Составители - преподаватели педиатрии Казанского базового медицинского колледжа: Дружкова Н.Р. преподаватель высшей категории, Киясова Л.М. преподаватель первой категории.
Рецензенты:Зиятдинов И.Г. доцент кафедры педиатрии КГМУ, Захарова Е.Я. заместитель директора по учебно-воспитательной работе Йошкар-Олинского медицинского колледжа, Малинина Н.К. заместитель директора по практическому обучению Йошкар-Олинского медицинского колледжа, врач-педиатр высшей категории, Козлова О.Н. методист Йошкар-Олинского медицинского колледжа, преподаватель высшей категории, Нефедов Н.В. врач-педиатр I категории.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области педиатрии с детскими инфекциями для специальности 0401 "Лечебное дело"................ 4
ТЕСТЫ БЕЗОПАСНОСТИ 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ НА ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОМ ПУНКТЕ 5
Организация работы фельдшера на ФАПе.......................................................................... 5
Этапы и периоды детского возраста. Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка................................................................................................................................................ 6
Наследственные заболевания у детей....................................................................... 19
Болезни детей старшего возраста...................................................................................... 19
Болезни органов дыхания у детей............................................................................. 19
Болезни органов кровообращения у детей................................................................ 22
Болезни органов пищеварения у детей. Гельминтозы.............................................. 24
Болезни почек и мочевыделительной системы у детей........................................... 29
Болезни крови и кроветворных органов у детей....................................................... 32
Болезни эндокринной системы у детей..................................................................... 36
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ 39
Туберкулез у детей..................................................................................................... 45
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 46
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ 47
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые коллеги!
Обучение студентов в медицинском колледже(училище) завершается проведением итоговой аттестации, которая включает в себя вопросы педиатрии с детскими инфекциями. Данное пособие поможет Вам подготовиться к предстоящей аттестации.
При подготовке к аттестации следует:
1. Проверить свои знания, ответив на тестовые задания по всем разделам и сверить свои ответы с эталонами. Для оценки знаний пользуйтесь критериями
- 70% и менее правильных ответов - "неудовлетворительно".
2. При неудовлетворительной оценке следует вновь проработать учебный материал.
3. Повторить решение тестовых заданий.
Желаем успеха!
Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области педиатрии с детскими инфекциями для специальности 0401 "Лечебное дело"
Фельдшер должен:
- знать: основные клинические проявления отдельных нозологических форм, особенности их течения; основы деонтологического общения с больным ребенком и родственниками; поэтапные стандарты оказания медицинской помощи детям; методы профилактики по основным заболеваниям детского возраста; этапы скрининга новорожденных.
- уметь: собирать анамнез; проводить объективное обследование; диагностировать патологию детского возраста; определить тактику ведения больных; оказывать неотложную помощь; осуществлять забор материала для лабораторных методом исследования и давать оценку результатов; оформлять медицинскую документацию; рассчитывать дозу лекарственных препаратов для лечения основных заболеваний; проводить экспресс-диагностику при гипервитаминозе Д и сахарном диабете.
- владеть навыками: ухода за детьми при различных заболеваниях; проведения манипуляций: внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций; постановки банок, горчичников, наложения компрессов; измерения температуры тела; подготовки и проведения лекарственной и очистительной клизмы, лечебных ванн; промывания желудка и проведения желудочного и дуоденального зондирования; подсчета частоты пульса и дыхательных движений; измерения величины артериального давления; закапывания капель в нос, глаза, уши; проведения оксигентерапии и паракислородных ингаляций; пользования центильными таблицами.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ НА ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОМ ПУНКТЕ
Организация работы фельдшера на ФАПе
1. Кратность проведения дородового патронажа фельдшером
а) 1
+б) 2
в) 3
г) 4
2. Второй дородовый патронаж проводится фельдшером на сроке беременности до (нед.)
а) 18–20
б) 20–22
в) 22–24
+г) 32–40
3. Патронаж новорожденного осуществляется фельдшером
+а) 1 раз в неделю
б) 2 раза в неделю
в) 1 раз в месяц
г) 2 раза в месяц
4. Здоровые дети с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, не имеющие хронической патологии, относятся к группе здоровья
+а) I
б) II
в) III
г) IV
5. Дети с врожденными дефектами развития или с хронической патологией в стадии компенсации относятся к группе здоровья
а) II
+б) III
в) IV
г) V
в) ф-063
г) ф-112
Этапы и периоды детского возраста. Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
6. Продолжительность периода новорожденности составляет (в мес.)
+а) 1
б) 4
в) 6
г) 12
7. У новорожденного отмечается физиологическая
а) гипертония мышц-разгибателей
+б) гипертония мышц-сгибателей
в) гипотония мышц-сгибателей
г) нормотония мышц
8. Большой родничок у ребенка закрывается в возрасте (мес.)
а) 4–7
б) 8–11
+в) 12–15
г) 15–17
9. Грудной кифоз возникает у ребенка в возрасте (мес.)
а) 3
+б) 6
в) 9
г) 12
10. Содержание гемоглобина у ребенка грудного возраста в норме составляет (в г/л)
+а) 110–120
б) 120–140
в) 140–170
г) 170–240
11. Количество эритроцитов в крови у ребенка грудного возраста в норме составляет (в 1 л)
а) 2,5–3,0´109
б) 2,5–3,0´1012
в) 3,5–4,0´109
+г) 3,5–4,0´1012
12. Количество лимфоцитов у ребенка грудного возраста в норме составляет (в %)
а) 15–25
б) 25–45
в) 45–55
+г) 55–75
13. Развитие надпочечниковой недостаточности при различных заболеваниях у детей раннего возраста обусловлено
а) слабым развитием щитовидной железы
+б) слабым развитием коркового вещества
в) достаточным развитием коркового вещества
г) достаточным развитием щитовидной железы
14. Частые рецидивирующие гнойные и грибковые заболевания, инфекции верхних дыхательных путей у детей — это проявления