Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОИСК И ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ



С О Д Е Р Ж А Н И Е

ОТЧЕТА О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»

 

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ

Для студентов и магистрантов заочной формы обучения на изучение дисциплины «Интеллектуальная собственность» учебным планом подготовки специалистов отводится 36 часов. Из них: 4 часа – лекции, 32 часа – самостоятельная работа. Форма контроля знаний – зачет. Для получения зачета каждый студент должен сдать на кафедру для проверки (за 10 дней до зачета) индивидуальный отчет о самостоятельной работе. Без отчета зачет не выставляется.

Самостоятельная работа – одна из форм учебного процесса, направленная на формирование у студента умений самосовершенствования путем самостоятельного изучения литературы и решения конкретной практической задачи (проблемы). Уникальность дисциплины «Интеллектуальная собственность», как это следует из ее названия, заключается в том, что при составлении отчета о самостоятельной работе студент имеет возможность полностью раскрыть свои творческие способности при решении выбранной им проблемы.

Особенность самостоятельного изучения дисциплины заключается в том, что студенту предлагается самому найти проблему и предложить пути ее разрешения. Подчеркнем особо: не преподаватель выдает задание (проблему, которую надо решить), а студент самостоятельно находит проблему в любой области человеческой деятельности (в быту, на производстве, в жизни и т.д.) и самостоятельно ее решает, используя знания, полученные на лекциях, а также знания, полученные при изучении им дополнительной литературы. Вопросы типа: а где брать книги или законы, по меньшей мере звучат странно. Но для тех студентов, которые учатся уже на 5-м курсе и еще не знают, скажем: книги и законы находятся в библиотеках (а не в кафе и барах) и продаются в книжных (а не в обувных и мебельных) магазинах. Подобные вопросы невольно приводят к мысли, что студент вообще не может самостоятельно работать.

Само собой разумеется, двух одинаковых отчетов по самостоятельной работе в принципе быть не может. Поскольку это отчет о творческой работе, а на Земле нет, даже двух людей, способных мыслить одинаково. Даже одну и ту же проблему каждый человек по-своему.

Отчет о самостоятельной работе оформляется на листах формата А4. Текст набирается на компьютере, максимальный шрифт – 12, межстрочный интервал – одинарный. Объем отчета – примерно 10 страниц. Готовый отчет подписывается студентом и сдается на кафедру в пластиковых папках. Неверно оформленный отчет не принимается.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. Титульный лист, оформляется в соответствии требованиями университета.

2. Описание выбранной проблемы (объем – до 1 стр.).

3. Описание сущности предложения по решению проблемы (объем – до 3 стр.).

4. Идентификация объекта интеллектуальной собственности и выбор соответствующего закона, охраняющего данный вид объекта (объем – до 0,5 стр.).

5. Коммерческая оценка разработанного объекта интеллектуальной собственности (объем – до 2,5 стр.).

6. Вопросы защиты прав разработчика объекта интеллектуальной собственности (объем – до 2 стр.).

7. Ссылки на использованную литературу.

ПОИСК И ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Откуда берутся проблемы? Как известно, человечество на протяжении всей своей многовековой истории постоянно развивается. А это означает, что потребности его постоянно возрастают и изменяются. Понятно, что для удовлетворения своих потребностей люди постоянно что-то придумывают – различные предметы, вещи, машины, технологии, материалы, направленные на улучшение условий и безопасности жизни, повышения производительности труда. Но, любая вещь, предмет, станок, как только они были сделаны, собственно их возможности удовлетворять потребности человека, как бы замирают на одном уровне, поскольку предметы сами по себе уже не развиваются (а общество продолжает развиваться). Невозможность конкретных предметов следовать за дальнейшим развитием общества, соответствовать его новым потребностям, и порождают проблемы, которое общество решает, создавая уже новые объекты, способные удовлетворять потребности человечества на данном этапе его эволюционного развития. Поэтому проблемы всегда были, есть и будут и, это не будет преувеличением, если сказать, что именно они являются двигателем прогресса.

Где взять проблему? Вопрос, в какой-то мере, риторический: мы ежедневно сталкиваемся с проблемами, они постоянно нас окружают в быту, на работе, в обществе. Если мы в чем-то ощущаем какое-то раздражение, дискомфорт, неудобства, которые воспринимаются человеком через органы осязания, то эти ощущения и создают нам проблемы. Следует помнить, что любая вещь, в силу того, что она материальна, уже обладает некоторыми недостатками: на ее изготовление затрачены материалы, энергия, труд, средства. К тому же, любая вещь всегда имеет вес, габариты. Из этого следует, что любую вещь можно постоянно совершенствовать до бесконечности, упрощая ее конструкцию и технологию изготовления, используя более дешевые, прочные и надежные материалы, уменьшая вес и габаритные размеры. Кроме того, уместно напомнить, что даже одна и та же вещь, постоянно внешне изменяется под влиянием моды. Поэтому любую вещь всегда можно совершенствовать не только конструктивно, но и внешне, придавая ей новый вид (посмотрите, как изменяются, практически ежегодно, мобильные телефоны: постоянно расширяются, как функциональные их возможности, так и внешний вид). Кстати, в любой курсовом проекте или в дипломной работе студенту, в сущности, предлагается разрешить проблемную ситуацию: разработать методику расчета, схему, структуру, методы управления, технологию, оборудование и др., которых раньше не было, но есть в них необходимость.

Как описать проблему? Прежде всего, необходимо выявить и описать признаки (симптомы) проблемы. Для этого определяют раздражающие факторы, т.е. определяют, что не нравится или не устраивает в окружающей среде: дома, на работе, на отдыхе, и понять, что конкретно вызывает раздражение: какие-то недостатки или несовершенство предмета или изделия или услуги, вообще недостаток чего-то, сложность в чем-то, высокая трудоемкость, необходимость затрачивать много времени для выполнения какой-то работы, чрезмерно высокая/низкая скорость, неудовлетворительное качество, прозрачность, текучесть, значительный или лишний вес, размеры, шум, свет, наличие поражающих факторов и отравляющих компонентов, липкость, неудачная компоновка, схема, ломкость, недостаточная прочность, твердость, высокие внутренние напряжения, разрывы, недостаточная гибкость, эластичность, короткий срок службы, хранения, низкая надежность, ремонтопригодность, не в полной мере используется, не те свойства, не тот состав, инерционность, неблагоприятные последствия, не утилизируется, чего-то не хватает, быстро теряются форма, цвет, запах, вкус, полезность , неэффективно используется, не по назначению, часто ломается, чего-то в избытке и т.п. В общем, необходимо указать в чем именно проявляется проблема.

Затем начинается поиск источника проблемы. Для этого необходимо указать конкретно на объект (изделие или технологию), в которых скрывается проблема. Выбранный объект целесообразно расчленить, сначала на крупные узлы (секторы, секции) и определить, в каком из них находятся раздражающие факторы. Далее исследуют только проблемный узел объекта. Для этого его расчленяют на более мелкие составляющие, вплоть до отдельных деталей, т.е. до тех пор, пока не будет найден элемент, который и создает все неприятности. В процессе расчленения объекта составляют описание каждого узла или детали (из чего он состоит, как выглядит), взаимосвязей (каким образом взаимодействует с другими узлами, объектами или людьми) и его функционального назначения (собственно, для чего он нужен и что делает в данном объекте). На практике редко встречаются случаи, когда отдельный единичный элемент (деталь, особенно простейшая) сам по себе является раздражителем. Обычно деталь взаимодействует с другими элементами объекта, и это взаимодействие порождает проблему. Именно в какой-то паре (деталь-деталь, деталь-действие, деталь-человек, действие-человек, действие-действие, человек-другой человек) и возникает противоречие или дисгармония. Вот если бы эту пару устранить, то и проблемы не было бы. Но не всегда конфликтующую пару можно удалить из объекта. В таком случае необходимо добиваться гармонии, компромисса. Обычно противоречие вызвано плохим сочетанием контактирующих элементов, разным уровнем их качества, неудачной компоновкой.

Именно такой прием – подробный поэлементный анализ объекта – позволяет найти тот элемент, который и создает проблему. Завершать описание проблемы рекомендуется указанием масштабности проблемы: личная или предприятия, государства, человечества, ее актуальности. Если правильно найти конфликтующую пару и понять, что же все-таки в ней не так, то, в принципе, можно понять, как ее устранить.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.