Цель:формирование представлений литологических особенностей и физических свойств коллекторов и непроницаемых разделов по площади и разрезу и позволяющем надежно интерпретировать материалы геофизических исследований скважин.
Средства обучения: учебные пособия,схемы, таблицы, опорный конспект, презентации.
Термины и понятия:
1. Отбор керна
2. Детальное изучение керна
3. Прием и подготовка керна к исследованиям
4. Исследование керна профильными методами
5.Исследование образцов керна
Содержание и порядок выполнения работы:
1. Написать основные цели и задачи отбора керна.
2. Изобразить графически столбик керна.
3. Расписать важность контроля правильности укладки керна (верх\низ) и вообще наблюдения, позволяющие ориентировать керн в пространстве.
4. Записать мероприятия, проводимые при приеме и подготовке керна к исследованиям.
5. Систематизировать записи и оформить в виде отчета.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные функции отбора керна?
2. Какие методы называются профильными при исследовании керна?
3. Что такое керн?
Домашнее задание:оформление результатов работы в виде отчета.
Критерии оценивания работы обучающихся на практическом занятии
Работы оцениваются по пятибалльной системе.
Оценка 5 «отлично» ставится, если учащийся:
выполнил работу по изучению керна в полном объеме, с соблюдением необходимых требований; ответил на предложенные вопросы, не допустив при этом неправильных ответов.
Работа выполнена в срок. Уровень исполнения работы высокий.
Оценка 4 «хорошо» ставится, если учащийся:
выполнил работу по изучению керна в полном объеме, с соблюдением необходимых требований; ответил не на все предложенные вопросы. Не смог объяснить некоторые моменты, связанные с выполнением задания.
Работа выполнена в срок, но не на достаточно высоком уровне, имеются помарки исправления.
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если учащийся:
выполнил работу по изучению керна в полном объеме, но допустил достаточное количество ошибок; ответил только на некоторые предложенные вопросы. Не смог объяснить этапы и принципы построения работы.
Работа выполнена не в срок и выполнена на низком уровне, имеются много помарок и исправлений.
Оценка 2 «неудовлетворительно» ставится, если учащийся:
- не выполнил работу по изучению керна, или выполнил работу, допустив большое количество ошибок;
- не смог ответить на предложенные вопросы;
- работа выполнена на низком уровне.
Лабораторная работа № 2
Тема Методика определения и описание минералов.
Цели:закрепление знаний о физических свойствах минералов.
Средства обучения: учебные пособия, схемы, таблицы, опорный конспект, презентации.
Термины и понятия:
1. Минералы
2. Твердость
3. Блеск
4. Спайность
5. Излом
6. Цвет минерала в образце
7. Цвет черты минерала
8. Магнитность
9. Габитус
10. Вкус
11. Иризация
12. Реакция на взаимодействие с кислотами
Содержание и порядок выполнения работы:
1. Определение твердости по шкале Мооса. При определении твердости исследуемых минералов пользуются эталонами твердости в порядке их расположения в шкале Мооса. Для этого нужно провести с нажимом острым углом минерала-эталона по свежей поверхности исследуемого минерала и затем стереть сухим пальцем этот след. Установить наличие царапины на минерале. Если царапины нет, необходимо взять следующий минерал-эталон из шкалы и повторять все операции до тех пор, пока очередной минерал-эталон не оставит царапину на исследуемом минерале. Значение твердости определяется с точностью до 0,5.
2.Определение блеска минералов. При определении блеска исследуемый минерал необходимо вращать в руках под лучами света, чтобы выяснить характер его отражения от поверхности минерала. Наименование блеска можно установить по его интенсивности в сравнении с известными блесками.
3.Определение спайности. При определении спайности минералов необходимо указать ее направление и степень проявления. По этим признакам установить вид спайности.
4.Определение излома минералов. Вид излома определяется по характеру формы поверхности, образующейся при расколе минералов в направлениях, не совпадающих со спайностью.
5. Определение цвета минерала в образце. Цвет минералов определяется при сравнении с цветами светового спектра и хорошо знакомыми предметами. На первое место ставится оттенок, на второе - основной цвет (желтовато-бурый, латунно-желтый, красновато-серый).
6.Определение цвета черты минерала. Для определения цвета черты минерала необходимо провести его острым углом по матовой поверхности фарфоровой пластинки.
7. Определение магнитности. Минерал поднести к компасу. Если стрелка компаса отклоняется от первоначального положения, то минерал обладает магнитными свойствами.
8.Определение габитуса. Габитус определяется по форме кристаллов минералов (пластинчатый, игольчатый, шестоватый и т.д.).
9. Определение иризации. Иризация определяется при вращении минерала в лучах света. Если первоначальный цвет изменяется на другой, следует, что минерал обладает иризацией. Укажите, в каких тонах цвета иризирует минерал.
10. Определение реакции минералов на соляную кислоту. Для проведения реакции нужно капнуть на поверхность минерала 5-процентную соляную кислоту. Если минерал относится к карбонатам, то реакция протекает с выделением углекислого газа в виде пузырьков. Карбонаты по-разному реагируют с кислотой. Например: кальцит «вскипает» от кислоты в образце, доломит взаимодействует с подогретой соляной кислотой или после измельчения его в порошок.