Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды и этапы самоопределения человека



Табл. 6

Этапы самоопределения Виды самоопределения Возраст их появления Сферы жизнедеятельности Качества и способности, которые человек в себе оценивает (какой я есть) Нормы, критерии, с которыми человек себя сопоставляет, относительно которых он самоопределяется (что нужно для социума)) Оценивание себя с точки зрения требований, критериев на сегодняшний день, принятие себя (что я смогу сегодня) Оценивание себя с точки зрения норм, критериев на завтрашний день, принятие себя (что я смогу завтра) Построение на этой основе системы целей, задач, планов (что я хочу, как я буду поступать). Выбор жизненного пу ти, жизненных планов Изменение самих критериев, норм оценивания себя (на основе изменения критериев в обществе и в себе самом) Пересмотр оценки и принятия себя, начало пересамоопределения Затем опять графы 6, 7, 8, 9
жизненное самоопределение начинается с первых дней жизни и постепенно включает в себя все новые линии вся жизнедеятельность человека. Я как человек способность к жизнедеятельности, жизнеспособность              
личностное самоопределение возможно со старшего дошкольного возраста, особенно на рубеже подросткового и старшего школьного возраста сфера развития личности. Я как личность основные черты личности готовность к саморазвитию и др. принятые в среде человека требования к личности     планы личностного саморазвития      
социальное самоопределение с подросткового возраста разные сферы со циальной деятельности, взаимодей ствия с другими людьми Я как че ловек определенно го социального круга способность вписаться в определенный социальный контекст, социальная ответственность нормы определенного социального круга            
профессиональное самоопределение с дошкольного возраста, особенно в старшем школьном возрасте, далее в течение профессиональной жизни профессиональный труд Я как профессионал пригодность к профессии, способность развиваться средствами профессии, развивать саму профессию, работоспособность требования профессии     планы профессионального развития, роста      
индивидуальное самоопределение с дошкольного возраста, далее в течение всей жизни сфера развития индивидуальности Я как осознанная индивидуальность основные черты индивидуальности целостность, уникальность, относительная автономность и др основные выработанные самим человеком требования к индивидуальности            
семейное самоопределение с юношеского возраста семья Я как член семьи способность строить семью, вписаться в контекст семьи нормы семейной жизни            

Динамика профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе и в изменении критериев этого отношения. Часто по мере роста профессионализма человека у него вырастают требования к себе, изменяются критерии оценки, например, молодой человек после окончания вуза считает себя почти профессионалом, а спустя ряд лет работы начинает в этом сомневаться, что становится стимулом его дальнейшего самосовершенствования. Иногда, напротив, не добившись реального профессионального успеха, человек снижает требования к себе, маскируя отсутствие успехов своим нежеланием (я этого не добился, но я этого и не хотел).

В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения, это выражается в том, что расширяется образ профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней и т.д.

Профессиональное самоопределение имеет (9) временной аспект – построение концепции будущего и соотнесение с

опытом прошлого. У «трудных» подростков будущее порой имеет характер нереализованных потребностей настоящего и прошлого, самоопределение остается зыбким, для его реализации не прилагается активных усилий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.