Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

-1 часть-

 

В конце XX – начале XXI века произошли существенные изменения в социально-экономическом и социально-политическом устройстве России, что повлекло за собой смену ценностных ориентиров в развитии общества и государства, провозглашающего идеи гуманизации, толерантности.

После подписания Конвенции «О правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблей ООН (резолюция 44/25 от 20 ноября 1989г.) и вступившей в силу 2 сентября 1990 г., дети с умеренной умственной отсталостью были включены в систему образования.

В Конвенции ООН о правах ребенка, было сказано: «…неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».

С целью максимально возможной социализации данной категории детей ведется поиск оптимальных путей их развития, воспитания, адаптации в условиях коррекционно-образовательного процесса

В 90-е годы начался активный поиск путей социализации «особых» детей, разработка вопросов организации, программно-методического обеспечения и психолого-педагогического сопровождения коррекционно-образовательного процесса. Учитывая психофизиологические особенности данной категории детей, для организации эффективного образовательного процесса необходимо комплексное психолого-педагогическое изучение возможностей и достижений ребенка с целью определения его индивидуального образовательного маршрута.

Развитие сенсорно-перцептивной сферы во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей.

Развитие сенсорно-перцептивной сферы, с одной стороны, составляет фундамент общего развития ребенка с умеренной умственной отсталостью; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

Проблема изучения особенностей развития сенсорно-перцептивной сферы у детей с умеренной умственной отсталостью является и по настоящее время актуальной. Исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные З.М.Богу­славской, Л.А.Венгером, А.В.Запорожцем, Н.Н.Поддъяковым и другими выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место. Целью таких исследований явилось изучение особенностей развития сенсорно-перцептивной сферы у детей с умеренной умственной отсталостью.

Анализ специальной литературы, позволил установить, что, во-первых, у детей с нарушенным ин­теллектом имеются органические предпосылки специфики сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Во-вторых, развитие восприятия в процессе сенсорного воспитания осуществляется под руководством педагога и включает в себя различные виды учебно-воспитательной работы.

В настоящее время происходит значительное расширение области исследования отечественной специальной педагогики и психологии за счет повышения интереса к теоретическим и прикладным аспектам воспитания и обучения детей, имеющих выраженные нарушения интеллекта. Это обусловлено, прежде всего, ростом числа детей данной категории в обществе, а также предпринимаемыми попытками их воспитания и обучения в условиях семьи и специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Исследования, посвященные проблеме воспитания и обучения детей с выраженной умственной отсталостью, немногочисленны. К тому же исследования сенсорно-перцептивной сферы касаются преимущественно возраста детей, начинающих систематическое школьное обучение.

А между тем известно, что у этой категории детей недоразвитие именно сенсорно-перцептивной сферы менее выражено по сравнению с другими, более высокими сферами психики. Следовательно, относительная сохранность сенсорно-перцептивной сферы позволяет принять в качестве исходной базы работу по совершенствованию этой сферы, что в свою очередь позволит успешно решать задачи по воспитанию их социально-бытовой приспособленности, а, следовательно, и наметить подступы к формированию таких личностных черт, как самостоятельность, независимость и пр.

Целью исследований, проведенных в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VIII вида)явилось изучение особенностей развития сенсорно-перцептивной сферы у детей с умеренной умственной отсталостью.

Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по особенностям восприятия как базового психического процесса.

2. Изучение развития сенсорно-перцептивной сферы у детей в онтогенезе.

3. Изучение особенностей развития восприятия у детей с умеренной умственной отсталостью.

4. Исследование особенностей развития сенсорно-перцептивной сферы у школьников с умеренной умственной отсталостью.

Объект исследования - развитие основных психических процессов у детей с умеренной умственной отсталостью.

Предмет исследования - развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка с умеренной умственной отсталостью.

Подобные исследования целесообразно проводить как индивидуально, так и с группой детей с учетом их психологических особенностей детей с разными интеллектуальными возможностями.

В данных ис­следованиях приняло участие 20 детей в воз­расте от 8 до 11 лет с разным уровнем интеллектуального развития. В экспериментальную группу вошло 8 обучающихся с умеренной умственной отсталостью, в контрольную - 12 обучающихся с легкой умственной отсталостью.

По результатам первого этапа исследования определилась общая для всех групп закономерность, наиболее слабыми в усвоении сенсорных эталонов являются развитие зрительного восприятия, слухового восприятия, моторики рук.

Во время проведения исследования при выполнении заданий в группах можно было заметить, что отдаленные предметы выпадали из поля зрения обучающихся, а близко расположенные друг к другу предметы - воспринимались как один большой.

В этих группах при восприятии формы предметов отмечалось плохое восприятие детьми геометрической формы «овал, также трудным заданием для обучающихся оказалось задание по упорядочиванию геометрических фигур разной величины. Отмечается также плохое соотнесение детьми объемных и плоскостных фигур. Объемные предметы распознаются обучающимися проще, чем плоские, т.к. плоскостные изображения лишены ряда воспринимаемых признаков.

У обучающихся с легкой и умеренной интеллектуальной недостаточностью резко снижена цветовая чувствительность, дети нередко использовали цвет не соответствующей окраске реального объекта, не понимали, что цвет может быть постоянным признаком того или иного предмета. Обучающиеся хорошо знали красный, зеленый, синий цвета, но плохо отыскивали черный и белый цвета.

Такие же параметры обучающиеся обеих групп показывали при выполнении заданий по тактильному, слуховому восприятиям, восприятию вкуса, обонянию, ориентации в пространстве, развитию мелкой моторики.

 

 


 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.