Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: Изучение влияния Абиотических факторов



Кафедра БЖД и экологии

 

 

Б2.Б4 ЭКОЛОГИЯ

 

Методические указания

к выполнению лабораторных работ

 

 

Направление подготовки бакалавра

 

250100 Лесное дело

профиль Лесное хозяйство

 

 

Уфа 2012


 

УДК 574:378.147.88

ББК 20.1:74.58

Л 47

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета землеустройства и лесного хозяйства (протокол № 7 от 28 мая 2012 г.)

 

Составители: доцент, к.б.н. Леонтьева Т.Л.

Рецензент: профессор., д.с.-х..н. Коновалов В.Ф.

Ответственная за выпуск: заведующая кафедрой БЖД и экологии,

К.б.н. Латыпова Г.Ф.

 

 

Уфа: БГАУ, кафедра БЖД и экологии


Оглавление

1. Изучение биотического разнообразия урбофитоценоза …………………….. 4

2. Изучение влияния абиотических факторов на прорастание семян……….… 6

3. Изучение влияния антропогенных факторов на прорастание семян……..… 9

4. Расчет количества антропогенных загрязнений, попадающих

в окружающую среду в результате работы автотранспорта ………..…….…11

5. Определение нитратов в продуктах питания……………………………..…..14

6. Важнейшие загрязнители среды. Коагуляция белков под воздействием

тяжелых металлов……………………………………………………………...18

7. Очистка стоков и выбросов. Компьютерная имитационная программа

«Озеро»……………………………………………………………………….…21

8. Экономические механизмы управления качеством окружающей

среды. Компьютерная имитационная программа «Малая река»…………….26

Библиографический список…………………………………………………...…..31


Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение биотического разнообразия

Урбофитоценозов

Цель работы:Научиться обследовать участки фитоценозов и определять индекс их биологического разнообразия и выравненности. Выявить влияние антропогенной нагрузки на эти показатели.

Вопросы для самостоятельного изучения

1 Что такое фитоценоз? Чем он отличается от биоценоза?

2 Что включает в себя понятие биологическое разнообразие?

3 Как связано высокое и низкое биоразнообразие со стабильностью экосистем? Следует ли заботиться о его сохранении?

Теоретическое введение.Один изспособов охарактеризовать видовую структуру сообщества, то есть биоценоза, это - составить список всех входящих в него видов, то есть описать видовое богатство (S). Чем больше проанализировать проб из каждого биоценоза, тем больше мы отметим редких видов, а обычные обнаружатся уже в первых пробах. В идеале остановиться можно будет только после того, как новые виды практически перестанут обнаруживаться в пробах, но эта работа очень трудоемка. поэтому, обычно, видовое богатство разных сообществ сравнивают на основе выборок одинакового размера (с одинаковой площади или с одинаковым суммарным числом организмов).

Более информативно вычисление индексов разнообразия. Их определяют для отдельных организмов (деревьев, трав, птиц, грызунов и т.д.). Обычно используют индексы Симпсона или Шеннона. Последний сложнее вычисляется и придает больший вес редким видам. Более удобен индекс биологического разнообразия Симпсона (D). Его рассчитывают, определяя для каждого вида долю его особей в общей численности пробы:

,

где S – общее число видов в сообществе, а доля i-ого вида равна Pi. Максимального значения D достигает при равной численности всех обнаруженных видов (Dmax = S). Выравненность(Е), то есть равномерность распределения особей между видами, вычисляют по формуле:

Е = . Этот показатель не может превысить 1.

Материалы и оборудование:рамки 0,5х0,5 м2 (или колышки, бечевку и рулетку), блокноты, карандаши.

Задание 1Обследуйте урбофитоценозы, т.е. городские растительные сообщества, расположенные вблизи университета. Выберите 2 различающихся участка, испытывающих разную антропогенную нагрузку (например, пустырь и газон, вытоптанный участок вблизи дорожки и почти нетронутый участок. На каждом заложите по 4 пробные площадки размером 0,5х0,5 м2. По углам площадок воткните колышки, протяните ограничивающую бечевку (можно использовать готовые проволочные рамки соответствующего размера). Запишите названия всех видов растений, произрастающих на участке (крупные стебли, растущие из одного корня, в данном случае можно считать отдельными растениями). Посчитайте число растений каждого вида на каждой площадке на обоих участках. Таким образом, суммарно вы обследуете по 1 м2 в каждом урбофитоценозе (учет растений не на 1 большой площадке, а на 4 маленьких повышает точность учета) Результаты занесите в таблицу 1 для каждого фитоценоза отдельно.

Таблица 1Видовое богатство и биоразнооразие фитоценоза

  Название Число растений по участкам Число растений на 1 м2, Ni Доля каждого вида в фитоценозе, Pi   Pi²
Одуванчик              
Спорыш              
Мятлик              
и т. д.              
S =         ∑ Ni =   ∑Pi²=

Задание 2По формулам, приведенным в теоретическом введении рассчитайте индексы биоразнообразия Симпсона и показатель выравненности для обоих фитоценозов и результаты занесите в таблицу 2. Сделайте вывод об изменении этих показателей при изменении антропогенной нагрузки

Таблица 2 Сравнение урбофитоценозов по видовой структуре

Показатели Участок 1 Участок 2
Краткая характеристика антропогенного влияния на участок    
Видовое богатствоS    
Индекс биологического разнообразия Симпсона D    
Выравненность E    

Контрольные вопросы

1 Какими показателями можно охарактеризовать биологическое разнообразие биоценоза?

2 Число особей или видов характеризует биоразнообразие?

3 Как проявляется антропогенное влияние на фитоценоз?

Лабораторная работа № 2

Тема: Изучение влияния Абиотических факторов

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.