Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине
1. Существующие подходы к предмету теории отраслевых рынков. Место ТОР в системе экономических наук.
2. Методология исследования рыночных структур. Концепция «структура– поведение – результат» и ее критический разбор.
3. Основные этапы развития теории отраслевых рынков.
4. Технологическая концепция фирмы. Эффект масштаба и разнообразия в объяснении размеров фирмы и структуры рынка.
5. Контрактная концепция фирмы. Важнейшие детерминанты размеров фирмы в рамках контрактного подхода.
6. Концепция фирмы и ее размеры в рамках стратегического подхода.
7. Соотношение «рынка» и «отрасли». Границы отраслевого рынка и способы их установления.
8. Базовые классификаторы отраслей.
9. Рыночные структуры: основные детерминанты и интенсивность конкуренции.
10. Рыночная концентрация и ее влияние на структуру рынка.
11. Показатели уровня концентрации и проблемы их применения.
12. Факторы, определяющие уровень концентрации и его динамику.
13. Стимулы и специфическое содержание процессов экономической концентрации в России.
14. Существующие подходы к определению барьеров входа-выхода. Классификация отраслевых рынков по уровню (характеру) входных барьеров.
15. Стратегические барьеры входа для потенциальных конкурентов и их эффективность.
16. Нестратегические барьеры входа на рынок.
17. Монопольная власть и ее показатели.
18. Модель Курно: принятие решений по объему производства. Графический и аналитический подходы.
19. Модель Бертрана: принятие решений по цене.
20. Модель ценовой дуополии Эджуорта с ограничением на величину производственной мощности.
21. Теоретико-игровой подход и стратегическое поведение.
22. Соглашения между олигополиями: разновидности и институциональные формы.
23. Модель максимизации совместной прибыли членов картеля.
24. Картельные соглашения: переговорные модели.
25. Условия, способствующие координации олигополии и ограничивающие ее.
26. Модель доминирующей фирмы и конкурентного окружения Форхаймера.
27. Модель ассиметричной дуополии Штакельберга (аналитический подход).
28. Естественная монополия и государственное регулирование ее деятельности.
29. Методы ценообразования на продукцию естественных монополий.
30. Ценовая дискриминация и условия ее осуществления. Совершенная ценовая дискриминация.
31. Ценовая дискриминация второй степени.
32. Ценовая дискриминация третьей степени. Максимизация прибыли на двухсегментном рынке.
33. Система двухчастного тарифа как инструмент ценовой дискриминации.
34. Вариативный подход, пакетирование и учет фактора времени как инcтрументы нелинейного ценообразования.
35. Вертикальная интеграция: типология и мотивация.
36. Вертикальные ограничения и их типы.
37. Особенности вертикальных отношений в России.
38. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта.
39. Дифференциация продукта и рыночная власть.
40. Роль рекламы в дифференциации продукта.
41. Структура рынка и инновации.
42. Логика патентной защиты.
43. Развитие сетевых структур и роль стандартизации.
44. Проблемы формирования инновационной среды.
45. Слияния и поглощения как операции на рынке фирм. Классификации групп сделок.
46. Волны слияний и поглощений в XX и XXI столетиях. Мотивы и выгоды от слияний фирм.
47. Аллокативные и управленческие поглощения.
48. Политика в области слияний и поглощений: опыт США, стран ЕС, России.
49. Потери благосостояния вследствие неэффективного распределения ресурсов.
50. Методика оценки чистых потерь, предложенная А.Харбергером и ее критический разбор.
51. X-неэффективность в условиях рыночной власти и ее измерение.
52. Неэффективность, вызванная поиском ренты.
53. Основные направления выигрыша от монополизации.
54. Промышленная политика: определение, основное назначение, связь с технологической и инновационной политикой.
55. Типологизация промышленной политики с учетом степени и форм государственного вмешательства.
56. Промышленная и антитрестовская политика в США.
57. Промышленная политика в рамках ЕС.
58. Структура и основные направления конкурентной политики. Политика поддержки конкуренции в России.
Поиск по сайту:
|