны быть действительно СТАРШИМИ! Существуют возможные отличия:
руководство общелагерными органами самоуправления, а также - кружками, клубами, секциями, "советами дела";
ответственность за подготовку и поведение наиболее сложных и интересных общелагерных дел (тематических дней, лесных игр, дискотек и т.п.);
ориентация на порфильность отряда. Лучше, если это будет спортивный, или туристический отряд, или любым другим согласно увлечениям отрядного вожатого;
возможность дополнительных походов, велопробегов, костров, ночных игр, купания и т.п.;
замена "тихого часа" какой-либо интересной и полезной деятельностью. Например: заготовка хвороста для общелагерного костра, усовершенствование пляжа и "купалок", создание на территории лагеря "Парка влюбленных" с помощью самодельных скамеек из бревен пней; организация работы клуба "Тихих игр" (шахматы, вязание, поделки, кроссворды, компьютеры и пр.), а также слушание музыки, чтение книг, просмотр телепередач, выход в лес, за территорию лагеря и т.п. Обязательное условие: любые занятия старших ребят в тихий час не должны мешать другим отрядам, нарушать общую тишину в лагере;
трудовые десанты, работа по договору в соседнем сельскохозяйственном объединении;
работа старшего отряда по индивидуальному плану с учетом возраста.
Что делать, если ребенок заскучал по дому? Выясните истинную причину «скучания». Ребенок должен чувствовать уют, иметь друзей и быть включен в интересную деятельность. Организуйте насыщенную жизнь с плотным распорядком дня и смены, с учетом колебания эмоционального маятника и с учетом интересов и возможностей детей. Чтобы в конце дня было приятно оглянуться на прожитое и сказать: «Сегодня было здорово!». И чтобы приятнее было предвкушать радость завтрашнего дня. Чтобы, засыпая, ребенок думал о маленьких и больших удовольствиях, которые ждут его утром. Что делать в родительский день? Родительским днем в лагере называют тот день, когда к детям приезжают родители. Обычно это происходит в воскресенье. В этот день все родители приглашаются в лагерь, где они могут погулять, посмотреть, где живет их ребенок, чем он занимается, получить ответы на интересующие вопросы: «Хорошо ли кормят?» «Не обижают ли моего ребенка?» «Здоров ли он?» «Не скучно ли моему ребенку?» «Есть ли у моего ребенка чистый носовой платок?» и массу других подобных вопросов. Для того чтобы положительно ответить на все вопросы родителей, нужно тщательно подготовиться. Начните с того, что накануне проведите «большую стирку» вместе со своими детьми в специально предназначенном для этого месте. Пусть все соберут грязные мелкие вещи (более крупные предметы гардероба лучше не трогать) и попытаются с вашей помощью выстирают их. Проконтролируйте, чтобы тщательно выстиранные вещи, дети хорошо прополоскали, а затем развесили для сушки. Заканчивая «большую стирку», наведите порядок в тумбочках, шкафах, сумках, чемоданах. Следующий этап подготовки к родительскому дню – организация концертов, ярмарок и выставок детских работ. Напомните детям, что их родителям будет приятно увидеть их, как активных участников в деятельности лагеря. Утром же того дня, когда ожидается массовое прибытие родителей, необходимо встать раньше, чем обычно, приготовить свою самую «приличную» одежду.
Следующее, что нужно сделать в это утро, проверить, во что одеваются дети. Они должны выглядеть чистыми, опрятными, причесанными (особое внимание следует обратить на девочек с длинными волосами). Помните, что первую информацию о состоянии дел в лагере родители получают в момент созерцания внешнего вида своего ребенка. Другим источником информации для родителей будет внешний вид и внутреннее убранство корпуса, комнат и прилегающей территории. Поэтому постарайтесь вместе с детьми до завтрака обойти и прибрать все лишнее, портящее «пейзаж».
А еще – это главное – вам нужно подготовиться к личному контакту с родителями. А для этого договоритесь с детьми, что они, как только сами поздороваются с родственниками, сразу подведут их к вам и представят: «Вот, это ко мне приехали». Обмен приветствиями и любезностями с родителями может быть очень коротким – 20 секунд, но он должен быть. Если вам необходим обстоятельный разговор, попросите родителей подойти к вам попозже. Если необходимости беседовать нет – поинтересуйтесь. Намерены ли родственники «забрать» детей для общения «в семейном кругу» где-нибудь за пределами корпуса и лагеря. Если такое намерение есть, то проявите бюрократическую дотошность,— попросите написать заявление или расписку. Образец вам надо подготовить заранее:
Расписка. Я, Иванова Татьяна Николаевна, беру на себя ответственность за жизнь и здоровье моего сына Иванова Александра с 11.00 до 17.00 27 июня 2001 года. Подпись.
Поскольку у родителей вряд ли найдется бумага и пишущие принадлежности, подготовьте ручку и стопку чистых листов заранее. Только по совершении этой процедуры дети могут получить «увольнительную» – у вас должна быть железная уверенность, что дети находятся под опекой родителей, а не гуляют где-то сами по себе. Когда же родители захотят расстаться с ребенком и уехать, они должны не бросать его у лагерных ворот, поцеловав на прощание, они должны подвести его к вам.
Бывают такие ситуации, когда родители хотят забрать своих детей на день или два. В этом случае необходимо написать заявление на имя директора: Директору ДОЦ «Алые паруса» Ермоленко Т. Г. от Ивановой Татьяны Николаевны заявление Прошу Вас отпустить моего сына Иванова Александра, отряд № 5, с 14 часов 10 июля до 16 часов 11 июля 2001 года под мою личную ответственность. 10.07.01г. Подпись.
Данное заявление подписывают у куратора, и оно хранится у него до возвращения ребенка в отряд. В случае если ребенка забирают насовсем, поставьте в известность куратора и других представителей администрации (бывают вопросы, которые не стоит решать самостоятельно), так же необходимо написать заявление с указанием причины отъезда.
Директору ДОЦ «Алые паруса» Ермоленко Т. Г. от Ивановой Татьяны Николаевны заявление Прошу Вашего разрешения забрать сына Иванова Александра, отряд № 5, в связи с отъездом в санаторий. 10.07.01г. Подпись.
На заявлении должна стоять пометка о сдаче книг в библиотеку и подпись библиотекаря. Заявление обязательно подписывается директором ДОЦ и хранится у директора. Для особо восторженных и благодарных родителей хорошо было бы подготовить «книгу отзывов и пожеланий» или какую-нибудь другую форму проявления чувств по этому поводу. А вечером, после того, как родители покинут территорию лагеря, а вы соберете детей и расспросите их о впечатлениях, вам надо тактично решить еще одну проблему: поговорить с ребятами о привезенных съестных запасах и о сроках их реализации. Чем скорее будет съедена родительская «гуманитарная помощь», тем лучше, т. е. безопаснее. В этот день особое внимание нужно уделить деятельности и развлечениям. Он должен быть более интересным, насыщенным и увлекательным, чтобы дети, к которым еще не приехали родители были заняты делом, а не висели на воротах в ожидании любимых родственников. Как разговаривать с родителями? 1. Перед началом разговора предложите присесть или пройтись по территории лагеря – это более удобно, чем просто стоять. Внимательно слушайте собеседника, демонстрируя свою заинтересованность в решении данного вопроса или проблемы.
2. Старайтесь говорить с родителями уважительно, и это даст положительный результат по отношению к вам.
3. В первые же секунды беседы выясните имя-отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя – чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще.
4. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…».
5. Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания, то выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Как только напор их речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в долагерной жизни. Когда они выговорятся, может оказаться, что проблема, из-за которой «разгорелся сыр-бор», уже снята.
6. Если нет возможности свести проблему к шутке или переключить внимание родителей на иные темы, то попытайтесь проблему решить совместными усилиями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей: «Как вы думаете, может быть, лучше…» «Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…» «А как вы отнесетесь, если мы поступим так…» Родители, как, впрочем, все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.
7. Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще. И не столько «дежурным» изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколько глазами.
8. Закончите разговор фразой, начинающейся словами: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?..». Если один вожатый забрал игральные карты у подростка, может ли другой вернуть? Нет, это говорит о несогласии между вожатыми. Когда вожатые заезжают в детские оздоровительные учреждения? За несколько дней до заезда детей. Нужно ли, выезжая в лагерь, брать с собой документы? Да, для устройства на работу вам понадобятся следующие документы: 1. Паспорт или временное удостоверение личности. 2. Социальный номер, пенсионное удостоверение. 3. Медицинские документы (санитарная книжка), заключение о состоянии здоровья. 4. Трудовая книжка или справка о последнем занятии. 5. Документы, подтверждающие профессиональное образование. Как предотвратить побег ребенка, которого в лагерь заставили поехать родители против его воли? Держать этого ребенка постоянно в поле зрения. Выяснить причины нежелания поехать в лагерь. Стремиться заинтересовать лагерной жизнью, не претендовать на его свободу. Помочь найти занятие по душе. Обратиться за помощью к психологу. Какие темы запрещены для разговоров с детьми? — Выяснение отношений между педагогами. — Обсуждение детей. — Обсуждение администрации оздоровительного лагеря, их решений. — Решение вопросов личного характера. Нужно ли присутствовать при разговоре ребенка с родителями по телефону? Да, нужно. Если мальчик долго не моется и от него дурно пахнет, как ему сказать об этом? Прямо! Как помирить детей-драчунов? Дать объединяющее задание. Когда начинается выходной у вожатого: утром, днем, вечером? Начало выходного дня регламентируется правилами внутреннего распорядка. Разрешаются ли в оздоровительном лагере прогулки детей у водоемов без сопровождения взрослых? Пребывание детей у реки, водоема, моря, а также прогулки детей без сопровождения взрослых сотрудников лагеря категорически запрещаются. Что делать вожатому, если родители или лица их заменяющие не привели вовремя ребенка в отряд? Необходимо доложить об этом куратору или заместителю директора по воспитательной работе. Предъявить расписку или заявление, оставленное родителями или лицами их заменяющими. С кем должны находиться дети и подростки во время проведения спортивных мероприятий? Во время отрядных спортивных тренировок, сборов, мероприятий все дети и подростки должны находиться вместе с вожатым, тренером на участке или в помещении, где проходит данное мероприятие. Кто несет персональную ответственность за жизнь и безопасность детей во время занятий их в студиях, мастерских? Только после согласования с руководителем студии или мастерской, вожатый может оставить детей на определенное время под ответственность руководителя студии или мастерской. Пока вожатый не придет за детьми, они должны находиться в мастерской или студии. Как оформить выход за территорию? Выход за территорию оздоровительного лагеря допустим только с разрешения директора или заместителя директора по воспитательной работе. Вожатый письменно информирует директора или заместителя директора по воспитательной работе о планировании выхода за территорию оздоровительного лагеря. В заявке указывается: — Цель выхода за территорию; — Маршрут следования; — Время выхода и возвращения. После прибытия на территорию оздоровительного лагеря вожатый информирует директора или заместителя директора о возвращении. Как оформить выход в поход? Заранее пройти медицинский осмотр и написать заявление на имя директора:
Директору ДОЦ «Алые паруса» Ермоленко Т. Г. от вожатого отряда № 4 Петрова И. С. заявление. Прошу разрешить выход в поход14, 15 июля 2001г. отрядам № 4, № 5 и № 7 в количестве 34 человек + 4 взрослых. 12.07.01г. Подпись.
Если в отряде есть дети, которым медики не разрешили идти в поход, вожатый информирует куратора о том, к какому отряду прикреплены данные дети на период отсутствия отряда. По прибытии отрядов из похода, вожатые информируют директора или заместителя директора о возвращении. Что делать, если ребенок страдает лунатизмом? Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми, следовать таким правилам: — Не будить ребенка во время его ночных прогулок и не давать никаких приказаний; — Уменьшать освещенность детской постели ночью, помещая постель такого ребенка дальше от окна; — Подложить под ноги движущегося ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствует самостоятельному медленному пробуждению ребенка и избавляет его от испуг Что необходимо учитывать вожатому при подготовке к мероприятию? Учитывать возраст детей, ожидания детей, длительность подготовки, условия для подготовки, возможности вожатых, их умение организовать тот или иной вид деятельности и использовать различные методы воспитания, настрой детей и подростков на нужное дело и пробудить интерес у детей к нему, наличие соответствующего материала (сценария или отдельных заготовок, соответствующего музыкального оформления), инвентаря и др. Что должно учитываться при выборе форм и методов работы с детьми и подростками в оздоровительном лагере? Цели и задачи воспитания, развития и оздоровления, возраст детей, интересы детей, способности вожатых, краткость подготовки, массовость занятости детей и подростков, условие соблюдения этики при проведении игр, отсутствие пошлости. Каким образом сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого? Как объединить различные интересы? Учесть следующие моменты: 1. Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет увлечь отряд своей идеей. 2. Задуманное должно обязательно соответствовать интересам детей данного возраста, их возрастным возможностям. 3. Подготовка к игре должна создавать радость в работе, включать в себя поиск различных решений, предоставлять возможности развития творческих способностей детей. 4. Коллективное творческое дело должно стать полем для самораскрытия личности ребенка. 5. Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана и, по возможности, принята в том или ином варианте сегодня или завтра. 6. Каждый ребенок должен найти при подготовке к игре, как и в самой игре, роль для себя: сценариста, художника, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика, игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора, распределителя и т. д. Можно ли вожатому отлучаться в родительский день, если ко всем детям приехали родители? Родительский день не является причиной для отсутствия на работе. На что обратить внимание в день отъезда? 1. Собрать белье по комнатам, сосчитать его и сдать сестре-хозяйке. 2. Убрать комнаты, оставить их чистыми. 3. Проверить, чтобы дети собрали все вещи. 4. Напомните детям, как нужно вести себя в автобусе, каков порядок ухода с родителями. Когда можно считать работу с детьми завершенной? Когда все дети встретятся со своими родителями в день отъезда. Что делать, если ребенок боится темноты? Нельзя преуменьшать серьезность страхов. Не говорите ребенку, что он маленький и глупый. Не высмеивайте его, выслушайте его. Дайте ему выговориться. Признайтесь, что боязнь темноты или чего-то безымянного и невыразимого – вещь вполне понятная. Убедите ребенка, что большинство людей, будучи маленькими, чувствовали то же самое. Скажите ему, что вы в детстве были трусихой (трусом), а потом, пожурив себя, рассмешите его, и весело посмейтесь над этим. Какова тактика поведения с нервными детьми? Таким детям необходимы понимание взрослых и эмоциональная поддержка, признание в среде сверстников, непосредственность проявляемых к ним чувств, обретение уверенности в своих действиях и поступках, способности легко устанавливать контакты с окружающими и поддерживать их, гибкость в отношениях к ним со стороны воспитателей. Можно ли наказать непослушного ребенка? Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, постарайтесь не применять его. Попытайтесь терпеливо разрешить ситуацию. Терпение – это самая большая добродетель, которая может быть у вожатого. Воспользуйтесь очень кратким объяснением, почему подобное поведение ребенка неправильно; отвлечением, предложив что-нибудь более привлекательное, чем то, что хочется; наградами, они более эффективны, чем наказание.
Как относиться к идеям и поступкам ребенка, которые выглядят необычными и не отвечают принятым стандартам? Внимательнее разобраться в его способностях и возможностях, в его внутреннем мире. Что нужно делать в процессе воспитания? — Принимать ребенка таким, каков он есть. — Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе. — Внушать ребенку, что он выполнит задуманное, если только поверит в себя, и будет работать. — Жить с ребенком общей жизнью. — Чаще вспоминать, какими вы были в возрасте ребенка. — Помнить, что воспитывают не слова, а пример. Как разрешить конфликтную ситуацию? Лучше всего не доводить дело до конфликта. Устранить назревающий конфликт можно: — методом сглаживания разногласий, т. е. убеждением другого, что все не так уж страшно, особых причин для конфликта нет и т. д. — методом совместного обсуждения разногласий. Как задать вопрос ребенку, чтобы получить правдивый ответ? Как утверждают ученые, абстрактно поставленный вопрос не сковывает воображение ребенка и не заставляет его «оправдываться» в глазах взрослого. Когда и кому следует писать объяснительную записку? Объяснительная записка адресуется директору оздоровительного лагеря, пишется по его требованию.
Перед кем в оздоровительном лагере необходимо отчитываться вожатому, студенту-практиканту? Студент-практикант в оздоровительном лагере отчитывается перед заместителем директора по воспитательной работе. Какие дни лучше не планировать для личных выходных? Первые и последние дни смены. К кому обратиться в оздоровительном лагере в случае возникновения проблем с детьми? К куратору, заместителю директора по воспитательной работе, психологу. О чем следует говорить с родителями? Обо всем, что волнует вожатого и имеет смысл для решения вопросов, касающихся общения с другими детьми. Что следует обсуждать с директором оздоровительного лагеря? Обсуждать можно все вопросы, связанные с вашей работой в оздоровительном лагере, с условиями жизни, касающиеся как вас лично, так и вверенных вам детей и подростков. В каких случаях необходимо обращаться к врачу в оздоровительном лагере? По всем вопросам, связанным со здоровьем детей, необходимо обращаться к врачу. Следует ли обращаться к врачу, если вопрос или проблема возникли ночью? Да, в случае необходимости время суток для обращения к врачу не имеет значения. Сколько раз необходимо повторять одно и то же детям? Пока они этого не поймут. Следует ли на отрядные дела приглашать куратора или заместителя директора по воспитательной работе? Да. Как правильно строить свои взаимоотношения с руководством оздоровительного лагеря? На основе взаимного уважения, с учетом опыта, взаимной ответственности, заинтересованности. Можно ли на нецензурные выражения детей отвечать так же, считая, что «иначе они не понимают»? Нет. Как быть, если подростки любые взгляды, подмигивания, мимолетные ухаживания другого пола принимают за любовь? Разъяснять в индивидуальных беседах, что такое любовь. Как следует поступать, если дети ничего не хотят делать? Вовлекать детей в разрешение ближайших, сиюминутных проблем. Подросток плачет. Вожатый пытается успокоить его и выяснить причину слез. Ответа нет. Как поступить? Стоит на некоторое время оставить подростка одного, не приступать к нему с расспросами, дать ему возможность успокоиться, занять интересным делом. Подросток сам расскажет о причине слез, если сочтет нужным. Можно ли поручать укладывать детей другим вожатым, инструкторам? Нужно стремиться выполнять свои обязанности самостоятельно. Когда можно общаться с вожатыми из других отрядов? Если нет особых причин, связанных с работой, то лучше в то время, когда дети спят. Следует ли иметь план работы отряда на смену, на день, если этого не требует руководство? Да, следует. Как часто нужно пересчитывать количество детей в отряде? Перед отбоем, после отбоя, ночью во время обхода, при построении на зарядку, перед завтраком, после завтрака, перед выходом за территорию, во время прогулок, после возвращения с прогулки, перед купанием, во время купания, после купания – при каждом удобном случае. Есть ли необходимость в обучении детей, независимо от возраста, правильному поведению в местах общего пользования? Да, необходимо проводить профилактические беседы регулярно. Как поступить, если руководство оздоровительного лагеря высказывает в адрес вожатого несправедливое замечание? Выслушать и принять к сведению. Возможен ли приезд в оздоровительный лагерь друга (подруги), мужа (жены)? Все встречи желательно планировать в свои выходные дни, приезд близких людей отвлекает от основной работы. Могут ли дети сотрудников пользоваться какими-либо привилегиями? Все дети в оздоровительном лагере отдыхают на равных условиях. Можно ли отпускать ребенка с родителями под честное слово, если родители являются сотрудниками данного оздоровительного лагеря? Нет, для всех родителей существуют одинаковые правила. Суровость руководства лагеря – это норма, правило..? Часто под видимой суровостью скрывается забота о сотрудниках, об обеспечении условий для работы лагеря, озабоченность общим делом, наличие большого количества проблем. Будем помнить, что постоянный, круглосуточный контроль за работой персонала – его обязанность. Что делать, если вожатому кажется, что подросток употребил спиртное или нюхал неизвестные вещества? Срочно обратиться к врачу. Как объединить интересы детей в разновозрастном отряде? Старших детей привлечь к работе с младшими. Можно ли курить в присутствии детей? Нет. Удобно ли появляться в столовой в жаркую погоду в купальнике, плавках? Нет, это не этично. Как быть, если ребенок убежал? Не паникуя, собрать детей и немедленно сообщить об этом куратору, заместителю директора или директору.
Нужно ли вожатому в оздоровительном лагере подчиняться сложившимся традициям? Если они способствуют хорошему отдыху детей, то да.