Качества и способности, которые человек в себе оценивает (какой я есть)
Нормы, критерии, с которыми человек себя сопоставляет, относительно которых он самоопределяется (что нужно для социума))
Оценивание себя с точки зрения требований, критериев на сегодняшний день, принятие себя (что я смогу сегодня)
Оценивание себя с точки зрения норм, критериев на завтрашний день, принятие себя (что я смогу завтра)
Построение на этой основе системы целей, задач, планов (что я хочу, как я буду поступать). Выбор жизненного пу ти, жизненных планов
Изменение самих критериев, норм оценивания себя (на основе изменения критериев в обществе и в себе самом)
Пересмотр оценки и принятия себя, начало пересамоопределения
Затем опять графы 6, 7, 8, 9
жизненное самоопределение
начинается с первых дней жизни и постепенно включает в себя все новые линии
вся жизнедеятельность человека. Я как человек
способность к жизнедеятельности, жизнеспособность
личностное самоопределение
возможно со старшего дошкольного возраста, особенно на рубеже подросткового и старшего школьного возраста
сфера развития личности. Я как личность
основные черты личности готовность к саморазвитию и др.
принятые в среде человека требования к личности
планы личностного саморазвития
социальное самоопределение
с подросткового возраста
разные сферы со циальной деятельности, взаимодей ствия с другими людьми Я как че ловек определенно го социального круга
способность вписаться в определенный социальный контекст, социальная ответственность
нормы определенного социального круга
профессиональное самоопределение
с дошкольного возраста, особенно в старшем школьном возрасте, далее в течение профессиональной жизни
профессиональный труд Я как профессионал
пригодность к профессии, способность развиваться средствами профессии, развивать саму профессию, работоспособность
требования профессии
планы профессионального развития, роста
индивидуальное самоопределение
с дошкольного возраста, далее в течение всей жизни
сфера развития индивидуальности Я как осознанная индивидуальность
основные черты индивидуальности целостность, уникальность, относительная автономность и др
основные выработанные самим человеком требования к индивидуальности
семейное самоопределение
с юношеского возраста
семья Я как член семьи
способность строить семью, вписаться в контекст семьи
нормы семейной жизни
Динамика профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе и в изменении критериев этого отношения. Часто по мере роста профессионализма человека у него вырастают требования к себе, изменяются критерии оценки, например, молодой человек после окончания вуза считает себя почти профессионалом, а спустя ряд лет работы начинает в этом сомневаться, что становится стимулом его дальнейшего самосовершенствования. Иногда, напротив, не добившись реального профессионального успеха, человек снижает требования к себе, маскируя отсутствие успехов своим нежеланием (я этого не добился, но я этого и не хотел).
В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения, это выражается в том, что расширяется образ профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней и т.д.
Профессиональное самоопределение имеет (9) временной аспект – построение концепции будущего и соотнесение с
опытом прошлого. У «трудных» подростков будущее порой имеет характер нереализованных потребностей настоящего и прошлого, самоопределение остается зыбким, для его реализации не прилагается активных усилий.