Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Семинарское занятие № 8. Историческая мысль конца XIX – нач. XX вв. об особенностях русского исторического процесса. (2 часа)



Цели и задачи: Показать, как различными авторами, историками и философами, публицистами решалась основная проблема, стоявшая перед исторической и общественной мыслью к. XIX – н. XX вв. – каким путем пойдет Россия, что общего в историческом развитии России и Запада, а что особенного, специфическое для нашей страны.

План занятия:

 

1. Сборник «Вехи» - фокус общественно-политической и философской мысли. Авторы «Вех» и их оппоненты об особенностях российской истории.

а) роль революции в развитии человеческого общества;

б) роль интеллигенции в русской истории: происхождение и сущность интеллигенции, интеллигенция и государство, интеллигенция и народ, интеллигенция и революция.

2. Н.П. Павлов-Сильванский о феодализме в России.

3. Труды А.С. Лаппо-Данилевского.

Литература:

 

1. Вернадский Г. Русская историография. М., 2004.

2. Герасименко Г.А. История Российской исторической науки (дооктябрьский период): Учебное пособие. Москва, 2004.

3. Историография истории России. Том 1, 2. М., 2004.

4. Маловичко С.И. Отечественная историография с древнейших времен до 1917 года. Электронный учебник. СГУ, 2005. 12,5 Мб.

5. Смирнов И.П. От марксизма к идеализму: М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. М., 1995.

6. Отечественные историки: научная и педагогическая деятельность. Учебное пособие для студентов исторических факультетов университетов. Ставрополь, 2007.

7. Наумова Р.Г. Историография истории России. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2008.

8. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 г. М., 2004.

 

Методические рекомендации:

 

Сборник «Вехи» поднял настолько острые и болезненные проблемы русской жизни, что вызвал в свое время массу откликов и дискуссий. Вопросы, затронутые в нем, актуальны и сегодня, многие проблемы российской действительности, на которые указывали авторы, не решены до сих пор. Изучая «Вехи» в курсе историографии, нам особенно важно выделить одну проблему, затронутую в сборнике – особенности российской истории, общественный прогресс и социальная революция в России. Здесь важно обратить внимание на понятия «социальной» «политической» революции, которые выделяют авторы, так как деление не принято в советской историографии.

Сборник «Вехи» посвящен изучению и осмыслению опыта революции 1905-1907 гг., однако, поднимаемые в нем проблемы много глубже – как развивается человеческое общество, неизбежна ли социальная революция, каковы исторические закономерности. Авторы рассматривают роль революций в общественном прогрессе, причины, вызывающие социальные и политические революции вообще и в России, в частности.

С основной темой – революции – связана и другая тема сборника, тема интеллигенции как виновника деструктивного характера русской революции. В статье Бердяева Н.А. рассмотрены основные черты русской интеллигенции, дана характеристика её сознания. Надо обратить внимание на то, какое понятие «интеллигенция» фигурирует у автора. Рассматривая мировоззрение интеллигенции, Бердяев Н.А. дает специфические черты русского общественного самосознания.

Особое внимание в статье Бердяева Н.А. надо уделить даваемой им критике марксизма, анализу его эволюции и его восприятия в России.

В статье Струве П.Б. особенно важны его выводы о перспективах развития России в связи с кризисом мирового социализма и необходимостью его преодоления. В свое время его предостережения не были услышаны, тем более важны они в настоящее время.

В статье Франка С.Л. интересны выводы о типе русского интеллигента, в статье Изгоева А.С. – наблюдения о студенчестве в России.

В сборнике «Интеллигенция в России» наибольший интерес с точки зрения историографии представляют статьи выдающихся историков – П.Н. Милюкова, И. Тугана-Барановского. В статье М.И. Тугана-Барановского очень хорошо показаны особенности исторического развития России по сравнению с Западом. Автор считает и весьма убедительно доказывает, что отличие социальной структуры и хозяйственного развития России и Запада привело к совершенно иному культурному развитию нашей страны, своеобразной общественной среде. Студентам желательно сформулировать собственную точку зрения на эту проблем. Согласны ли вы с доводами автора? Следует обратить особое внимание на то, что Турган-Барановский различает понятия «образованный класс» и «интеллигенция». Интересными и довольно спорными моментами в этой статье являются выводы о причинах социальной ориентированности русской интеллигенции, об отличии классовой борьбы на Западе и в России.

Следует обратить внимание на проблему интеллигенции и культуры, связь социализма как учения с культурными традициями каждого класса в обществе.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.