История политики протекционизма и фритредерства в Великобритании
Начиная с 1384 г. правительство Великобритании осуществляло защиту национальной торговли от иностранной, прежде всего голландской, конкуренции посредством так называемых Навигационных актов парламента. В 16 веке, когда голландцы устраняли средневековые ограничения торговли, Англия также начала открывать свой рынок. В начале века перестали применяться законы против ростовщичества, ограничения на вывоз необработанного сукна были сняты, а некоторые дифференциальные пошлины - отменены. Сохраняющиеся торговые ограничения в целом также были ослаблены.
К сожалению, первый период свободной торговли продлился недолго. Ко второй половине 16 века торговые ограничения были введены вновь, чтобы защитить отечественную промышленность от последствий депрессии, вызванной государственной монетарной политикой. Однако к 1604 г., когда воздействие депрессии ослабло, Палата общин вновь приняла законы, утверждавшие свободу торговли.
В конце 17 века произошел новый всплеск протекционизма. С 1690 по 1704 г. общий уровень импортных пошлин повысился в четыре раза. Прежде всего, этот процесс обусловливался необходимостью увеличить доходы казны; на практике, однако, результатом стал возврат к протекционистской тарифной системе. Более того, в то время во Франции министр финансов Людовика XIV, Жан-Батист Кольбер (Jean Baptiste Colbert), пытался повысить доходы государства и придать французской экономике автаркический характер за счет ограничения импорта, в том числе английских товаров, и развития отечественной промышленности. Это спровоцировало ответные «карательные меры» Лондона.
Утверждению протекционизма способствовало и распространение меркантилистских идей английскими публицистами вроде Томаса Муна. Эти ошибочные доктрины, увы, сильно перекликаются с сегодняшними теориями. Утверждалось, в частности, что процветание государства зависит от запасов золота и серебра, и накапливать такие запасы следует, вывозя больше товаров, чем ввозится в страну. Сегодня многие политики тоже твердят о необходимости поддерживать положительное сальдо торгового баланса.
Среди главных препятствий свободе торговли, сохранявшихся в начале 19 века, следует назвать законы о мореплавании и Хлебные законы. Основополагающий Закон о мореплавании, принятый еще в 1660 г., предписывал, чтобы большая часть торговых перевозок в Англию и ее колонии осуществлялась на британских кораблях с британскими командами. Наиболее важен Навигационный акт 1651 г., устанавливающий, что все товары из Африки, Азии, Америки (за исключением британских владений) следует ввозить в Англию и ее владения только на английских судах, а товары европейского происхождения — на судах Англии или стран-экспортеров. Запрещалось также участие иностранных судов в английском каботаже (вид плавания морских судов, при котором перевозка грузов и пассажиров осуществляется между портами одной и той же страны.). Эти положения затем неоднократно подтверждались (в частности, актами 1660, 1663, 1672, 1692 гг.). Навигационные акты способствовали внешнеторговой ориентации английских производителей[1].
Хлебные законы, действовавшие с 1670 г., устанавливали протекционистские тарифы на импортное зерно для поддержания высоких внутренних цен в качестве стимула для развития отечественного земледелия.
Кампания за либерализацию торговли началась в 1820 г., и увенчалась отменой Хлебных законов в 1846 г. (отменил Р. Пилль) и законов о мореплавании в 1849 г. Принципы свободной торговли еще больше укрепил англо-французский торговый договор 1860 года. С этого момента и вплоть до Первой мировой войны Великобритания в основном придерживалась политики свободной торговли.
За это время Великобритания достигла больших результатов: «В 1760-1830 гг. на долю Великобритании приходилось примерно две трети промышленной продукции, выпускаемой в Европе, а ее доля в общемировом товарном производстве увеличилась с 1,9 до 9,5%; за следующие тридцать лет благодаря дальнейшему развитию промышленности эта цифра возросла до 19,9%, несмотря на распространение новых технологий в других странах Запада. К 1860 г. - примерно в это время страна, вероятно, достигла зенита своего экономического могущества - Великобритания обеспечивала 53% от общемирового производства железа, 50% добычи каменного и бурого угля, и потребляла почти половину выращенного на всей планете хлопка-сырца. Великобритания, чье население составляло лишь 2% от населения планеты и 10% от населения Европы, в плане современных производственных мощностей контролировала 40-45% мирового потенциала и 55-60% потенциала Европы... На ее долю приходилась пятая часть мирового товарооборота, и две трети торговли промышленными товарами. Более трети всех торговых судов на планете плавали под британским флагом, и эта доля постоянно увеличивалась. Неудивительно, что в середине викторианской эпохи англичане с восторгом относились к своему уникальному положению, ведь их страна стала коммерческим центром планеты».
Отход от принципов свободы торговли в Великобритании начался в ответ на действия Германии, чьи власти, под давлением крупных компаний, ввели в 1879 г. протекционистский тариф. Вскоре это привело к протекционистским мерам по всей Европе. Хотя поначалу Великобритания сопротивлялась этой тенденции, на пороге 20 столетия она также начала предпринимать шаги в том же направлении. Главным сторонником идеи о сохранении свободной торговли в пределах Британской империи при одновременном проведении протекционистской политики в отношении других государств был Джозеф Чемберлен (Joseph Chamberlain). Вот как описывает эту смену курса Лилиан Ноулс (Lillian Knowles):
«В 1886-1914 гг. в английской политике произошли большие изменения. Это был период отхода от принципа laissez-faire(невмешательства) в области колонизации, торговли, промышленности и сельского хозяйства. Великобритания приступила к модификации своих космополитических идей свободы торговли и laissez-faire, сосредоточивая внимание на развитии торговли в рамках самой Британской империи».
В 1897 г. Великобритания денонсировала договоры с Германией и Бельгией, не позволявшие ей предоставлять торговые преференции собственным колониям. Однако принципиальный разрыв с политикой свободной торговли произошел в 1915 г., когда правительство ввело тарифы в размере 33 1/3% на импортные автомашины и запчасти к ним, музыкальные инструменты, часы и кинопленку. Принятые позднее законы расширили список товаров, подпадавших под протекционистские тарифы.
Отказ от свободной торговли в годы Первой мировой войны совпал с началом экономического упадка Великобритании. Свободная торговля была главной опорой всей британской рыночной экономической политики. Когда эта опора рухнула, в стране начали приниматься различные меры социалистического толка. [3].
20 век вошел в историю Великобритании как период почти постоянного усиления вмешательства государства в экономику, и одновременного ослабления ее могущества и влияния на международной арене.
Так, в 1921 г. в Великобритании принимается таможенный закон " О защите промышленности" и подписываются со странами Британского Содружества стран так называемые Оттавские соглашения, устанавливающие имперские преференции.
Экономический кризис 1929—1933 гг. тяжело отразился на экономике Великобритании. Выход из сложного экономического положения правительства, искали в усилении государственного регулирования экономики, поощрении роста монополий и концентрации капитала, а также создании более тесного политического и экономического союза метрополии и доминионов.
После завершения Второй мировой войны всемирная экономика постепенно встала на путь, ведущий к большей свободе торговли. В странах под эгидой ООН, в т.ч. Великобритания, была создана организация ГАТТ, служащая институтом обсуждения проблем международной торговли и способствовавшая снижению и консолидации таможенных пошлин. Решению этих же задач способствовало создание в Западной Европе Экономического сообщества и появление в его рамках Таможенного союза, а также создание Европейской ассоциации свободной торговли. В 1995 году образовалась ВТО. "Раунд Кеннеди" стал одним из самых всеобъемлющих многосторонних договоров в области торговли на международном уровне. Он завершился в 1967 г. заключением важных соглашений, устанавливающих снижение таможенных пошлин на 35—40 % в течение 5 лет. Последующие Токийский и Уругвайский раунды также способствовали либерализации торговли [2].