«Марш парков» – международная акция по оказанию поддержки особо охраняемым природным территориям (ООПТ) России и сопредельных стран.
Цель «Марша парков» – привлечение внимания властей, средств массовой информации, бизнеса и всего общества к проблемам ООПТ, оказание им реальной практической помощи, пробуждение в сознании соотечественников чувства гордости за наше природное и культурное достояние.
Во время «Марша парков» заповедники, национальные парки, а также другие природоохранные, неправительственные и образовательные организации инициируют и проводят круглые столы, пресс-конференции, дни открытых дверей, публикации в прессе, трансляции радио- и телепередач, детские экологические мероприятия, тематические выставки, акции волонтёрской помощи и сбор благотворительных средств в поддержку охраняемых природных территорий.
Организация Объединенных Наций провозгласила 2015 год Международным годом почв.
Одна из важнейших биосферных функций почвы – обеспечение существования жизни на Земле (почва – следствие жизни и одновременно условие ее существования). Почвы способствуют поддержанию биоразнообразия нашей планеты и служат средой обитания четверти всех биологических видов. Играя важнейшую роль в круговороте углерода, почвы противодействуют изменениям климата. Без внимания к сохранению почв невозможна адаптация к этим изменениям. В почвах накапливается и фильтруется вода, в результате чего повышается устойчивость природных сообществ к наводнениям и засухам. Почвы – практически не возобновляемый ресурс (период формирования зрелой почвы составляет 500–1500 лет), их сохранение чрезвычайно важно для обеспечения продовольственной безопасности и нашего стабильного будущего. Благодаря почвенному плодородию человечество получает 98 % продуктов питания.
По оценкам ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН), 33 % глобальных земельных ресурсов уже деградировали. Деградация почв происходит в разных формах, включая эрозию, уплотнение, герметизацию и засоление почвы, вымывание из нее органических и питательных веществ, подкисление, опустынивание и т. д. Почвы подвергаются опасности из-за обезлесивания, загрязнения, перевыпаса, экологически необоснованного управления земельными ресурсами, изменения климата, роста городов.
На заповедных территориях сохраняется разнообразие почв и связанных с ними ландшафтов. Заповедные земли – это бесценное и ничем не заменимое хранилище эталонных, т. е. ненарушенных или малонарушенных, почв. Учитывая катастрофическую скорость разрушения почвенного покрова Земли и сопряженные с этим опасности, такая «коллекция» почвенных эталонов абсолютно необходима для человека, его хозяйства и его выживания.
Почвы – всеобщее достояние человечества, рационально использовать и охранять которое должны все люди Земли.
Даты проведения акции в 2015 году: 22–26 апреля.
Конкурсы «Марша парков – 2015»
Детский литературно-художественный конкурс
«Мир заповедной природы»
В 2015 году в рамках акции «Марш парков» Висимский заповедник объявляет детский литературно-художественный конкурс под названием «Мир заповедной природы». На конкурс принимаются работы, состоящие из двух частей: рисунка и сочинения (рассказа, стихотворения, эссе или сказки), связанных между собой одной темой. Оцениваться будет совокупность художественной и литературной составляющих. Отдельно рисунки и отдельно сочинения на конкурс не принимаются.
Тема конкурса – обитатели заповедных земель. Девиз «Марша парков» 2015 года: «Почвы – бесценное природное наследие», поэтому приветствуются работы, посвященные животным, растениям и их сообществам, чья жизнь так или иначе связана с почвенным покровом. Предлагаем участникам конкурса выбрать животное или растение, обитающее в ближайшем заповеднике, национальном парке или заказнике, нарисовать его в свойственном его виду природном окружении и самостоятельно написать о нем сказку, рассказ, стихотворение или эссе (ни в коем случае не тексты из энциклопедий, отрывки из чужих произведений и пр.). Сравните условия существования вашего героя с жизнью его «собратьев» на неохраняемых территориях. Обычный ли это вид для вашей области или редкий? Если редкий, то почему, на ваш взгляд, именно он стал редким и что нужно делать для того, чтобы он не исчез в вашем районе? Расскажите интересную историю о выбранном вами животном или растении, о том, как оно живет, кто живет рядом с ним и какие между ними отношения. Подумайте, что вы сами можете сделать для сохранения этого вида уже сейчас.
Итоги конкурса будут подведены в октябре 2015 г. Победители получат дипломы и призы. Национальный парк не рассылает сертификаты или дипломы участникам конкурса, не попавшим в число призёров.
Национальный парк оставляет за собой право использовать рисунки на выставках, в печатной продукции, социальной рекламе и т. п.
Просим локальных координаторов, отправляющих работы, по возможности проверять их на предмет самостоятельности. Самостоятельность выполнения работы – один из главных критериев отбора лучших.
Требования к сочинениям:
· они должны соответствовать заявленной тематике конкурса;
· текст не должен быть взят из Интернета, энциклопедии или чужого произведения.
Требования к рисункам:
· они должны соответствовать заявленной тематике конкурса;
· должны быть выполнены на листе ватмана или бумаги для рисования;
· размер листа – не более 30х40 см (формат А3);
· рисунок должен быть самостоятельной работой ребенка;
· не принимаются рисунки в электронном виде;
· сведения об авторе и другая информация указываются только на обороте рисунка, либо приклеиваются с обратной стороны так, чтобы не портить сам рисунок;
· рисунок не должен быть оформлен в паспарту или рамку.
Общие требования:
· отдельно рисунки и отдельно сочинения на конкурс не принимаются;
· рисунок и сочинение должны быть связаны одной темой, составлять единое целое;
· рисунок и сочинение должны быть созданы одним автором, коллективные работы к участию в конкурсе не принимаются;
· каждая работа обязательно должна быть подписана: название, имя и фамилия автора, его возраст, населенный пункт, в котором он живет, организация, от которой прислана работа, год;
Название
Имя и фамилия автора
Возраст (сколько лет)
Город или посёлок, где живёт ребёнок
Образовательное учреждение
Организация, от которой работа отправлена.
Год
· к отправленным работам должен быть приложен список с информацией об авторах;
· работы принимаются до 1 мая (по штемпелю отправки) по адресу: