Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ ИМИТАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

После чтения статьи БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. О. Е. Лебедева (//Родник знаний № 17 (7) /апрель/ 2012 – С.11) захотелось высказать некоторые дополнения (они выделены курсивом).

 

О. Е. Лебедев называет три критерия оценки состояния образовательных систем: доступность, качество и эффективность. При этом доступность должна быть связана с надлежащим качеством, следовательно, если нет надлежащего качества, значит, о доступности образования говорить нельзя.

Эффективность – соотношение цены достижения образовательных результатов и качества этих результатов (под ценой понимается не только финансовые затраты, но также затраты времени, здоровья и эмоциональные переживания) Какой ценой достигаются результаты образования нужно относить к ученикам, учителям, администрации школы и родителям, поскольку цена может быть очень разной у всех участников образовательного процесса. А самое главное, кто определяет именно такую эффективность образования?

Качество образования равно сущности образования. Сущность образования – развитие способности решать проблемы в сферах жизнедеятельности на основе освоенного социального опыта. Следовательно, сущность образования сводится к приобретению социального опыта. В том числе нельзя забывать и про традиционные ЗУНы (знания, умения, навыки).

…могут быть разные взгляды на то, какие проблемы должны быть способны решать образованные люди… Раз могут быть разные взгляды, значит, определение сущности образования допускает разные трактовки, следовательно, оно не может быть определением, так как его смогут трактовать, кто как захочет.

Автор статьи выделяет также три фактора развития системы образования: социальный заказ, образовательная среда и потенциал самой образовательной системы и три компонента структуры соц. заказа: заказ на тип личности для решения актуальных проблем развития общества, гос. заказ на результаты образовательной деятельности в заданных условиях, запросы отдельных социальных институтов. Если обобщить, то социальный заказ сводится к доступности, качеству и эффективности, а качество сводится к приобретению социального опыта, чтобы решать проблемы в сферах жизнедеятельности. А заданные современные условия отвечают компонентам социального заказа? Автор отвечает на этот вопрос, отмечая существующую поляризацию школ по их возможностям предоставления качественных образовательных услуг и различию в материальной базе, квалификации кадров и составу учащихся.

Школа продолжает готовить исполнителей… А в экономике ХХI века решающую роль будут играть работники интеллектуального труда, способные самостоятельно ставить цели своей деятельности и определять средства их реализации. Однако сегодня не хватает рабочих специальностей, а интеллектуалов – избыток… Современные рабочие разве должны быть только исполнителями? Автор отвечает:

Требования к объему знаний заменяются на требования компетентности как способности принимать самостоятельные и обоснованные решения в условиях динамичных процессов. Замена не должна означать отмены освоения системных знаний. Встает вопрос о серьезной разработке междисциплинарных связей между дисциплинами для того, чтобы сокращая объем знаний, не потерять систему знаний и не получить разрозненные обрывки информации.

Повышение мотивации образовательной деятельности учащихся может произойти в результате гуманитаризации школьного образования (в ответе на вопрос, почему возникала потребность в тех или иных исследованиях), а также в установлении связи с необходимостью познания мира, с потребностями развития общества и общественного сознания.

При составлении программ – не перечень знаний, а описание приобретенных возможностей в решении познавательных задач и повышения познавательной самостоятельности. Нельзя отказываться от перечня знаний, нужно продумать их четкую систему и связь между предметами, а то в итоге не будет ни того, ни другого!!!

Острый вопрос: обязана ли школа гарантировать получение документа о среднем образовании всем обучающимся или допустимо отчисление из старших классов учащихся, не усвоивших программу с предоставлением им возможности получить образование позднее? А как же при этом решить вопрос качества образования?!

Изменение образовательной среды: интернет лишает школу позиции монополиста в сфере приобретения знаний… …но не в приобретении аттестата…

Образование – не долг, а право выбора индивидуальных образовательных маршрутов. Очень опасное высказывание, ведущее к тому, что государство (государственные учреждения) ни за что не отвечает…

Три сценария развития: реставрация, модернизация, имитация. Фактором, определяющим превращение возможности в действительность, в социальных системах является управление. Если сохранится современная государственная политика, то скорее всего, будет осуществляться сценарий имитации.

Как сохранить инновационное ядро в системе общего образования, роль которого выполняет небольшое количество школ? Чтобы была не имитация, а модернизация необходимо: уменьшение степени регламентации деятельности образовательных учреждений (уменьшение бюрократического аппарата в том числе), четкое распределение ответственности за качество образовательной деятельности и ее результатов между государством (в большей степени), школой и семьей (в равной степени), а самое главное продумать и организовать хорошее кадровое обеспечение школ и педагогических ВУЗов (по окончании пед.вузов только 5% выпускников идут работать по специальности).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.