1. Проблема происхождения культуры в доцивилизационном обществе.
2. Мегалитические культовые сооружения на территории Европы.
3. Судьбы античности в европейской цивилизации.
4. Храм как модель мира – «духовный портрет эпохи» (на примере любой цивилизации).
5. Исторические уроки цивилизационного процесса Византии.
6. Арабо-мусульманская средневековая цивилизация.
7. Диалог культур: Русь и Золотая Орда – специфика евразийского цивилизационного процесса.
8. Смысл и характер ренессансного гуманизма.
9. Культура эпохи Возрождения: титанизм и обратная сторона титанизма.
10. Просвещенческий идеал человека и его реальное воплощение.
11. Гуманистические идеи XIX века.
12. Человек как средство в тоталитарных системах ХХ века.
13. Россия и Китай: социально-экономические условия развития культурных отношений. История и перспективы.
14. Цивилизационные инновации и традиционализм в жизни китайского (японского) общества.
15. Восточная цивилизация как традиционный тип культуры на примере анализа социокультурных процессов Китая (Индии, Ирана, Турции и др.).
16. Становление современной картины мира в сознании европейца на основе синтеза науки и религии.
17. Взаимодействие культур Запада и Востока. Проблема границы в культуре.
18. Бинарная оппозиция «Культура – цивилизация» в современном европейском социокультурном пространстве.
19. Европейская цивилизация как креативный тип культуры. Закономерности и перспективы развития.
20. Культура и ценности в современной европейской (американской) цивилизации.
21. Сравнительный анализ мировоззренческих основ христианской морали в православии и католицизме на примере культур России и Франции (Испании, Италии, Польши, Чехии).
22. Синергетическая концепция цивилизационной динамики. Её возможности для прогнозирования социокультурных процессов в России (в Европе).
23. Особенности славянского культурно-исторического типа. Закономерности и перспективы развития цивилизационного развития.
24. Переходный тип социокультурных процессов в России на рубеже тысячелетий – «бином» кризиса и возрождения.
25. Этногенез современного алтайского народа. Его роль и место в евразийских социокультурных процессах.
26. Алтай как геополитический центр становления евразийских социокультурных процессов. История и современность.
27. Алтай как перспективный регион евразийской политики России. Социокультурный контекст.
28. Религиозные и социокультурные истоки современных политических процессов в исламских государствах (на примере Ирана, Ирака).
29. Древние культуры цивилизаций долин великих рек: Месопотамии, Древнего Египта, Древнего Китая и Древней Индии (на выбор).
30. Мезоамериканская цивилизация: майя, инки, ацтеки, тольтеки, ольмеки (на выбор)
31. Крито-микенская цивилизация.
32. “Золотой век” Античной цивилизации (Древняя Греция эпохи Перикла).
33. Рим эпохи Юлия Цезаря.
34. Цивилизация скифов (Причерноморье, Алтай, Прибайкалье – на выбор).
35. Арабо-мусульманское средневековье.
36. Тюркское средневековье на Алтае.
37. Империя Чингиз-хана.
38. Алтай эпохи Джунгарского ханства.
39. Европейское Средневековье (Германия, Франция, Испания – на выбор).
40. Русское Средневековье
41. Великий цивилизационный скачок (Италия, Германия, Великобритания эпохи Возрождения – на выбор).
42. Европейская цивилизация в эпоху барокко (Франция, Испания, Нидерланды, Россия в период правления Екатерины Второй – на выбор).
43. Европейская цивилизация в эпоху буржуазных революций (Нидерланды, Англия, Франция, Россия – на выбор).
44. Русская цивилизация XIX века: поиски смыслов бытия.
45. Русская цивилизация рубежа веков: от модерна к футуризму (XIX – XX вв.)
46. Техногенные цивилизации тоталитарного типа (СССР, Германия, Китай – на выбор).
47. Цивилизация эпохи Модернизма (ХХ век) (США, любое европейское государство – на выбор)
48. Цивилизация Постмодернизма в России (на рубеже II – III тысячелетий).
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
А) основная
1. Культурология. История мировой культуры / под ред. А. Н. Марковой.– М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2010. – 575 с.
2. Культурология. История мировой культуры : учебник для вузов / ред. Н. О. Воскресенская . - 2-е изд., стер. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 759 с.
3. История мировой культуры (мировых цивилизаций) /Под. ред. Г.В. Драча. – Изд.6. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008., 2010.
4. Всеобщая история /Под ред. Новикова и Маныкина. М., 2005.
5. Вигасин А.А. История Древнего Востока. М., 2007.
6. Всемирная история /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ-Дана, 2009. Текст учебника в интернет-проекте «Библиотека Гумер»: http: //www.gumer.info/bibliotek Buks/History/Polak/index.php.
7. Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. М.: ЭКСМО, 2010.
8. Сергеев В.С. История Древней Греции. М.: АСТ, Полигон, 2008.
9. Кузищин В.И., Гвоздева Т.Б., Строгецкий В.М., Стрелков А.В. История Древней Греции. М., 2009.
10. Кузищин В.И., Маяк И.Л., Гвоздева И.А., Ершова Г.Г. История Древнего Рима. М.: Высшая школа, 2007.
11. История средних веков /Под ред. Карпова С.П. В 2-х томах. М.: МГУ, Наука, 2005. Текст учебника в интернет-проекте «Библиотека Гумер»: http: //www.gumer.info/bibliotek Buks/History/Polak/index.php.
12. Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX века /Под ред. Родригеса А.М., Пономарева М.В. В 3-х частях. М.: Владос, 2008.
13. Гребенюк А.В. Курс лекций по истории цивилизаций. В 3-х т. Древний Восток. Античная цивилизация. Цивилизация средневековой Европы. М., 2006.
Б) дополнительная
1. Гребенюк А.В. Курс лекций по истории цивилизаций. В 3-х т. Древний Восток. Античная цивилизация. Цивилизация средневековой Европы. – М., 2006.
2. Иванов А.В. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы: монография /А.В. Иванов, И.В. Фотиева, М.Ю. Шишин. Изд.2-е, испр. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2010. 133 с.
3. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. –Барнаул: Изд-во АлтГТУ; Изд-во «Алтай–21 век», 2006. – 640 с.
4. Древние цивилизации / С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.; под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М.: Мысль, 1989.
5. Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX – начало XX века: Учебная книга. – М., 1995.
6. Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировых цивилизаций: Учебное пособие. – М.: Русский мир, 2001.
7. Мировая художественная культура. XX век. Изобразительное искусство и дизайн / Е. П. Львова [и др.]. - СПб. : ПИТЕР, 2008. - 464 с.
8. Толстикова, И. И. Мировая культура и искусство. М.: Альфа-М, 2011
9. Моисеева, Л.А. История цивилизаций: курс лекций: серия «Учебники, учебные пособия» / Л.А. Моисеева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
Социально-гуманитарное и политологическое образование (система федеральных образовательных порталов) — http://www.auditorium.ru/. Библиотека портала содержит курсы лекций, монографии, авторефераты, журналы и т.п.
Научные учебные издания
Федеральный фонд учебных курсов - http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/3/
Каталоги интернет-ресурсов
Образовательные ресурсы Интернет (аннотированный каталог) -http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm
Архетип (греч. – начало, образ) – прообраз, первичная форма
Анимизм (лат. – дух, душа) – вера в то, что душа существует самостоятельно от тела
Магия (греч. – волшебство) – способ воздействия на природу и людей, характерный для первобытного общества, предполагающий воздействие на вещь или изображение с целью воздействия на изображаемое по принципу связи всего со всем
Фетишизм (франц. – идол, талисман) – вера в сверхъестественные свойства материальных вещей
Иероглиф – фигурный знак в идеографическом письме, выражающий целое понятие
Сфинкс – каменное изображение существа с головой человека и телом льва
Фараон – царь в Египте
«Ка» - бессмертие
Культ воды – источник доброй воли, приносящий урожай и жизнь
Культ небесных светил – в их движении вавилоняне видели проявление божественной воли
Шестидесятиричная система – существует в исчислении времени в минутах, секундах
Шумерская клинопись – древнейшая письменность шумеров, основанная на знаках из групп клинообразных знаков
Зиккурат – высокая многоступенчатая башня из кирпича
Зороастризм – государственная религия в Иране. Свое название получила по имени пророка Зороастра. Основные принципы: противопоставление двух начал – добра и зла; вера в победу добра; главную роль в ритуале играет огонь.
Пиктограф – рисунок, отображающий содержание чего-либо
Веды (досл. с санскрита – священное знание) – древнейшие памятники древнеиндийской литературы III-II в. до н.э., содержащие сведения об агрокультуре, обработке металлов, медицине, геометрии, изобретении шахмат
Санскрит – обработанный язык поздневедической литературы, широко распространенный как важное средство общения
Сутры – руководства по жертвенным ритуалам
Варна-кастовый строй:
Касты (по профессиональной деятельности)
Варны (по сословиям):
1) рахманы (представители жреческого рода)
2) шатрии (военная знать)
3) вайшьи
4) шудры – трудовое население
Неприкасаемые – социальная группа низшего сословия, находившаяся вне каст, состоящая из бывших рабов и представителей презираемых профессий
Нирвана – состояние без всяких земных желаний
Сансара – учение о перевоплощении души
Карма– закон воздаяния
Даосизм – учение, согласно которому весь мир подчинен единому закону «Дао», основатель Лао-Цзы (IX – рубеж III в. до н.э.)
Дао (путь, закон) – источник всего существующего
Конфуцианство – религиозно-мировоззренческая система возникла XI-X в. до н.э. Это, прежде всего, свод правил, моральных устоев, в основе которых лежал культ послушания старших
Пагода – здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов с черепичной крышей, имеющей поднятые вверх края и четко обозначенный карниз
Толос – вид царской усыпальницы (купольная гробница)
Полис – город – государство, гражданской общине которого принадлежала окружающая город с.-х.территория
Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу
Пифийский игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона
Истмийские игры – состязания в честь Посейдона
Курос – скульптура обнаженного юноши
Кора – скульптура, изображающая женщину в задрапированном одеянии
Идиллия – особый вид поэзии
Мимы – короткие драматические сценки
Эклектизм – стремление сочетать элементы различных школ
Булевтерии – здания городских советов
Тога – римское одеяние
Атрий – внутренний дворник
Базилики – здания, где совершались торговые сделки, и вершился суд
Амфитеатры – здания, где устраивались гладиаторские бои, а также проводились публичные действия
Цирки– здания, где происходили соревнования колесниц
Термы– сложный комплекс банных помещений, любимое место провождения знатных римлян, где помимо бань располагались закусочные, библиотеки, малые сценические площадки
Тогатус – тип статуи, изображающей оратора в тоге
Мессия – в христианстве: ниспосланный свыше божественный спаситель человечества
Фольклор (англ. – народное творчество) – совокупность народных обрядовых действий
Космогония (греч. – «космос» - мир, Вселенная + «гонеа» - рождение) – комплекс мифов о происхождении мира
Теогония – комплекс мифов о происхождении богов
Антрогония – комплекс мифов о происхождении людей
Коляда (лат. – первый день нового месяца) – празднование рождения нового солнца в конце декабря
Капище – место жертвоприношения
Чары – особые сосуды, изображающие 12 рисунков, составляющих круг, - символ 12 месяцев
Май – символ весны, представляющий собой маленькую елку, украшенную лентами
Волхвы – служители древней религии
Хамартиология – учение о грехе и спасение, составляющее основное содержание христианской религии
Летопись – жанр в древнерусской литературе, представляющий собой последовательное описание исторических событий
Древнерусская книга – рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый кожей
Житие – жанр в древнерусской литературе, жизнеописание знаменитых монахов, епископов и др.
Поучение – жанр древнерусской литературы; речь дидактического содержания, преследующая цель назидания
Зернь– техника исполнения в ювелирном и прикладном искусстве Древней Руси, при которой на изделие напаивался узор, состоящий из шариков
Скань – ювелирное узорчатое изделие из тонкой крученой проволоки, напаянной на металлическую поверхность, перегородки которой заполнялись разноцветной эмалью
Терракота – керамические изделия из необожженной глины, красно-коричневого и кремового цветов
Уния– объединение православной и католической церквей, признание главенства римского папы
Псалтырь – сборник псалмов, входящих в Ветхий Завет
«Обмирщение» культуры (секуляризация) – процесс в русской культуре XVII в., связанный с отходом от церковных традиций, приданием ей светскости
Парсунная живопись – русская портретная живопись (изображение персон) возникла в XVII в.
«Дивное узорочье» - стилевое направление в древнерусском зодчестве XVII в., отражающее пристрастие к обилию декоративных мотивов
Московское барокко – стиль русского зодчества II пол. XVII в., отличающийся яркой декоративностью, симметричностью деталей, резьбой по белому камню, подчеркнутой устремленностью здания вверх
Русское барокко – стиль русского зодчества, вобравший в себя и западную, и русскую традиции
Инквизиция (лат. – розыск) – церковный орган, предназначенный для борьбы с ересью (религиозным течением, не признававшим официальной доктрины), с XIII в. действовала как официальный верховный суд
Индульгенция (лат. – милость) – грамота об отпущении грехов
Скриптории – мастерские при церквах и монастырях, в которых переписывались рукописи
Схоластика (греч. – школьный, ученый) – школьная наука
Миннезингеры – певцы высокой любви в Германии
Ваганты (лат. – бродячие) – бродячие поэты
Рыцарский роман – эпический жанр средневековой литературы, в центре образ героя рыцаря, его подвиги
Готика – архитектурный стиль, возникший в Западной Европе в XII в., характерная черта – устремление здания ввысь, огромные окна, украшенные витражами
«Пламенеющая готика» - вид готики, при которой здания украшали тончайшей резьбой по камню – каменным кружевом
Моралите – назидательная драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека
Реформация – широкое антифеодальное и антикатолическое движение в Европе в первой пол. XVI в., положившее начало новой разновидности христианства – протестантизму
Рококо – ведущее направление во французском искусстве XVIII в. для которого характерен уход от жизни в мир фантазий, игры; скульптура и живопись изящны, декоративно-поверхностны по содержанию.