Печатается по решению редакционно-издательской комиссии факультета филологии и журналистики ПГУ имени М.В.Ломоносова
Составитель– Э.Н. Осипова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ПГУ
Рецензент– А.В.Петров, доктор филологических наук, доцент кафедры истории русского языка и диалектологии
В материалах представлены образцы комплексного подхода к анализу слова с точки зрения его внешней формы и внутренней структуры, взаимосвязи фонемного и морфемного анализа.
Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка, абитуриентов и студентов филологических факультетов.
ãПоморский государственный
университет им. М.В.Ломоносова, 2009
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Понимание фонемного и морфемного строения слова выступает основой языкового развития учащегося, неотъемлемой частью языковой культуры человека. Без внимания к структуре родного слова, его внешней, звуковой, форме и внутренней, морфемной, организации невозможно воспитание и орфографической зоркости учащихся, овладение ими в полном объеме речевой культурой.
Предлагаемые задания полностью строятся на вопросах школьных программ 5-9 классов и представляют собой пример комплексного подхода к анализу слова, системного использования базовых понятий и терминов, изучаемых в школьном курсе родного языка.
Цель этих материалов прежде всего в том, чтобы показать учителю, как изучение фонетики в 5 классе должно дальше служить при изучении морфологии частей речи, как фонетический разбор из формального «придатка» превратить в совершенный инструмент для познания родного слова: его строения, значения и применения.
Материалы могут быть использованы в 9–11 классах для повторения и углубления программных вопросов по русскому языку, для подготовки к экзамену.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Запишите слова в транскрипции (обозначьте фонемный, звуковой состав слов) и докажите, что буквы е, ё, ю, я всегда выполняют двойную роль. Объясните, в чем она заключается.
Пел – ель, плёл – поём, тюль – пью, мята – моя.
Разбор: [ п’ э л ] – [ й э л’ ],
[ п л’ о л ] –[ п а й ó м], [ т’ у л’ ] – [ п’ й у ] ,
[м’ á т а ] – [ м а й á ].
Буквы е, ё, ю, я всегда обозначают не только соответствующий гласный [э], [о], [у], [а], но и звук [й], его артикуляцию (средняя часть спинки языка артикулирует вверх, к нёбу). Эта артикуляция самостоятельна только на конце слова и перед согласным: май, майка, сарай, скамейка.
Если эта артикуляция не самостоятельна, а дополнительна к основной артикуляции согласного, то согласный становится мягким и его мягкость обозначается буквами е, ё, ю, я : пел, плёл, тюль, мята.
Если звук [й] оказывается перед гласным (а это бывает и в начале слова, и после разделительных ъ и ь знаков), то артикуляция [й] сливается с гласным и звучат е, ё, ю, я. Поэтому эти буквы и обозначают два звука (целый слог) в начале слова, после гласного и после разделительных ъ и ь знаков: ель, поём, пью, моя.
Вариант объяснения:
Буквы е, ё, ю, я всегда выполняют две роли (двойную роль):
· после согласных они обозначают мягкость этого согласного и гласный звук;
· после гласных, разделительных ъ и ь знаков, в начале слова они обозначают два звука: [й] + гласный.
Сходство (одинаковость) этой двойной роли букв е, ё, ю, я в том и другом их положении заключается в том, что эти буквы всегда обозначают звук [й], его артикуляцию (поэтому эти буквы и называют йотированными – по названию буквы латинского алфавита «j»–йот). Различие лишь в том, что после согласного эта артикуляция смягчает согласный, становится составной частью артикуляции мягкого согласного, а в начале слова, перед гласным [й] – самостоятельная фонема и образует с гласным целый слог.
· [з] – звук [з в у к] – перед звонким твердым [в];
· [з’] – зима [з’ и м á] – перед гласным [и] переднего ряда;
· [с] – воз [вoс] – на конце слова звонкий оглушается (редукция – ослабление в абсолютном конце слова);
· [с’] – изморозь [ú з м о р о с’] – мягкость согласного обозначена буквой «ь», а звонкий на конце слова оглушается;
· [ш’] или [щ’] – возчик [в ó щ’ и к] – сочетание [зч’] звучит как один долгий глухой мягкий [ш’] – [вoш’ик].
3. Обозначьте звуковой состав форм существительного воробей и местоимения мой; докажите, что буква «и» тоже обозначает два звука после гласного и разделительного ь знака (в начале слова она никогда не обозначает два звука).
[в а р а б’ й á], [в а р а б’ й ý], [в а р а б’ й ú ]; [м ó й], [м а й á],
[м а й ý], [м а й и].
Звук [й] звучит в абсолютном конце данных слов в их начальной форме, в формах косвенных падежей звук [й] звучит в составе слогов [й э], [й о], [й у], [й а], [й и]:
[т в ó й], [т в а й á], [т в а й ó], таким образом, [й] не может исчезнуть и перед гласным [и], хотя звучит слабо, сливаясь с гласным [и].
4. Обозначьте в разных формах слов воробей и мой основу и точное, фонетическое, а не письменное, графическое, окончание.
Разбор:
воробей ?,воро [б’ й + и ], воро [б’ й + áми ],
воро [б’ й +óм ];
мой ?,мо[й + úм ], мо[й + úх ] и т.д.
Звук [й], который обозначается в формах косвенных падежей этого существительного и притяжательного местоимения с помощью букв е, ё, ю, я, не входит в точное окончание этих форм, а выступает частью основы (корня) слов, как и в их начальных формах.
5. Докажите, что звуковой конец –ом в данных словах выступает разной частью слова (морфемой): атом, столом, новом, поём, вдвоём, бегом, поделом.
Разбор:
атом ? – часть корня существительного мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме;
стол ом – окончание существительного мужского рода в творительном падеже единственном числе;
нов ом – окончание прилагательного в форме мужского рода единственного числа предложного падежа;
[пай óм] – личное окончание глагола I спряжения в форме 1-го лица множественного числа;
[в дв ай óм] –суффикс наречия, неизменяемой части речи (два суффикса: -ой – числительного и -ом –наречия).
[б’эг óм] – суффикс неизменяемой части речи – наречия;
[пад’эл óм] –суффикс наречия.
6. Раскройте морфемное членение глагольных форм хóдите и ходи΄те.
Разбор:
ход ите – форма 2-го лица множественного числа, окончание –ите (глагол II спряжения) и непроизводная основа ход-, т.е. равна корню;
ход и те – форма повелительного наклонения 2-го лица множественного числа: окончание –те и производная основа ходи- (корень ход- и суффикс основы неопределенной формы –и- : ход и ть).
7. Сколько звуков в глагольной форме бегаем? Сколько морфем? Какой морфемой выступает звук [й]? Докажите.
Разбор:
[ б’ э΄ г а й э м ] – 7 звуков; 4 морфемы: фонетическое окончание -эм , в производной основе два суффикса: суффикс –а– основы неопределенной формы глагола и суффикс -й- основы настоящего времени глагола: бег а[ й + -у, -эш ] и т.д.
8. Найдите в данных словах звук [й], какой морфемой (частью слова) он выступает: елью, лью, льет, соловьи, птичьи, трое, интервью.
Разбор:
[й э' л’ й у ] - [й] – начальный звук корня и [й] – в составе окончания существительного в творительном падеже единственного числа;
[л’ й ý ], [л’ й óт ] – [й] - суффикс основы настоящего времени глагола;
[интэрв’й’ý] – [й] - в составе неизменяемого и нечленимого имени существительного среднего рода (заимствовано из английского языка: беседа в форме вопросов и ответов для распространения на радио, в печати; ср. образованное от него существительное: интервьюер – с членимой и изменяемой формой: [интэрв’й’у эр ] ).
9. Одинаковой ли морфемой является –ий в прилагательных синий и рыбий? Докажите.
Разбор:
Это разные служебные морфемы (части слова), так как эти прилагательные относятся к разным разрядам:
син ий – качественное прилагательное, -ий – окончание; ср.: син его, син им;
рыб ий – притяжательное прилагательное, -ий – суффикс, окончание в начальной форме нулевое; ср формы косвенных падежей: [рыб’ й эво ], [рыб’й эму], [рыб’ й им ] и т.д.
10. Определите фонетический состав слов, выделите в них основу и окончание: струя, здание, волчья, играют.
Разбор:
[струй á], ср.: струй , стру[й и ];
[здан’ ий э ], ср.: зданий , здани[й а] , в здани[й¢ и ];
[волч’ й а ], ср.: волчий , волч[й и ];
[игр а й ут ], ср.: игр а ть, игр а й ,
игр а [й у ].
11. Укажите исторические и фонетические чередования в словах:
а) возить – вожу – везу - воз - повозка – везти;
б) нога – ноги – ножной – ног – ножка.
Разбор:
а) исторические чередования в корне воз- :
о/е: воз – везу; з/ж: везти – вожу;
фонетические чередования в корне воз- :
· о/а: [павó[ска] – [ваз’úт’] – в безударном слоге [о] звучит близко к [а];
· з/с: [в’эзу] - [в’ос] – на конце слова звонкий согласный оглушается;
· з/з: [в’эзý] – [ваз’úт’] – [з] смягчается перед [и];
12. Выделите окончания и установите, сколько омонимичных окончаний (окончаний–омонимов) [-а] в приведенных словах: стена, города, река, учителя, стуча, земля, любя, коня, молода, моя, стола, амплуа.
Разбор:
· стена, река, зем[л’а] – окончания существительных женского рода в именительном падеже единственном числе;
· города, учите[л’а] – окончания существительных мужского рода в именительном падеже множественном числе;
· стола, ко[н’а] – окончания существительных мужского рода в родительном падеже единственном числе;
· [майа] – окончание притяжательного местоимения в форме женского рода единственного числа именительного падежа.
Вывод: пять омонимичных окончаний –а.
· В формах стуча, любя нет окончаний, т.к. это неизменяемые формы глагола – деепричастия, в них –а/-я - суффиксы форм несовершенного вида.
· Существительное амплуа – неизменяемое и нечленимое, среднего рода (заимствованное из французского: своеобразная специализация актера на исполнение таких ролей, которые соответствует его данным, характеру и т. д.; в переносном значении – это роль, род занятий).
13. Чем отличается окончание от суффиксов? В каких приведенных словах есть окончание: вода, стол, ходишь, неси, втроём, люблю, пишите, туч, ходил, три, рыбный, рыбий, скорее, чудеса. Что такое нулевое окончание?
Разбор:
· вод а – окончание существительного женского рода в единственном числе именительном падеже;
· стол - нулевое окончание существительного мужского рода в единственном числе именительном падеже (ср. в формах косвенных падежей: стол а, стол у и т.д.);
· ход ишь – окончание глагола в форме 2-го лица единственного числа;
· нес и - нулевое окончание глагола в повелительном наклонении в единственном числе (ср. во множественном числе: нес и те);
· втроем – неизменяемое слово – наречие, окончания нет;
· люблю – [л’убл’у] – окончание глагола в форме 1-го лица единственного числа (б/бл);
· пиш и те – окончание глагола в форме повелительного наклонения 2-го лица множественного числа (с/ш);
· туч - нулевое окончание существительных женского рода в родительном падеже множественном числе (ср.: туч а, туч ей);
· ход и л - нулевое окончание глагола в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа (ср.: ходил а, ходило, ходили; формообразующий суффикс –л-);
· тр и – окончание числительного в начальной форме – в именительном падеже (ср.: трёх, трём);
· рыбий - нулевое окончание притяжательного прилагательного в форме мужского рода единственного числа именительного падежа (ср.: рыбьего, рыбьему, рыбьим, рыбьем;-ий- (й) – в притяжательном прилагательном суффикс основы со значением притяжательности: [рыб¢йим], [в рыб’йэм] и .);
· скор ее – нет окончания, т.к. это наречие – неизменяемая часть речи;
· чуд ес а – окончание существительного среднего рода в форме именительного падежа множественного числа (чудо, чуда, чудес …).
Выводы:
· Окончание отличается от суффикса тем, что это изменяемая часть слова, следовательно, не входит в основу слова, служит для изменения слова. Суффиксы, как правило, входят в основу слова, т.к. служат для образования новых слов от уже существующих:
лис а – лис ёнок - лис ий .
· Окончание есть только в изменяемых словах. Окончание может быть нулевым в одной из форм слова.
· В неизменяемых словах может выделяться корень, суффиксы, но окончания никакого быть не может. Например, в наречиях, деепричастиях: быстро – быстрее, думая [думайа] – 3 суффикса: -а- основы неопределенной формы глагола думать, -й- основы настоящего времени глагола дума[йу],
· -а - суффикс деепричастия несовершенного вида.
· Несклоняемые существительные даже и не членятся, это заимствованные слова: кофе, пальто, радио, амплуа, интервью.
В существительном пальтоживой процесс выделения суффикса, образованы производные слова пальтецо, пальтишко и даже прилагательное пальтовая (ткань).
14. Найдите основу и окончание в словах: девчонка, девичьи, семья, ночью. Обозначьте их точное звучание.
Разбор:
дев ч онк а , дев ч онк и … (ср.: дев а, дев ушк а, дев к а);
семья, семьи, семей: [с’эм’йá], [с’эм’йи], [с’эм’эй];
ночью: ночь , но [ч’йу], но [ч’эй], ноч’ ами.
15. Найдите корень слова и объясните правописание слов: подьячий, Подьякова, падчерица.
Разбор:
по дьяч ий - дьяк: историческое чередование в корне к/г;
По дьяк ов а – фамилия от существительного дьяк;
па дч ер иц а , дочь , доч ер и : историческое чередование в корне: о/ноль звука, фонетический корень [ч’ч’]: [пач¢ч¢эр¢ица]; ср. : приставка па- в словах пасынок – сын, паводок – вода.
16. Обратите внимание на однокоренные слова, различающиеся в своем строении суффиксами, приставками, отсюда у них различие в значении, его оттенках, употреблении: три – трое – втроем – втрое.
Разбор:
Три, трёх… – имя числительное, количественное.
Трое – [тр ой э] – имя числительное, собирательное, употребляется с существительными, обозначающими лиц мужского пола (трое студентов, но три студентки), с существительными люди, дети, ребята, с существительными, обозначающими детенышей (трое котят) и с существительными, имеющими только форму множественного числа (трое ножниц). Недопустимые сочетания типа двое девочек, пятеро женщин встречаются не только в устной речи, но даже в печати (это нарушение нормы, правила).
Втроем [ф тр ай óм] – наречие со значением совместности.
Все задания приведенных типов показывают, каким образом можно строить анализ звуковой и морфемной структуры слова. Важно положить подобное внимание к структуре слова за правило осознанного овладения родным языком, обращаться к такой работе не от случая к случаю ради формы, а всякий раз уместным образом увязывая подобные вопросы, элементы такого анализа с изучаемым материалом. Это явится одним из аспектов системного подхода к языку и языковому анализу.
Рекомендуемая литература
1. ДроздоваО.Е. Конспект урока «Соотношение звуков и букв в разных языках» // Русский язык в школе. 2006. № 5. Стр.37–41.
2. Копелиович А.Б. Правило йотированной буквы при морфемном анализе// Русский язык в школе. 2000. № 5. Стр.28–32.
3. Крамаренко Г.М., Матюшкин А.Б. Вспомним фонетику и подготовку к экзамену// Русский язык в школе. 2005. № 2. Стр. 35–41.
4. Моисеев А.И. Буквы и звуки: О современном русском письме. Л., 1968.
5. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры…: Книга для учащихся 8–10 классов. М., 1987.
6. Севостьянова Т.И. Клуб знатоков: фонетический турнир //Русский язык в школе. 2005. № 3. Стр. 48–49.