Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОГРАММА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 2. Дифференциальная диагностика как условие научного подхода к выбору образовательного маршрута ребенка с нарушением слуха.

Задачи:

Актуализировать знания об основных этапах психолого-педагогической диагностики детей с ОПФР.

Сформировать умения определять особенности развития детей с ОПФР.

Сформировать умения осуществлять подбор диагностического материала (батарея тестов) исходя из выявленных особенностей.

Содержание работы

I. Вопросы для обсуждения:

1. Работа с основной нормативной базой РБ, определяющей деятельность диагноста.

2. Подготовка психодиагностического инструментария.

3. ЦКРОиР, его основные функции.

 

II. Подготовка реферата на тему: «О работе ПМПК» (Литература: 1, 2).

 

III. Выполнение практического задания (выполняется на занятии):

- просмотр видеофрагмента заседания ПМПК;

- определить приблизительный диагностический инструментарий исходя из психолого-педагогической характеристики на ребенка с ОПФР;

- определить схему обследования;

- определить тип учреждения и рекомендации к выбору образовательного маршрута.

 

Литература:

1. Методические рекомендации по использованию Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра в диагностической деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск, 2002.

2. Методические рекомендации по использованию психолого-педагогического диагностического инструментария в работе психолого-педагогических комиссий. / Авторы-составители Т.П.Кунцевич, Е.В.Башина. – Научный редактор И.Н.Логинова. – Сборник нормативных документов РБ, 2006.

3. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пост. М-ва образования Респ. Беларусь от 16 дек. 2004 № 74 // Зб. нарм. дакументау М-ва адукацыi Рэсп.Беларусь.- 2004.

4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. / Под ред. Л.М.Шипицыной. – М.: Гуманит.изд.ценр ВЛАДОС, 2003. – 528 с. – (Коррекционная педагогика).

5. Бейсова В. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционное-развивающая работа в школе. - Сердце отдаю детям. ФЕНИКС, ТОРГОВЫЙ ДОМ, 2008.

 

Тема 3. Особенности проведения психолого-педагогической диагностики детей с нарушением слуха

 

Задачи:

Формировать умение дифференцировать диагностический материал исходя из специфики развития ребенка с нарушением слуха;

Познакомить с основными направлениями обследования ребенка с нарушением слуха.

Содержание работы:

 

I. Вопросы для обсуждения

1. Основные направления психолого-педагогического обследования ребенка с нарушением слуха (с учетом возраста).

2. Диагностические методики для проведения психолого-педагогического обследования ребенка с нарушением слуха.

3. Векторы адаптации психодиагностического инструментария.

 

II.Выполнение практического задания (выполняется на занятии)

  1. Ознакомиться с нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность сурдопедагога.
  2. Определить систему качественных показателей при проведении психолого-педагогического диагностики детей с нарушением слуха (учет возраста).

3. Составление схемы сурдопедагогического обследования (по творческим мастерским)

  1. Предложить вариант «методических рекомендаций» к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка с нарушением слуха (по микрогруппам).

 

Литература:

1. Богомильский М.Р., Сапожников Я.М. Методические подходы и особенности аудиологического обследования детей различных возрастных групп // Методические рекомендации. М., 1996

2. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие / под ред. Г.А.Таварткиладзе, Н.Д.Шматко.- М.: Полиграф сервис, 2002.- 68 с.

3. Миронова Э.В., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Педагогические методики выявления детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст). - М., 2000

4. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. – М., ВЛАДОС, 2000, 2006

 

Тема 5. Психолого-педагогическая диагностика школьников с нарушением слуха

 

Задачи:

Расширить представление о диагностике детей с нарушением слуха

исходя из ведущего вида деятельности.

Конкретизировать представление о педагогической диагностике школьников с нарушением слуха.

Содержание работы:

 

I. Вопросы для обсуждения

1.Основные диагностические материалы, определяющие диагностику школьников с нарушением слуха.

2. Педагогическая диагностика как компонент педагогической деятельности.

 

II. Подготовка реферата на тему «Готовность детей с нарушением слуха к обучению в школе»

 

III. Выполнение практического задания (выполняется на занятии)

Составить батарею методик для обследования детей с нарушением слуха младшего школьного возраста.

 

Литература:

1. Богомильский М.Р., Сапожников Я.М. Методические подходы и особенности аудиологического обследования детей различных возрастных групп // Методические рекомендации. - М., 1996

2. Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом. / Под ред. М.С.Певзнер, Т.В.Розановой. - М., 1980, 1991

3. Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. – М., 1989

4. Лёве А. Развитие слуха у неслышащих детей. – М., Academia, 2003

5. Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук слабослышащими школьниками. / Под ред. И.М.Гилевич, К.Г.Коровина. – М., 1986.

6. Речицкая Е.Г. Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов. – Л., 1990.

7. Хохлова А.Ю. Применение теста «Прогрессивные матрицы Равена» для оценки уровня интеллектуального развития глухих детей // Дефектология. – 2005. - №6. – С.71-77

 

Тема 6. Дифференциальная диагностика нарушений слуха от сходных состояний

Задачи:

Актуализировать знания о категориальном аппарате дифференциальной диагностики.

Конкретизировать представления о состояниях «задержка психического развития», «нарушения речи».

Развивать умение анализировать адекватность применяемых для диагностики методик исследуемому состоянию.

 

Содержание работы:

I. Вопросы для обсуждения

1. Диагностика невротических, неврозоподобных, функциональных нарушений слуха.

2. Дифференциальная диагностика нарушений слуха от сходных состояний:

А - Дифференциальная диагностика нарушений слуха и интеллекта.

Б - Дифференциальная диагностика нарушений слуха и других сходных состояний (задержка психического развития, речевые нарушения).

 

II. Подготовка реферата на тему «Дифференциальная диагностика как этап психолого-педагогической диагностики».

 

III. Выполнение практического задания (выполняется на занятии)

 

Самостоятельная образовательная работа студентов с теоретическим, дидактическим и наглядным материалом. Отчет.

 

Литература:

1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 144 с.

2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: ВЛАДОС, 1995.

3. Матвеев В.Ф.Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. – М., 1987.

4. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. Л.С.Цветкова. Российское педагогическое агентство. – М.: - 1997. – 85 с.

5. Настольная книга педагога-дефектолога (Серия «Сердце отдаю детям»). – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. – 576 с.

6. Практическая психология. Учебно-методические материалы. – Мн, 1997

7. Розенблюм А.С, Цирульников Е.М. Новые методы диагностики нарушений слуха. – М., 1984.

Петровская С.Е.

ПРОГРАММА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.