России прежде всего нужны социальные инновации: новая модель экономики и управления ею, новые методы трудовой мотивации.
Если не будут приняты срочные меры, безработица составит 12-15 процентов активного населения.
■
Беседу вел Леонид ЛЕВИЦКИЙ,
"РФ сегодня".
Надо менять саму модель развития
Вячеслав АЛЕКСЕЙЧИК,
депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии
Недавно мне показали письмо читательницы "РФ сегодня" Елены Гурдиной. Она пишет:" Когда в девяностых годах мы взялись за коренную реконструкцию советской политико-экономической системы, то предполагали, что создадим новую, более удачную, эффективную и гуманную. Однако, на мой взгляд, этого не произошло. То, что получилось, просто ужасает..."
Возразить тут нечего.
Почему же у нас получилось такое порочное общество, в котором процветают бюрократия, коррупция, мздоимство, неправедные суды и прочее? Да потому, что преобразовывать страну в конце 80-х - начале 90-х годов теперь уже прошлого века взялись авантюристы, не озадаченные ни благополучием общества, ни достоинством государства. Кроме того, эти люди были сильно озабочены личным обогащением - не буду перечислять фамилии, они у всех на слуху. Вот главная причина сегодняшних бед.
Тут стоит ввести понятие "система". Мне, как человеку, который всю жизнь разрабатывал и внедрял достаточно сложные конструкции, наиболее понятным, простым и адекватным представляется сравнение, предложенное академиком Вернадским. Он говорил: система - это бочка. Бочка состоит из досок - клепок. Уровень воды, который можно налить в бочку, определяется самой короткой клепкой. Это сравнение годится, мне кажется, не только к техническим системам, но и к общественным. К государственным. Не может быть так, что если какие-то компоненты государственного строя находятся на низком уровне, то все прочее (скажем, экономика) будет на высоком. Исключено! При этом должны быть интегральные характеристики, которые позволяют оценить уровень эффективности общественной системы. Напомню: еще в 70-х годах прошлого века для оценки эффективности государства был предложен так называемый индекс развития человека. Этот индекс включает три раздела: средняя продолжительность жизни, валовой внутренний продукт на душу населения и, наконец, уровень образования. Уже три эти компоненты дают представление, в каком состоянии находятся государство и общество.
Сюда стоит добавить децильный коэффициент, смысл которого в сравнении доходов 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных. Когда первое делится на второе, то и получается так называемый децильный коэффициент, который определяет разницу между богатством и бедностью в данной стране. Два этих системных параметра - децильный коэффициент и индекс развития человека - позволяют достаточно эффективно и достоверно оценить состояние и государства, и общества. Естественно, все эти показатели, как и положено в научной и производственной деятельности, должны отображаться в цифрах. Рассмотрим же составные части индекса развития человека.
Средняя продолжительность жизни в советское время была на уровне европейской - это факт.
В последние же 20 лет происходит неуклонное ухудшение здоровья населения, которое даже зарубежными источниками приравнивается к национальной катастрофе. Средняя продолжительность жизни - одна из самых низких в мире (мы не намного опережаем Гамбию - есть такая страна в Африке). Что нас убивает? Медики приводят стандартный набор: ВИЧ, СПИД, туберкулез, алкоголизм, болезни сердечно-сосудистой системы, курение, ДТП. От болезней сердца в России умирают в пересчете на сто тысяч населения втрое чаще, чем американцы или европейцы. Риск от смерти при туберкулезе примерно в три раза выше показателей, которые ВОЗ считает порогом эпидемии: 50 заболеваний на сто тысяч населения. В среднем потребление алкоголя на душу населения вдвое выше порога, который определяет ВОЗ, как опасный для здоровья человека. По оценкам ВОЗ, примерно у миллиона россиян диагностирован СПИД. По итогам первого полугодия 2008 года таких случаев будет на 25 процентов больше, чем в 2007 году.
Особенно убийственны цифры по туберкулезу. В США, где живет 303 миллиона граждан, в 2007 году умерло от этой болезни 650 человек. В России, где живет 142 миллиона, в прошлом году от туберкулеза умерло 24 000 человек. Как заметил профессор Московской медицинской академии Павел Воробьев, наша страна продолжает изображать наличие системы здравоохранения, но не гарантирует адекватного лечения своим гражданам.
Хотелось бы сделать небольшое примечание: недавно рассматривая список медицинских деятелей, которые внесли наибольший вклад в развитие здравоохранения, ВОЗ включила туда (как это ни странно покажется некоторым) и наркомздрава Семашко. Это он организовал систему здравоохранения, которая позволила повышать продолжительность жизни населения в нашей стране даже в таких стрессовых и катастрофических ситуациях, как Великая Отечественная война; не допустить вспышек эпидемий не только в стране, но и в армии, где условия были, естественно, не сопоставимые с тылом.
Сегодня система здравоохранения в стране практически разрушена. Основной порок, который существует у нас, - в одном и том же медицинском учреждении соединились бесплатные и платные медуспуги. Платная компонента стала вытеснять бесплатную! Результаты - см., как говорится, выше.
Вторая компонента - валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Она связана и с ростом производительности труда, и с развитием науки, и с организацией управления. Что происходит здесь? Всемирный банк еще года два назад высказал замечание нашему Правительству, суть которого в том, что мы неправильно рассчитываем ВВП. А именно: у нас резкое повышение цен на энергоресурсы изображалось как рост ВВП! А это совсем не одно и то же.
Помните, у нас был призыв: удвоение ВВП! Где оно, это удвоение? Если говорить серьезно, то надо вспомнить, что 16-17 декабря в Москве состоялась научная сессия общего собрания Российской академии наук, где было представлено шесть докладов. Выводы, которые там были озвучены, достаточно объективно и полно характеризуют сегодняшнее состояние. Цитирую академика А. Дынкина: "Уровень производительности труда одного занятого в российской экономике по паритету покупательной способности составляет 27 процентов от США и 42 процента Германии и Японии. Это означает, что по эффективности наша экономика находится примерно на уровне западноевропейской конца 60-х годов, а Южной Кореи - начала 90-х годов".
Академик А. Макаров: "Энергетическая эффективность российской энергетики в 5 раз меньше мировой". Проще говоря, мы в пять раз больше тратим энергии на единицу продукции, остальное или теряем, или тратим на устаревшие технологии. Ради энергосбережения и повышения энергоэффективности всей экономики в целом, всех ее отраслей у нас практически ничего не делается. А вот, скажем, в ФРГ государство активно участвует в решении этой проблемы! В свое время там были установлены государственные меры: помощь тем предприятиям (независимо от формы собственности), которые обеспечивали внедрение энергосберегающих технологий. И, наоборот, применение санкций к тем предприятиям, которые энергию не берегут. Государство в семидесятых годах (во время того энергетического кризиса) даже установило ограничение по скорости передвижения по автобанам: до 60 км/час! Как наиболее эффективной с точки зрения экономии бензина. Был принят соответствующий закон и установлен соответствующий штраф: 5600 долларов за превышение скорости. К сожалению, мы и в Советском Союзе, и сейчас продолжаем жить по стандартам энергорасточительным.
Сегодня проблема энергетической эффективности - это ключевая проблема. У нас две трети потребляемых энергоресурсов уходит на отопление, ибо не только климат, но и худые стены, трубы и прочее безобразие в ЖКХ нас разоряют в самом прямом смысле. Меры по повышению энергетической эффективности в нашей стране практически не принимались в последние 20 лет.
Член-корреспондент АН Б. Кузык: "Средний возраст рабочих достиг уже 55 лет; а ИТР - еще выше. Износ основных фондов достиг 74 процентов. К 2025 году на 17 миллионов у нас сокращается работоспособное население и на 9 миллионов вырастает количество пенсионеров".
К этому добавлю: самодостаточной страной считается страна, в которой более 300 миллионов граждан и она может себе позволить во всех сферах иметь новые разработки. Мы не можем поддерживать на мировом уровне все технологии - это факт. Но по крайней мере нам надо определиться: какие технологии нам необходимы? Почему именно они? Как они скажутся на продвижении страны в структуры мировой экономики? А сегодня идут только разговоры о " прорывных технологиях". Но каких? Где они? Мне совершенно не понятен такой факт. Восемь последних лет мы за нефть и газ получили дурных денег порядка триллиона долларов. И какая из насущных, важнейших проблем была решена?
Несколько слов об уровне образования. ООН проводит мониторинги по уровню образования по странам. Первое место заняла Финляндия. Оказывается, там взяли за основу своей системы образования советскую плюс систему ГДР. Добавили свою специфику и создали ту систему, которая показывает высокую эффективность.
Уровень образования в Советском Союзе в свое время был действительно высокий. По этому показателю мы занимали третье место и никогда не опускались ниже 20-го. То, что сегодня делается с нашим образованием, раньше рассматривалось бы как вредительство. Уровень образования, качество образования постоянно падают. Реформы, которые проводятся в высшей школе, непонятны; реформирования в науке приводят к исчезновению целых направлений. Из рейтингового списка двухсот наиболее престижных в мире вузов два года назад были вычеркнуты Московский университет, Ленинградский университет, знаменитый Физтех! Куда дальше-то!
Еще более катастрофические последствия за последние 20 лет претерпели
Еще более катастрофические последствия за последние 20 лет претерпели наша промышленность и сельское хозяйство. Естественно, что основной причиной был принцип разрушения, а не принцип созидания. Не принцип модернизации, а принцип: "Давайте поломаем, а потом рынок у нас все на свои места расставит". Да не очень-то он за последние 20 лет расставил! С моей точки зрения, главной ошибкой была фактически раздача нашего национального богатства: недр, заводов, фабрик, сельской инфраструктуры. Победили мародеры. И сейчас, набрав 500 миллиардов долгов за рубежом, еще и денег от государства требуют!
Но вернусь к понятию "децильный коэффициент". Чем меньше разница между богатыми и бедными, тем более устойчиво общество. В Советском Союзе ДК был обозначен цифрой 4, в Швеции - цифрой 3. Важный момент: ни одна страна устойчиво не развивается, ни в одной стране не обходится без социальных взрывов, если этот коэффициент составляет 15 и более. У нас он сегодня зашкаливает за цифру 20! А за границу бедности у нас попадает половина населения страны. И мы надеемся пройти кризис без социальных потрясений?! У нас механизм распределения денег работает только в сторону богатых. Надо сказать, что даже в США существует государственное регулирование, которое позволяет увеличивать доходы бедных почти в 5 раз и снижает первоначальные показатели неравенства доходов почти в 4,5 раза.
Отсюда два выхода. Первый - это модернизация и второй - разрушение до основания, а затем... С этой точки зрения примеры Белоруссии, Китая, Вьетнама говорят, что более эффективным является путь модернизации. Пример Китая достаточно убедительный, по крайней мере для меня.
Создается впечатление, что у нас наиболее успешно выполняется программа одичания человека. Мне скажут: где она, эта программа? Вы ее видели? Читали? Не видел. Но достаточно посмотреть, что вечерами в течение новогодних каникул показывало, например, НТВ. Все представленные им сериалы - это школа бандитизма. С полным курсом блатного сленга. О рекламе не говорю. Последние известия - список катастроф. Но посмотрите Евроньюс. Там спокойная, взвешенная информация. Сам ее тон - это воспитание.
Мы же продолжаем строить нечто "свое". Уродливое и постыдное. Так перевоспитывают молодняк, попавший в зону. В зону отчаяния.
Что делать? По большому счету, менять саму модель нашего развития. Поставить страну на рельсы устойчивой, предсказуемой, трудовой, достойной жизни. И определяться с этим надо сегодня - завтра будет поздно.