1.Дидактическая:сформировать представление о технике безопасности при выполнении простейших физиопроцедур, о механизме действия тепла и холода на организм человека, показаниях и противопоказаниях для постановки согревающего компресса, правилах постановки компресса на разные участки тела, сформировать представление о правилах применения грелки и пузыря со льдом пациентам в лечебных учреждениях, показаниях и противопоказаниях к данным методам лечения и оздоровления; о ТБ при работе с кислородом, видах, принципах оксигенотерапии; показания, противопоказания при проведении оксигенотерапии через носовую канюлю.
2.Развивающая:развить умение сравнивать, обобщать и делать выводы из изученного материала; акцентировать внимание учащихся на необходимости знания основных моментов сестринского процесса при проведении теплолечения пациентам, применения грелок и согревающих компрессов у взрослых; оксигенотерапии; развить способность применять полученные знания в практической работе в лечебно-профилактических учреждениях РБ.
3.Воспитательная: сформировать у учащихся чувство личной ответственности и добросовестного отношения к выполнению функциональных обязанностей медицинского персонала при выполнении сестринских вмешательств при выполнении разных методов физиотерапевтического лечения и оксигенотерапии; подготовить квалифицированных специалистов среднего медицинского звена.
Оснащение:
резиновые грелки, полотенце или пеленки, воздушный термометр, бинт, вата, компрессная бумага или полиэтилен, емкости с растворами для компресса, водяная баня, емкости с дезинфицирующим раствором и ветошью, аппарат Боброва, носовые канюли, фантомы, сосудосуживающие капли, турунды.
Дидактический материал:
план практического занятия, инструкции по технике выполнения манипуляций, контрольный тест, перечень вопросов для фронтального и индивидуального опроса учащихся, набор ситуационных задач, иллюстрации в учебнике, учебные таблицы по теме занятия.
Междисциплинарные связи:
терапия ("Методы физиотерапевтического лечения"), гигиена ("Санитарно-противоэпидемический режим ОЗ").
Организация практического занятия.
1.Организационно-воспитательный момент:
проверка присутствующих на занятии учащихся, наличие соответствующей рабочей формы одежды, наличие инструкций по технике выполнения манипуляций;
психологическая подготовка учащихся к занятию.
2.Повторение теоретических знаний и практических навыков предыдущего занятия:
- режим двигательной активности больных;
- виды положения больного в постели;
- нормальные показатели температуры тела, пульса, артериального давления, частоты
дыхания;
- виды лихорадок, помощь больному в разные периоды лихорадок, изменение пульса,
артериального давления, частоты дыхания;
- методы определения отеков;
- подсчет водного баланса.
Проверка и актуализация знаний учащихся.
Выяснение объема и уровня знаний учащихся о показаниях и противопоказаниях к применению согревающих компрессов, использования грелки и пузыря для льда. Выяснение объема и уровня знаний учащихся о подготовке пациентов к проведению физиотерапевтических процедур, показаниях и противопоказаниях к применению грелки, пузыря со льдом, водных процедур; ТБ при работе с кислородом. Видах, принципах, показаниях и противопоказаниях к оксигенотерапии.
Проведение индивидуального опроса учащихся, контрольного теста.
4.Изучение нового материала:
а) постановка преподавателем задач по изучению объема и содержания работы медицинской сестры по организации и проведению физиотерапевтического лечения пациентам; создание мотивации.
б) презентация нового материала:
представление изучаемой темы занятия и плана урока, перечня навыков для самостоятельного усвоения учащимися;
актуализация знаний учащихся по изучаемой теме;
демонстрация преподавателем навыков работы по применению грелки, постановке согревающего компресса на разные участки тела, пузыря со льдом, постановку горчичников; подачи кислорода через носовую конюлю, с помощью кислородной подушки.
в) обеспечение самостоятельной деятельности учащихся по применению полученных знаний и умений:
индивидуальная работа учащихся или работа парами (или небольшими группами) по усвоению практических навыков и теоретических знаний по изучаемой теме.
Работа учащихся осуществляется под контролем преподавателя с необходимой коррекцией выполнения навыков.
г) проведение контроля знаний учащихся по теме урока в виде:
- контрольного теста;
- решения ситуационных задач.
д) закрепление изученного на занятии материала:
- повторение показаний и противопоказаний к постановке согревающего компресса;
- постановка согревающего компресса на разные участки тела пациента.
- повторение правил подготовки пациента к физиопроцедурам;
- повторение правил проведения обтирания, ручных, ножных и сидячих ванн пациенту;
- приготовление лечебной ванны больному;
- постановка горчичников,
- применение грелки и пузыря со льдом;
- проведение дезинфекции грелки и пузыря для льда;