Цели и задачи: Показать, как различными авторами, историками и философами, публицистами решалась основная проблема, стоявшая перед исторической и общественной мыслью к. XIX – н. XX вв. – каким путем пойдет Россия, что общего в историческом развитии России и Запада, а что особенного, специфическое для нашей страны.
План занятия:
1. Сборник «Вехи» - фокус общественно-политической и философской мысли. Авторы «Вех» и их оппоненты об особенностях российской истории.
а) роль революции в развитии человеческого общества;
б) роль интеллигенции в русской истории: происхождение и сущность интеллигенции, интеллигенция и государство, интеллигенция и народ, интеллигенция и революция.
2. Н.П. Павлов-Сильванский о феодализме в России.
3. Труды А.С. Лаппо-Данилевского.
Литература:
1. Вернадский Г. Русская историография. М., 2004.
2. Герасименко Г.А. История Российской исторической науки (дооктябрьский период): Учебное пособие. Москва, 2004.
3. Историография истории России. Том 1, 2. М., 2004.
4. Маловичко С.И. Отечественная историография с древнейших времен до 1917 года. Электронный учебник. СГУ, 2005. 12,5 Мб.
5. Смирнов И.П. От марксизма к идеализму: М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. М., 1995.
6. Отечественные историки: научная и педагогическая деятельность. Учебное пособие для студентов исторических факультетов университетов. Ставрополь, 2007.
7. Наумова Р.Г. Историография истории России. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2008.
8. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 г. М., 2004.
Методические рекомендации:
Сборник «Вехи» поднял настолько острые и болезненные проблемы русской жизни, что вызвал в свое время массу откликов и дискуссий. Вопросы, затронутые в нем, актуальны и сегодня, многие проблемы российской действительности, на которые указывали авторы, не решены до сих пор. Изучая «Вехи» в курсе историографии, нам особенно важно выделить одну проблему, затронутую в сборнике – особенности российской истории, общественный прогресс и социальная революция в России. Здесь важно обратить внимание на понятия «социальной» «политической» революции, которые выделяют авторы, так как деление не принято в советской историографии.
Сборник «Вехи» посвящен изучению и осмыслению опыта революции 1905-1907 гг., однако, поднимаемые в нем проблемы много глубже – как развивается человеческое общество, неизбежна ли социальная революция, каковы исторические закономерности. Авторы рассматривают роль революций в общественном прогрессе, причины, вызывающие социальные и политические революции вообще и в России, в частности.
С основной темой – революции – связана и другая тема сборника, тема интеллигенции как виновника деструктивного характера русской революции. В статье Бердяева Н.А. рассмотрены основные черты русской интеллигенции, дана характеристика её сознания. Надо обратить внимание на то, какое понятие «интеллигенция» фигурирует у автора. Рассматривая мировоззрение интеллигенции, Бердяев Н.А. дает специфические черты русского общественного самосознания.
Особое внимание в статье Бердяева Н.А. надо уделить даваемой им критике марксизма, анализу его эволюции и его восприятия в России.
В статье Струве П.Б. особенно важны его выводы о перспективах развития России в связи с кризисом мирового социализма и необходимостью его преодоления. В свое время его предостережения не были услышаны, тем более важны они в настоящее время.
В статье Франка С.Л. интересны выводы о типе русского интеллигента, в статье Изгоева А.С. – наблюдения о студенчестве в России.
В сборнике «Интеллигенция в России» наибольший интерес с точки зрения историографии представляют статьи выдающихся историков – П.Н. Милюкова, И. Тугана-Барановского. В статье М.И. Тугана-Барановского очень хорошо показаны особенности исторического развития России по сравнению с Западом. Автор считает и весьма убедительно доказывает, что отличие социальной структуры и хозяйственного развития России и Запада привело к совершенно иному культурному развитию нашей страны, своеобразной общественной среде. Студентам желательно сформулировать собственную точку зрения на эту проблем. Согласны ли вы с доводами автора? Следует обратить особое внимание на то, что Турган-Барановский различает понятия «образованный класс» и «интеллигенция». Интересными и довольно спорными моментами в этой статье являются выводы о причинах социальной ориентированности русской интеллигенции, об отличии классовой борьбы на Западе и в России.
Следует обратить внимание на проблему интеллигенции и культуры, связь социализма как учения с культурными традициями каждого класса в обществе.