Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История политики протекционизма и фритредерства в Великобритании

 

Начиная с 1384 г. правительство Великобритании осуществляло защиту национальной торговли от иностранной, прежде всего голландской, конкуренции посредством так называемых Навигационных актов парламента. В 16 веке, когда голландцы устраняли средневековые ограничения торговли, Англия также начала открывать свой рынок. В начале века перестали применяться законы против ростовщичества, ограничения на вывоз необработанного сукна были сняты, а некоторые дифференциальные пошлины - отменены. Сохраняющиеся торговые ограничения в целом также были ослаблены.

К сожалению, первый период свободной торговли продлился недолго. Ко второй половине 16 века торговые ограничения были введены вновь, чтобы защитить отечественную промышленность от последствий депрессии, вызванной государственной монетарной политикой. Однако к 1604 г., когда воздействие депрессии ослабло, Палата общин вновь приняла законы, утверждавшие свободу торговли.

В конце 17 века произошел новый всплеск протекционизма. С 1690 по 1704 г. общий уровень импортных пошлин повысился в четыре раза. Прежде всего, этот процесс обусловливался необходимостью увеличить доходы казны; на практике, однако, результатом стал возврат к протекционистской тарифной системе. Более того, в то время во Франции министр финансов Людовика XIV, Жан-Батист Кольбер (Jean Baptiste Colbert), пытался повысить доходы государства и придать французской экономике автаркический характер за счет ограничения импорта, в том числе английских товаров, и развития отечественной промышленности. Это спровоцировало ответные «карательные меры» Лондона.

Утверждению протекционизма способствовало и распространение меркантилистских идей английскими публицистами вроде Томаса Муна. Эти ошибочные доктрины, увы, сильно перекликаются с сегодняшними теориями. Утверждалось, в частности, что процветание государства зависит от запасов золота и серебра, и накапливать такие запасы следует, вывозя больше товаров, чем ввозится в страну. Сегодня многие политики тоже твердят о необходимости поддерживать положительное сальдо торгового баланса.

Среди главных препятствий свободе торговли, сохранявшихся в начале 19 века, следует назвать законы о мореплавании и Хлебные законы. Основополагающий Закон о мореплавании, принятый еще в 1660 г., предписывал, чтобы большая часть торговых перевозок в Англию и ее колонии осуществлялась на британских кораблях с британскими командами. Наиболее важен Навигационный акт 1651 г., устанавливающий, что все товары из Африки, Азии, Америки (за исключением британских владений) следует ввозить в Англию и ее владения только на английских судах, а товары европейского происхождения — на судах Англии или стран-экспортеров. Запрещалось также участие иностранных судов в английском каботаже (вид плавания морских судов, при котором перевозка грузов и пассажиров осуществляется между портами одной и той же страны.). Эти положения затем неоднократно подтверждались (в частности, актами 1660, 1663, 1672, 1692 гг.). Навигационные акты способствовали внешнеторговой ориентации английских производителей[1].

Хлебные законы, действовавшие с 1670 г., устанавливали протекционистские тарифы на импортное зерно для поддержания высоких внутренних цен в качестве стимула для развития отечественного земледелия.

Кампания за либерализацию торговли началась в 1820 г., и увенчалась отменой Хлебных законов в 1846 г. (отменил Р. Пилль) и законов о мореплавании в 1849 г. Принципы свободной торговли еще больше укрепил англо-французский торговый договор 1860 года. С этого момента и вплоть до Первой мировой войны Великобритания в основном придерживалась политики свободной торговли.

За это время Великобритания достигла больших результатов: «В 1760-1830 гг. на долю Великобритании приходилось примерно две трети промышленной продукции, выпускаемой в Европе, а ее доля в общемировом товарном производстве увеличилась с 1,9 до 9,5%; за следующие тридцать лет благодаря дальнейшему развитию промышленности эта цифра возросла до 19,9%, несмотря на распространение новых технологий в других странах Запада. К 1860 г. - примерно в это время страна, вероятно, достигла зенита своего экономического могущества - Великобритания обеспечивала 53% от общемирового производства железа, 50% добычи каменного и бурого угля, и потребляла почти половину выращенного на всей планете хлопка-сырца. Великобритания, чье население составляло лишь 2% от населения планеты и 10% от населения Европы, в плане современных производственных мощностей контролировала 40-45% мирового потенциала и 55-60% потенциала Европы... На ее долю приходилась пятая часть мирового товарооборота, и две трети торговли промышленными товарами. Более трети всех торговых судов на планете плавали под британским флагом, и эта доля постоянно увеличивалась. Неудивительно, что в середине викторианской эпохи англичане с восторгом относились к своему уникальному положению, ведь их страна стала коммерческим центром планеты».

Отход от принципов свободы торговли в Великобритании начался в ответ на действия Германии, чьи власти, под давлением крупных компаний, ввели в 1879 г. протекционистский тариф. Вскоре это привело к протекционистским мерам по всей Европе. Хотя поначалу Великобритания сопротивлялась этой тенденции, на пороге 20 столетия она также начала предпринимать шаги в том же направлении. Главным сторонником идеи о сохранении свободной торговли в пределах Британской империи при одновременном проведении протекционистской политики в отношении других государств был Джозеф Чемберлен (Joseph Chamberlain). Вот как описывает эту смену курса Лилиан Ноулс (Lillian Knowles):

«В 1886-1914 гг. в английской политике произошли большие изменения. Это был период отхода от принципа laissez-faire(невмешательства) в области колонизации, торговли, промышленности и сельского хозяйства. Великобритания приступила к модификации своих космополитических идей свободы торговли и laissez-faire, сосредоточивая внимание на развитии торговли в рамках самой Британской империи».

В 1897 г. Великобритания денонсировала договоры с Германией и Бельгией, не позволявшие ей предоставлять торговые преференции собственным колониям. Однако принципиальный разрыв с политикой свободной торговли произошел в 1915 г., когда правительство ввело тарифы в размере 33 1/3% на импортные автомашины и запчасти к ним, музыкальные инструменты, часы и кинопленку. Принятые позднее законы расширили список товаров, подпадавших под протекционистские тарифы.

Отказ от свободной торговли в годы Первой мировой войны совпал с началом экономического упадка Великобритании. Свободная торговля была главной опорой всей британской рыночной экономической политики. Когда эта опора рухнула, в стране начали приниматься различные меры социалистического толка. [3].

20 век вошел в историю Великобритании как период почти постоянного усиления вмешательства государства в экономику, и одновременного ослабления ее могущества и влияния на международной арене.

Так, в 1921 г. в Великобритании принимается таможенный закон " О защите промышленности" и подписываются со странами Британского Содружества стран так называемые Оттавские соглашения, устанавливающие имперские преференции.

Экономический кризис 1929—1933 гг. тяжело отразился на экономике Великобритании. Выход из сложного экономического положения правительства, искали в усилении государственного регулирования экономики, поощрении роста монополий и концентрации капитала, а также создании более тесного политического и экономического союза метрополии и доминионов.

После завершения Второй мировой войны всемирная экономика постепенно встала на путь, ведущий к большей свободе торговли. В странах под эгидой ООН, в т.ч. Великобритания, была создана организация ГАТТ, служащая институтом обсуждения проблем международной торговли и способствовавшая снижению и консолидации таможенных пошлин. Решению этих же задач способствовало создание в Западной Европе Экономического сообщества и появление в его рамках Таможенного союза, а также создание Европейской ассоциации свободной торговли. В 1995 году образовалась ВТО. "Раунд Кеннеди" стал одним из самых всеобъемлющих многосторонних договоров в области торговли на международном уровне. Он завершился в 1967 г. заключением важных соглашений, устанавливающих снижение таможенных пошлин на 35—40 % в течение 5 лет. Последующие Токийский и Уругвайский раунды также способствовали либерализации торговли [2].

Источники:

1. http://www.market-journal.com/mikroekonomika/112.html

2. http://gepard2009.wordpress.com/2011/07/11/политика-протекционизма-и-либерализ/

3. http://turboreferat.ru/custom/istoriya-fritrederstva-kak-napravleniya-tamozhennoj/120484-619090-page1.html

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.