Содержание экскурсии:- экскурсия «Минская ратуша о времени и о себе» рассказывает об одном из интересных архитектурных
и исторических памятников площади Свободы, раскрывает яркие страницы истории г. Минска и
нашей Родины
Цель экскурсии: -содействовать расширению кругозора и формированию чувства уважения к истории своего народа,
способствовать ее пониманию и правильной оценке;
- воспитывать национальное самосознание, уважение к белорусской истории и культуре;
- привлечь внимание к истории родной страны и вызвать интерес к ее изучению, формировать видение связи
между прошлым и настоящим, воспитывать позитивное отношение к сохранению наследия.
Задачи экскурсии:- на примере Минской ратуши дать представление о некоторых этапах истории Беларуси;
- познакомить с историей ратуши и ее современностью;
- при проведении экскурсии с учащимися на конкретных примерах расширить и закрепить
их знания по курсу истории Беларуси.
Общие методические указания:
- объем материала давать с учетом состава группы, ее подготовленности и уровня знаний, умело
подбирать соответствующие приемы показа и рассказа;
- не следует злоупотреблять большим количеством дат, цифр и незначительных фактов;
- экскурсовод должен хорошо владеть приемом репортажа и комментирования при показе объектов и рассказе о них;
- иметь при себе «портфель» экскурсовода с необходимыми репродукциями и цитатами;
- все объекты внутри ратуши связывать конструктивными переходами: показом структуры здания или нацеливанием
на следующий объект;
- экскурсоводу следует учитывать основы психологии и логики, последовательность, систематичность, ясность и
доступность изложения материла, связь с сегодняшним днем.
- стремиться осуществлять дифференцированный подход к различным группам экскурсантов с учетом их возраста,
психологии, запросов, образовательного уровня и других факторов.
- материал экскурсии стремиться подавать в тематико-хронологической последовательности.
Общие организационные указания:
- четко, с помощью конкретных указаний, ориентировать группу на передвижение по маршруту;
- не приступать к проведению экскурсии, не установив полного внимания в группе;
Маршрут экскурсии:место встречи с группой – площадка напротив ратуши – фойе ратуши – экспозиционный зал №1 – зал заседаний (цокольный этаж) – фойе 2-го этажа – зал приемов – место окончания экскурсии.
Вступление к экскурсии:
В организационной части после знакомства с группой назвать свою фамилию, имя, отчество, сообщить тему экскурсии, ее маршрут, продолжительность по времени, протяженность маршрута, ненавязчиво напомнить о правилах поведения и безопасности.
В информационной части вступления дать краткое сообщение о теме экскурсии, упомянуть два-три наиболее интересных объекта, события; открыть замысел экскурсии, не давая подробного рассказа; не превращать эту часть экскурсии в краткий ее конспект, но тем не менее, заинтересовать слушателей, заинтриговать, вызвать активный интерес к экскурсии.
Примечание: в ниже расположенной графической схеме время, указанное в графе «4», включает как время показа объекта и рассказа о нем, так и время перехода к нему.
Участки перемещения по маршруту
Места остановки
Объекты
показа
Время
Основное содержание информации (наименование подтем и перечень основных вопросов)
Указания по организации
Методические указания
На месте встречи с группой
Введение к теме экскурсии:Культурно-историческое наследие страны – ключ к пониманию ее истории.
Установить контакт с группой, настроить группу на восприятие экскурсии. Проинформировать о правилах безопасности во время экскурсии. Ярким, образным вступлением помочь настроиться на экскурсию. Вводное слово должно быть динамичным и кратким, не утомлять экскурсантов.
Место встречи -
площадка напротив ратуши
На площади Свободы напротив ратуши
Ратуша, башня со шпилем, часы, герб, фасады
Ратуша – символ самоуправления.
Ратуша - место работы магистрата. Герб города, его символика. Строительство ратуши, ее перестройки.
Снос ратуши, причина и повод. Восстановление ратуши.
Группа стоит лицом к ратуше в точке лучшего осмотра
В конце рассказа пригласить группу войти в ратушу.
Показ ратуши начать с предварительного осмотра. Объяснить сущность слова «ратуша». Используя прием объяснения, рассказать о гербе Минска, его символике. При показе герба Минска использовать наглядные пособия из «портфеля экскурсовода»: гербы города разных периодов его истории.
площадка напротив ратуши – фойе ратуши
В фойе ратуши
Копия привилея Минска на Магдебургское право
Магдебургское право – поворотный момент в развитии Минска.
Сущность Магдебурско-го права. Магистрат – выборный орган местного самоуправления
Особенности городского самоуправления в Минске.
Группа стоит лицом
к копии привилея Минска на Магдебургское право
Показ фойе начать с предварительного осмотра. Затем перейти к приему предварительного обзора. Объяснить сущности Магдебургского права, его роль в развитии Минска. Использовать прием цитирования
Все объекты внутри ратуши связывать конструктивными переходами: показом структуры здания или нацеливанием на следующий объект.
Пример одного из вариантов конструктивного перехода: «В поле нашего внимания хорошо были видны хоругви минских ремесленников …»
В фойе ратуши
гербы средневековых цехов
Развитие ремесленного производства – один из основных факторов роста феодального Минска.
Развитие ремесел в Минске. Основные ремесленные специальности. Отличительные черты городского ремесла ХУ1 в. Организация первых цехов в Минске. Уставы минских цехов. Продвижение по лестнице внутрицеховой иерархии. Роль ремесел в развитии города.
Повернуть группу лицом к хоругвям минских ремеслен-ников
В конце рассказа группу провести в экспозиционный зал 1 этажа
После предварительного осмотра использовать методический прием характеристики, цитирования.
В рассказе об организации первых минских ремесленных цехов использовать методический прием справка.
Фойе – экспозиционный зал 1 этажа
Напротивгобелена «Ратушная площадь»
Гобелен «Ратуш-ная пло-щадь», картины: «Минск. Рынок Верхнего города» и «Губернский город Минск начала ХХ века».
(В.Товстик)
Жизнь губернского города глазами художников.
Гобелен «Ратушная площадь» и живописные полотна - картина жизни городской площади Х1Х в.
Группу расположить в точке обзора гобелена и картин.
В конце рассказа группу провести вниз по лестнице в зал цокольного этажа.
После предварительного осмотра использовать методический прием исторического, а затем искусствоведческого анализа. Объяснить сущность искусствоведческих приемов, использованных авторами гобелена. Методический прием экскурсионного анализа сочетать с приемом экскурсионного рассказа - описанием. При этом максимально использовать прием локализации места и событий.
экспозиционный зал – зал цокольно-го этажа
У входа, затем в центре зала цокольного этажа
зал цокольного этажа, фрагменты фундаментов и части стен, панно из серии «История Минска»
История Минска в произведениях искусства
Монументально-декоративные панно «Из истории Минска», их художественные особенности и содержание
Зал место проведения торжественных мероприятий
Группу остановить у входа в зал цокольного этажа, затем в процессе рассказа постепенно продвигаться вдоль стен с панно.
После рассказа дать время на самостоятельный осмотр, а затем группу провести вверх по лестнице на 2-й этаж
Начать с предварительного осмотра перейти. к приему предварительного обзора, затем к приему экскурсионного анализа
При показе панно из серии «История Минска» использовать историческую справку и описание.
При характеристике зала как многоцелевого помещения использовать методический прием – справка.