Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ольгой Николаевной Холодырёвой

Обращение к Президенту Российской Федерации

православного педагогического общества имени «Стефана Пермского»

по вопросу патриотического воспитания подрастающего поколения в современных образовательных программах по литературе

 

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

 

Обращаемся к Вам, потому что молчать больше нет никакой возможности. Мы, православные педагоги, работники системы образования Республики Коми, в преддверии празднования 70-летия Великой Отечественной войны с горечью констатируем факт, что нынешнее поколение молодёжи недостаточно знает о героическом прошлом нашей страны, значительно хуже, чем знают поколения граждан, чьи детство и юность прошли в советский период. Одна и, возможно, главная причина этого – отсутствие в программах по литературному чтению начальной школы и по литературе 5-11 классов произведений о героических событиях Великой Отечественной войны. Это, в первую очередь, касается прозы, в которой раскрывается событийный пласт героического времени. В качестве аргумента приводим анализ современных программ по литературе (Приложение 1 к настоящему обращению).

В программу по литературе в советский период, которая приведена в материале для справки (Приложение 2 к настоящему обращению), были включены замечательные произведения, они нравились детям и рассказывали о детях на войне, героизме людей и зверствах врага. Большое прозаическое произведение было в каждой параллели. К этому добавлялись произведения для внеклассного чтения и из литературы народов СССР.

Таким образом, имея в настоящее время в программе 11 класса по истории 4 часа на изучение периода Великой Отечественной войны и почти ничего из огромнейшего литературного наследия нашего народа в программе по литературе, наши выпускники остаются в «счастливом» неведении о подвиге отцов и дедов, «глухими» к великим трагедиям прошлого и равнодушными к тому, что сегодня происходит в мире. Молодые люди легко подвергаются влиянию чуждой, вредной идеологии, чему есть много примеров в нашей современной жизни. Мы не должны допустить возрождения фашизма, экстремизма, ксенофобии и шовинизма. «Прививку» от них подросток, юноша должен получать со школьной скамьи и, в первую очередь, через уроки литературы, через произведения русской литературы.

Владимир Владимирович, просим Вас обратить внимание Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ на создавшееся «нездоровое» положение с формированием школьных программ и почти полным «вымыванием» из них произведений о Великой Отечественной войне.

Считаем, что если юноша не прочитает «Козлёнка в молоке», у него не будет большой утраты, но если он не услышит голос Ю. Левитана, песню «Вставай, страна огромная», «Катюша» и другие, не замрёт над главами книги о подвигах молодогвардейцев или простых девушек из повести «А зори здесь тихие» Б. Васильева, он не получит самого главного – любви к Отечеству.

 

 

С наилучшими пожеланиями и надеждой на дальнейшее сотрудничество,

зам. председателя православного

педагогического общества РК

имени Стефана Пермского Ичеткина Тамара Александровна

тел: 89129652658

Члены Православного

педагогического общества РК Мищенко Н.М.

Михайлова Е.М.

 

 

Приложение 1

Анализ

современных программ по литературе

 

Тема Великой Отечественной войны

в общеобразовательных программах по литературе

(5-11 классы)

Анализ действующих программ по литературе для учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ показал недостаточное отражение этой важнейшей для нравственного и патриотического воспитания темы на уроках литературы.

Ниже приведены данные о наличии произведений о Великой Отечественной войне в трех УМК по литературе, вошедших в Федеральный перечень учебников в 2014 (программа под ред. В.Я. Коровиной: 5-11 класс – базовый уровень, 10-11 классы – профильный уровень; программа под ред. В.Ф. Чертова: базовый и профильный уровень, отличающийся количеством часов на изучение программных произведений; программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева: базовый, предпрофильный и профильный уровни). Жирным шрифтом в таблице выделены прозаические и крупные лиро-эпические произведения.

 

Классы Программа под ред. В.Я. Коровиной Программа под ред. В.Ф. Чертова Программа Г.С. Меркина, С.А. Зинина и др.
2ст. (К. Симонов, А. Твардовский) В. Катаев «Сын полка»;ст. А. Твардовского «Рассказ танкиста» 1ст. для домашнего чтения (К. Симонов)
2ст. (К. Симонов, Д. Самойлов) ------------ Поэзия о Великой Отечественной войне; 1 ст. наизусть
Е. Носов, «Живое пламя» М. Шолохов «Судьба человека»; 1ст. (А. Ахматова) А. Твардовский «Василий Теркин» (главы); стихи поэтов-участников Великой Отечественной войне;Б. Васильев «Экспонат №…»
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 2ст. (А. Твардовский), обзор произведений Великой Отечественной войне   -----------
М. Шолохов «Судьба человека» ------------ М. Шолохов «Судьба человека»; В. Быков «Альпийская баллада»(отрывок.); стихи А. Твардовского о войне; военная тематика в авторской песне (Б. Окуджава, В Высоцкий)
-------- ------------ ------------
Обзор произведений о Великой Отечественной войне; Обзор произведений о Великой Отечественной войне; А. Ахматова «Мужество»; А. Платонов «Возвращение», литература периода Великой Отечественной войны; обзор произведений о Великой Отечественной войне; В. Распутин «Живи и помни».

 

Таким образом, большинство учащихся никогда не слышали о Василии Теркине, символизирующем все нравственные качества русского человека, выигравшего бой «святой и правый» (эта фраза им тоже не знакома), не подозревают о существовании произведений «А зори здесь тихие» и «В списках не значился» замечательного писателя-фронтовика Бориса Васильева, которому в 2014 году исполняется 90 лет (хотя названные произведения включены в Список-100 лучших книг всех времен).

Явно недостаточное количество часов на изучение литературы в целом и изучение произведений о войне в частности (например, на изучение произведения М. Шолохова «Судьба человека» выделяется 1 час в связи с дефицитом часов) приводит к поверхностному уровню знаний учащихся, к проблемам с читательскими аргументами к экзаменационным текстам о Великой Отечественной войне. Однако самая большая проблема сложившейся ситуации состоит в том, что не реализуется огромный воспитательный потенциал произведений о Великой Отечественной войне, не происходит на должном уровне эмоциональное и нравственное развитие подростков, воспитание гражданина Отечества.

 

Материал подготовлен учителем высшей категории,

победителем ПНПО, номинантом энциклопедии

«Лучшие люди России»

Ольгой Николаевной Холодырёвой

 

Приложение 2

Материал для справки

 

Произведения прозаических жанров о Великой отечественной войне в программе советской школы и 90-х годов 20 века:

 

5-9 классы

В. Катаев «Сын полка»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А. Толстой «Русский характер»

А. Фадеев «Молодая гвардия»

 

11 класс

Великая Отечественная война (1941–1945) и послевоенная литература.
Исповедальность и эпичность поэзии войны («Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского).
Жанр песни и ее роль в жизни и литературе (А. Лебедев-Кумач, М. Исаковский, А. Сурков, М. Лисянский, А. Фатьянов).
Тема войны и победы в прозе и поэзии («Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Дом у дороги» А. Твардовского).
«Фронтовое поколение» (Б. Слуцкий, С. Гудзенко, А. Межиров, С. Орлов, Д. Самойлов, Б. Окуджава и др.) и его место в формировании языка лирики.
Постановление 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» и литературные репрессии конца 40-х – начала 50-х гг. Литературная ситуация. Аресты. Запретительная функция цензуры.
Тема трудового подвига в литературе соцреализма («Далеко от Москвы» В. Ажаева, «Жатва» Г. Николаевой, «Журбины» В. Кочетова и др.).
Эпос 50-х гг. («Русский лес» Л. Леонова).
Литература официальная и литература «в стол» («Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, поэзия А. Тарковского, «Другие времена В.В. Набокова и др.).
М.А. Шолохов.
Творческий путь Шолохова. «Донские рассказы». Проблема выбора цели жизни. Ответственность за выбор. «Тихий Дон»: роман-эпопея о всенародной трагедии. Авторская концепция и объективное изображение Гражданской войны. Психологизм и глубина изображения. Особенности художественного строя романа (система образов, композиция). Полемика вокруг авторства. «Они сражались за Родину»
Б.Л. Пастернак.
Многообразие поэтического мира Пастернака. Темы природы, любви, родины («Любить иных тяжелый крест…», «Зимняя ночь» и др.). Философский характер лирики. («Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...»).
«Доктор Живаго». Роман о судьбах интеллигенции. Лирическое начало в прозе Пастернака.
А.Т. Твардовский.
Твардовский – поэт и редактор «Нового мира». Традиции русской классической поэзии в лирике: «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери» и др. Сопричастность истории страны, утверждение нравственных ценностей.

Тема народного подвига в творчестве.
Поэтическое и гражданское осмысление исторического прошлого в творчестве Твардовского. Поэмы «По праву памяти», «За далью даль». Художественное своеобразие поэм (соединение лирики и публицистики, особенности языка). Размышления о судьбе народа, страны.
60–90-е годы.
1956 г. – ХХ съезд партии и его последствия для общественной и литературной жизни.
Драматургия второй половины ХХ века. (А.Н. Арбузов «Таня», А.В. Вампилов «Прощание в июне», М.М. Рощин «Валентин и Валентина» и др.
60-е годы. Литературная «оттепель» (И. Эренбург «Оттепель», В. Дудинцев «Не хлебом единым»). Углубление аналитических тенденций в прозе. (Ю. Герман «Дело, которому ты служишь», «Искатели» Д. Гранина).
Лирика поколения «шестидесятников» (или поколения ХХ съезда) Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина и др. Поэзия 60-х как культурный феномен: судьба поэтических поколений и поэтических традиций (А. Ахматова, Б. Пастернак, С. Маршак, Н. Заболоцкий, Л. Мартынов, А. Тарковский, М. Светлов, В. Луговской, И. Сельвинский, Я. Смеляков, А. Твардовский, Д. Самойлов, С. Орлов, А. Межиров, Б. Слуцкий, Б. Окуджава, Ю. Левитанский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Н. Рубцов, В. Соколов, Р. Рождественский, И. Бродский»).
Авторская песня (Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Ким).
Эмиграция литературных диссидентов в 70–80-е гг.
Литература самиздата как культурный и социальный феномен.
И. Бродский: судьба и стихи; В. Гроссман (роман «Жизнь и судьба», рассказы).
А. Солженицын. Солженицын – писатель и общественный деятель. Рассказ «Матренин двор». Образ России, национальная идея. Философский смысл рассказа. «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ». Публицистичность и полемичность творчества Солженицына.
В. Войнович «Жизнь и необыкновенные приключения Ивана Чонкина». Г. Владимов «Верный Руслан». В. Аксенов «Остров Крым». Альманах «Метрополь» и его судьба. Советский андеграунд.
70–90-е годы. Оживление литературных процессов. Переосмысление «вечных» и открытие новых тем. Проблема личности в истории. Человек и природа, человек и творчество, человек и другие: Ю. Бондарев «Выбор», «Берег», В. Астафьев «Царь-рыба», В. Тендряков «Расплата», В. Распутин «Прощание с Матерой».
Правда о Сталине и репрессиях как тема общественной жизни и литературы. Увиденная и разрешенная правда о Гулаге и фашизме как историко-социальном и социально-психологическом феномене ХХ века. («Кира Георгиевна» В. Некрасова, «Тяжелый песок» А. Рыбакова, проза В. Шаламова; мемуары.)
Тема жизни русской деревни и города (В. Белов, В. Распутин, В. Аксенов, В. Астафьев, В. Шукшин, В. Тендряков, Е. Носов, Ф. Абрамов, Ю. Казаков, Ю. Трифонов).
Писатели последнего десятилетия XX века (Ю. Поляков, Л. Петрушевская, В. Токарева, В. Пелевин и др.).
Открытость культурного пространства как новое качество духовной жизни. Разнообразие жанрово-стилистических вариантов поисков. Давление масскультуры и ее языка: границы эстетического и псевдоэстетического.
Литература в тупике или перед новым рывком вперед – культурологическая проблема конца ХХ – начала XXI века.
Теория литературы. Понятие литературной традиции.
Русский модернизм (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм).
Романтизм, романтизация и героическая романтика. Критический и социалистический реализм. Развитие жанров эпоса, драмы, лирики (исторический роман, роман-эпопея, сатира, трагедия, баллада, басня, поэма, песня, авторская песня и др.).
Развитие художественной публицистики.

 

Примечание: материал для справки выполнен Мищенко Н.М.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.