Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Третья часть. О смысле истории



С. 243. Третичный период — период геологического времени, ок. 60.^0 млн
лет назад. /'

С. 247. Эддингтон (Eddington) Артур Стэнли (1882—1944') — английский
астроном.

С. 251. Экхарт Иоганн, Майстер Экхарт (ок. 1260—1327) — немецкий монах,
доминиканец; проповедовал воззрения, близкие к пантеизму.

С. 252. Фома Аквинский (1225/1226—1247) —философ и теолог, системати-
затор схоластики на базе христианизированного аристотелизма.
Данте Алигьери (1265—1321) — итальянский поэт, создатель итальянского лите-
ратурного языка. В своей знаменитой поэме «Божественная комедия» ярко и глу-
боко выразил мировоззрение позднего средневековья.

С. 256. Аменхотеп (1419—1400 до Р. X.)—имя фараонов Египта из
XVIII династии. Имеется в виду Аменхотеп IV, который в борьбе с всевластием
жречества отменил культ Амона-Ра, бывшего в то время главным в египетской
религии, и установил новый государственный культ единого бога Атона, взяв
себе имя Эхнатон.

С. 263. Янычары (тур. букв.— «новое войско») — турецкая регулярная пехо-
та, созданная в XIV в. Первоначально комплектовалась из пленных юношей, поз-
же — путем насильственного набора мальчиков из христианского населения Осман-
ской империи.

С. 265. Иоахим Флорский (ок. 1132—1202) —итальянский мыслитель, раз-
вивший мистико-диалектическую концепцию исторического процесса, согласно ко-
торой мировая история делится на три эры, соответствующие Лицам Троицы.

Каждая эра исчерпывает свое содержание в одной и той же последователь-
ности этапов, в конце истории грядет царство справедливости.
Боссюэ (Bossuet) Жак Бенинь (1627—1704)—французский писатель, епископ.
Создал концепцию исторического развития как осуществления божественного
Провидения, как движения, направленного к определенной Богом цели.
Лессинг (Lessing) Готхольд Эфраим (1729—1781)—немецкий мыслитель эпо-
хи Просвещения. Рассматривал историческое развитие как процесс постоян-
ного совершенствования, восхождения к все более высоким ступеням.
Гердер (Herder) Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ, критик,
эстетик. Считал мировой исторический процесс единым органичным ростом чело-
веческого общества, в основе которого наряду с национальным фактором лежат
также природные условия и культурные традиции. Для всех этих мыслителей
характерно понимание истории как направленного однолинейного развития, ко-
торое было выдвинуто иудаизмом и утверждалось христианством (в первую
очередь, Августином) в борьбе с языческим толкованием истории как цикличе-
ского развития, вечного чередования жизни и смерти.

С. 279. Хартман или Гартман (Hartmann) Эдуард (1842—1906)—немец-
кий философ, сторонник панпсихизма. Основой сущего считал абсолютное бес-
сознательное духовное начало — мировую волю.

Пытается ли вавилонский бог повернуть развитие вспять — неясно, какого из
вавилонских богов имел в виду Ясперс. Вероятнее всего, речь идет об индуист-
ском боге Брахме, который, погружаясь в сон, прекращает жизнь мира.

ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ

Книга впервые опубликована в 1931 г. Перевод выполнен М. И. Левиной

в 1990 г. по изданию /aspers K. Die geistige Situation der Zeit. В.— Leipzig,
1932.

Введение

С. 291. Гуттен (Hutten) Ульрих фон (1488—1523) — немецкий писатель,
гуманист, идеолог рыцарства.

Руссо (Rousseau) Жан Жак (1712—1778) — французский мыслитель, писа-
тель, один из главных представителей французского Просвещения XVIII в.
В 1750 в Женеве он опубликовал конкурсную работу «Способствовало ли воз-
рождение наук и искусств улучшению нравов», в которой дал отрицательный
ответ на поставленный в заглавии вопрос Дижонской академии. Руссо утверждал,
что науки и искусства порождают честолюбие и препятствуют естественному
поведению людей. Его взгляды положили начало современной критике цивили-
зации, во многом определив дальнейшее развитие социальной философии.

Кромвель (Cromwell) Оливер (1599—1658) —деятель Английской буржуаз-
ной революции XVII в., руководитель движения индипендентов — радикальной
части пуритан, выступавших за полную независимость церковных общин и от
каких-либо организаций, и от государства. Один из организаторов парламентской
армии, одержавшей победы над армией короля в гражданских войнах (1642—
1646, 1648).

С. 293. «Основные черты современной эпохи» — работа Фихте (1806).
Нибур (Niehbur) Бартольд Георг (1776—1831) — немецкий историк антич-
ности, иностранный почетный член Петербургской Академии наук.

Талейран (Tallereyrand) Шарль Морис (1754—1838) — французский дип-
ломат, министр иностранных дел в 1797—1799 (при Директории), в 1799—1807
(во времена Консульства и империи Наполеона I), в 1814—1815 (при Людови-
ке XVIII). Глава французской делегации на Венском конгрессе (1814—1815).

С. 294. Кавур (Cavour) Камилло Бенсо (1810—1861) —итальянский поли-
тик, лидер либерального крыла итальянского Рисорджименто, в 1852—.1861 —
премьер-министр Сардинского королевства; проводил буржуазные и антиклери-
кальные реформы. После объединения Италии (1861) был главой итальянского
правительства.

С. 295. Грундтвиг (Grundtvig) Николай Фредерик Северин (1789—1872) — датский писатель, реформатор церкви и школы. Ратенау (Rathenau) Вальтер (1867—1922) —немецкий промышленник и финан- сист, политический деятель и публицист. С. 296. Кьеркегор, Киркегор (Kierkegaard) Серен (1813—1855) — датский теолог, философ и писатель. Вел замкнутый образ жизни, посвятив себя целиком философской и писательской деятельности. В конце жизни вступил в острую полемику с официальными церковными кругами. Философия Кьеркегора высту- пала прежде всего как персоналистическая реакция на объективизм гегелев- ской диалектики. Он противопоставлял ей свою «экзистенциальную диалекти- ку» человеческой жизни, главным стержнем которой является отношение чело- века к Богу. Кьеркегор резко критиковал протестантскую традицию за смягче- ние средневекового аскетизма и рационализацию религии. При жизни труды Кьеркегора остались непонятыми. Особенный интерес к ним пробудился уже в XX в. благодаря протестантской «диалектической теологии» и экзистенциа- лизму. Ницше (Nietzsche) Фридрих (1844—1900)—немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт. В работе «Так говорил Заратустра» — своеобразной библии ницшеанства — устами Заратустры (легендарного основа- теля зороастризма) в притчах, поучениях, афоризмах изложена своеобразная программа преодоления существующего антропологического типа ради торжества сверхчеловека, отличительной чертой которого является творческая мощь, не свя- занная никакими — прежде всего моральными — ограничениями. Философская ситуация XX в. характеризовалась, по мнению Ясперса, постоян- ным возрастанием влияния этих двух философов, Кьеркегора и Ницше. Оба они были для Ясперса «великими пробудителями» (см. классификацию фило- софов, приведенную в прим. к «Философской вере»). Кьеркегор был потрясен открывшимся ему несоответствием современной жизни христиан его собствен- ному пониманию Нового Завета. Ницше выразил всю трагичность своей исто- рической ситуации словами «Бог умер». Однако оба не приняли человеческого ничтожества и отчаяния, как последней правды. Оба попытались преодолеть их и обрести новую духовную опору для жизни. Для Кьеркегора этой опорой стало его доведенное до предела индивидуалистическое понимание христианства, как испытания и мученичества. Для Ницше — пафос «героического пессимиз- ма» и культ сверхчеловека. Следование путями, намеченными этими двумя фило- софами, отнюдь не является задачей современного философствования, не раз подчеркивал Ясперс. Ницше и Кьеркегор, по Ясперсу, скорее существенно изме- нили общую духовную атмосферу в XX столетии, чем дали какие-то конкретные ответы. «...Через Кьеркегора и Ницше,— писал Ясперс,— открывается некий модус экзистенциального опыта, последствия которого во всех областях еще не- достаточно уяснены. Они поставили вопрос, который еще не совсем ясен, но ко- торый можно почувствовать; этот вопрос все еще открыт. Благодаря им мы осозна- ли, что для нас нет больше самоочевидного обоснования. Нет больше безопас- ной основы для нашей мысли» (Jaspers К. Vernuft und Existenz. Munchen, 1960. S. 38). С. 299. Лукреций — Тит Лукреций Кар (ок. 99—55 до Р. X.) — римский поэт, философ и просветитель. В поэме «О природе вещей» выступил как попу- ляризатор атомизма Эпикура. С. 303. Домартовское — в марте 1848 началась революция в Германии. С. 304. Констелляция — (здесь) стечение обстоятельств. Первая часть. Массовый порядок и обеспечение существования С. 313. Лебон (Le Bon) Гюстав (1841—1931) —французский врач и социо- лог. В своей книге «Психология толпы» выдвинул идею коллективной души. Лебон был одним из первых, кто изучал психологию пропаганды.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.