Искусство - центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.
Существует ряд теорий происхождения искусства:
—биологизаторская - происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;
—игровая - причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;
—магическая - искусство - форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;
—трудовая – искусство - результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.
Искусство -практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность - художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.
В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство - подражание природе; «природа - лучший мастер форм». Искусство - творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.
Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.
Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой:
Искусство как форма художественного познания обладает спецификой:
1) является образным и наглядным;
2) использует особые способы воспроизведения окружающей действительности и средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.);
3) играет большую роль в процессе познания.
4) познание методами искусства основано на фантазии и воображении познающего субъекта.
Искусство выполняет в обществе множество разнообразных функций, по поводу содержания которых между сторонниками различных теорий ведутся споры.
Функции искусства
Наименование функции
Ее содержание
Общественно-преобразующая
Оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества
Художественно- концептуальная
Анализирует состояние окружающего мира
Воспитательная
Формирует личность, чувства и мысли людей
Эстетическая
Формирует эстетические вкусы и потребности человека
Утешительно-компенсаторная
Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности
Темы для самостоятельного изучения
Философское учение о мире
1. Метафизика и онтология. Место онтологии в структуре философского знания.
2. Проблема бытия в истории философии.
3. Основные формы и диалектика бытия.
Философское учение о материи
1. Формирование понятия материи в истории философии.
2. Современная наука о строении материи, свойствах пространства и времени.
3. Материя и движение.
Философия и общество
1. Современное философское понимание общества.
2. Основные подсистемы общества.
3. Этапы развития общества и методология анализа исторического развития.