Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Арктическая экосистема



Кафедра БЖД и экологии

 

 

Б2.Б4 ЭКОЛОГИЯ

 

Методические указания

для проведения практических занятий и лабораторных работ

студентами заочного отделения

 

 

Направление подготовки бакалавра

 

250100 Лесное дело

профиль Лесное хозяйство

 

 

Уфа 2012


УДК 574:378.147

ББК 20.1:74.58

Л 47

 

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета

землеустройства и лесного хозяйства (протокол № 7 от 28 мая 2012 г.)

 

Составитель: доцент, к.б.н. Леонтьева Т.Л.

Рецензент: профессор., д.с.-х..н. Коновалов В.Ф.

Ответственная за выпуск:заведующая кафедрой БЖД и экологии,

К.б.н. Латыпова Г.Ф.

 

Оглавление

Практические занятия:

Экосистема. Трофические цепи и экологические пирамиды

(Решение задач)………………………………..………………….….……….. 3

2. Охрана природы……………………………………………….…..…….…….6

Лабораторные работы:

1. Изучение влияния абиотических факторов на прорастание семян……..… 9

2. Расчет количества антропогенных загрязнений, попадающих

в окружающую среду в результате работы автотранспорта ……..…….…..13

Библиографический список……………………………….………………...…..16

 

 

Уфа: БГАУ, кафедра БЖД и экологии


Практическое занятие № 1

Тема: Экосистема. Трофические цепи и экологические пирамиды (Решение задач)

Цель:Изучить процесс передачи энергии в экосистеме и параметры, определяющие продуктивность трофических уровней.

Вопросы для самостоятельного изучения

1) Трофическая структура экосистемы (продуценты, консументы, редуценты, их роль в экосистеме).

2) Цепь питания, сеть питания, трофический уровень.

3) Что отражают правила экологических пирамид?

Теоретическое введение

Отношения величин потока энергии в разных точках пищевой цепи, выраженные в %, называют экологической эффективностью. Различают:

1) эффективность трофического уровняпоказывающая, какой % составляет ассимиляция или продукция энергия данного трофического уровня от соответствующих показателей предыдущего (разные авторы используют разные варианты). В среднем она составляет около 10%.

2) эффективность потребленияили использования. Она показывает, какая часть продукции предыдущего трофического уровня съедается организмами данного уровня (остальное достается редуцентам). Например, в лесах травоядные потребляют около 5% продукции растений, в степи – 25%, а в водных экосистемах – до 50%.

3) эффективность ассимиляциит.е. эффективность усвоения пищи. Для 1-ого трофического уровня - это эффективность фотосинтеза,т.е. доля солнечной энергии, превращенная в валовую первичную продукцию. В среднем растения в процессе фотосинтеза связывают всего около 1% поступающей световой энергии. Она велика у быстро растущих 1-летних трав (0,7-0,85), но мала во влажном тропическом лесу (0,2-0,3). В длинные летние дни на Севере до 10% дневного поступления солнечной энергии растения превращают в химическую, однако зимой фотосинтез в этих районах прекращается. Эффективность ассимиляции у фитофагов и детритофагов составляет обычно 20-50%. Семена и плоды могут быть ассимилированы на 60-70%, листья – на 50%, древесина – на 15%, т.к. клетчатка и лигнин плохо перевариваются и уходят в навоз. У питающихся более калорийной пищей хищников ассимилируется до 80% пищи.

4) эффективность продуцирования,т.е. доля ассимилированной энергии, которая идет на создание новой биомассы. У беспозвоночных она в целом высокая –30-40%, у рыб, земноводных и пресмыкающихся, не поддерживающих постоянную температуру тела она около10%, а у теплокровных всего 1-2%, у мелких – еще ниже.

Задания

Задание 1 Постройте схему всех пищевых цепей (пищевую сеть) для луговой экосистемы. Обозначьте трофические уровни и постройте соответствующую пирамиду чисел.

Луговая экосистема

Растения, 3500 единиц;

улитки, 50 единиц - питаются растениями;

бабочки, 100 единиц - питаются растительной пищей;

мухи, 200 единиц - растительноядные;

стрекозы, 20 единиц - охотятся на бабочек и мух;

жабы,.5 единиц - поедают мух;

ящерицы 5 единиц - поедает стрекоз, улиток и мух;

барсук, 1 ед. - питается жабами и ящерицами, улитками.

Запишите правило пирамиды чисел, которое гласит: с повышением трофического уровня число особей на них убывает. Это правило хорошо соблюдается в пастбищных экосистемах, но не применимо в лесах, когда на одном дереве питаются тысячи гусениц. Но здесь можно применить правило пирамиды биомасс, гласящее, что биомасса в последовательности трофических уровней убывает.

Задание 2 Постройте пищевую сеть для арктической экосистемы. Обозначьте трофические уровни и постройте пирамиду чисел. Ответьте на вопрос, соблюдается ли в данной экосистеме вышеприведенные правила (биомассу компонентов оцените на глаз).

Арктическая экосистема

Фитопланктон (микроскопические водоросли), 9000 единиц;

зоопланктон, 4000 единиц - питается водорослями;

мелкая рыба, 400 единиц - питается зоопланктоном;

хищная рыба, 20 единиц - питается мелкой рыбой;

моллюски, 100 единиц - фильтруют фитопланктон;

моржи, 2 единицы - поедают моллюсков;

тюлени, 2 единицы - питаются мелкой рыбой;

белый медведь, 1 единица - питается хищной рыбой, может съесть моржа или тюленя.

В водных экосистемах пирамиды биомасс часто оказываются перевернутыми, так как накопление биомассы идет на уровне долго живущих хищников. Фитопланктон живет очень недолго, но быстро размножается и успевает дать много поколений за то время, пока у рыб пройдет только одно. Универсальным (т.е. оно соблюдается в любых экосистемах) является только правило пирамиды энергии, гласящее, что с повышением трофического уровня количество энергии на нем уменьшается.

Задание 3Решите предложенные задачи

1) Рассчитайте долю энергии, поступившей на 4-й трофический уровень, если общее количество энергии на первом уровне составило 1000 единиц, а передача энергии на каждый следующий – 10%.

2) Чистая продуктивность луговой растительности составляет 1 г/м2 в сутки. Сколько сена заготовит крестьянин с площади 1 га при втором укосе, если первый производился месяц тому назад?

3) Один гектар леса производит в среднем 10 т сухого органического вещества в год, из них 6 т древесины и 4 т листьев. При сгорании этой древесины высвобождается 45 млн. ккал. Какова эффективность фотосинтеза, если полученная солнечная энергия равна 9 млрд. ккал/га?

4) На постоянно используемом пастбище фотосинтез равен 20 000 ккал/м2 в день. Скот использует 2 000 ккал, а человек – всего 80 ккал. Определите экологическую эффективность передачи энергии между трофическими уровнями и долю энергии, усвоенной при фотосинтезе, которую использует человек.

5) Сравните по таблице 1 ежегодный прирост зеленой массы и запасы мертвых растительных остатков в разных экосистемах. Определите, в каких экосистемах круговорот веществ интенсивнее.

Таблица 1

Прирост и разложение растительных остатков в разных экосистемах

Экосистемы Прирост, ц/га Подстилка, ветошь, ц/га
Арктические тундры Ельники средней тайги Дубравы Степи Пустыни саксауловые Влажные тропические леса Сфагновые болота - 1000 и более

6) В степном заповеднике на участке, полностью огражденном от травоядных млекопитающих, урожай трав составил 5,2 ц/га, а на умеренно выпасаемом участке – 5,9. Почему устранение консументов понизило продукцию растений?

7) Эффективность переноса энергии от лося к волку составляет 1%, а от дафнии к гидре - 10%. Почему у первой пары она ниже?

Контрольные вопросы

1) Возможно ли существование экосистемы без продуцентов?

2) Какова основная роль консументов в экосистеме? Возможен ли вариант функционирования экосистемы без консументов?

3) Что такое трофический уровень? Как изменяется энергия при переходе от одного уровня к другому?

4) Может ли один и тот же организм занимать смежные трофические уровни? Приведите примеры.

5) С чем связано правило убывания числа организмов на каждом следующем уровне в цепи питания? Встречаются ли нарушения этого правила?

6) Что такое продуктивность? Чем отличаются валовая, чистая, первичная и вторичная продуктивности?

Практическое занятие № 2

Тема: ОХРАНА ПРИРОДЫ

Цель:Ознакомление с основными уровнями и методами охраны природы, Красной книгой республики Башкортостан, важнейшими охраняемыми видами, причинами снижения их численности и мерами охраны.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.