Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Воронежский государственный архитектурно-строительльный университет
КАФЕДРА ДИЗАЙНА
ОДНОКВАРТИРНЫЙ ЖИЛОЙ ДОМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРОГРАММА-ЗАДАНИЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ»
Воронеж - 2003
Составитель М.В. Климентьев
УДК 728.8(07)
ББК 85.11:48.711:30.18р
Одноквартирный жилой дом: Методические указания и программа-задание к выполнению курсового проекта для студентов 2 курса специальности «Дизайн архитектурной среды»./Воронеж гос. арх-строит ун-т; Сост.: М.В.Климентьев.- Воронеж,2003. 18с.
Рассматриваются вопросы проектирования жилого дома для одной семьи с учетом особенностей жизненного уклада, возрастных, социально-культурных потребностей семьи заказчика
Предназначены для студентов второго курса специальности «Дизайн архитектурной среды».
Ил. 8. Библиогр.: 7 назв.
Печатается по рекомендации редакционно-издптельского совета Воронежского архитектурно-строительного университета.
Рецензент - кандидат архитектуры А.В.Шутка.
ВВЕДЕНИЕ
Проект «Одноквартирный жилой дом» является логическим продолжением курсового проекта «Жилая ячейка». В этом проекте развивается тема художественного конструирования предметного выражения стиля жизни семьи через организацию внутреннего и наружного пространства. Другими словами, разрабатывается объемно-планировочная, конструктивная структура здания, решаются его фасады и организация приусадебного участка, ориентация проемов помещений по сторонам света.
Курсовой проект включает в себя изучение архитектурно-планировочных, художественно-эстетических, психологических, философско-мировоззренческих, социально-культурных, стилистических особенностей жизни семьи, что является основой функционально-планировочного и дизайн-средового решения. Проект предусматривает знакомство с творчеством мастеров архитектуры, ряд клаузур, реферативный материал и графический материал.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические указания составлены в помощь студенту,выполняющему курсовой проект №2 и содержит рекомендации по проектированию малоэтажного жилого дома, а также рекомендации по составлению пояснительной записки к проекту.
Основанием для разработки проекта является задание на проектирование, выдаваемое кафедрой дизайна, с указанием географического района и участка строительства, состава семьи.
Жилой дом рассчитывается на семью со средним уровнем дохода.
Цель проекта: научить студента правильно понимать взаимосвязь функции, объемно-планировочного и композиционного решений при проектировании одноквартирного жилого дома и организации предметно-пространственной среды с учетом потребностей семьи заказчика.
Задачи проекта:
- изучить принципы архитектурно-планировочной организации пространства жилого дома и прилегающих территорий;
- изучить общие принципы организации предметно-пространственной среды жилого дома;
- познакомиться с основными процессами жизнедеятельности жилого дома и основами их организации;
- применить приемы функционального зонирования для организации планировочной структуры жилого дома, изученные в курсовом проекте «Жилая ячейка»;
- освоить методы проектного моделирования в сочетании с решением эргономических вопросов;
- применить знания, полученные в лекционных курсах.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Подготовка к выполнению работы
После получения задания на проектирование следует подробно ознакомиться с местом строительства. Возможно выполнить зарисовки или фотографии местности, отражающие характер рельефа местности, окружающей застройки, благоустройства территории и озеленения.
Аналитический этап
Анализ полученной информации начинается с составления “семейного портрета”, определяющего потребности, приоритеты и предпочтения членов семьи визуальные, материальные, психологические. Анализ архитектурно-средовой ситуации и возможностей реализации потребностей семьи позволит составить представление о возможном объемно-планировочном и стилистическом решении среды жилого дома. Результатом проведенной работы является основная идея, концепция проекта.
Этап творческого поиска
Этап предусматривает поиск объемно-планировочного решения и стилистического решения жилого дома.Началом этапа творческого поиска можно считать разработку функциональных схем, подчиненных основной идее проекта. Поскольку в проекте разрабатывается дизайн-средовое (архитектурно-средовое) решение, необходимо рассмотреть функциональные связи пространств жилого дома и двора (участка застройки).
От схем функционального зонирования переходят к разработке объемно- планировочного решения: планировочных структур (генплана участка и поэтажных планов жилого дома) и фасадов здания. На этом этапе определяется выбор стилистического и объемно-пластического решения.
Этап творческой доработки - эторазработка и утверждение эскиза идеи (детальная проработка и утверждениеэскизов планов, фасадов, конструктивных узлов и эскиза компоновки экспозиции).
Завершающий этап работы – графическое оформление проекта.
СОСТАВ ПРОЕКТА
3.1 Проект включает в себя:
реферат, графическую часть и пояснительную записку.
Графическая часть выполняется на листах формата А3(эскизы) и подрамниках 550х750мм (клаузуры и подача окончательного варианта).
Реферат - 10-15 страниц рукописного текста (формата А4).