Особенности русской философии в свете цивилизационных особен- ностей развития России
Предистория. Философские идеи в 9-16 вв.
Период становления. Философские идеи 17-18 вв.
Период расцвета. Философия 19 – начала 20 вв.
Период разделения. Развитие философии в СССР.
Постсоветская философия.
1.Особенности русской философии в свете цивилизационных особеннос- тей развития России:
В большинстве учебников и монографий, посвященных истории русской философии, ее начало связывается с трудами Григория Сковороды и Михаила Ломоносова (XVIII век). Однако, то было не более чем “вольное философствование” (как выражался Ломоносов), всецело ориентировавшееся на импортные образцы (Сковорода синтезировал взгляды неоплатоников, христианских отцов церкви и немецких мистиков, а Ломоносов был представителем школы Лейбница–Вольфа) и не имевшее логического продолжения в последующей истории русской философии. Иногда отмечают еще более ранние (XV–XVII вв.) сочинения русских “вольнодумцев” Матвея Башкина и Ивана Пересветова, князя Андрея Курбского, а также труды русских богословов – старца Филофея, Петра Могилы, Феофана Прокоповича и некоторых других. Мы отнесем все эти квази-философские опыты к предыстории русской философии.
Впервые качественная, мирового уровня философия приходит в Россию в начале XIX века из Германии. В то время молодежь из высших классов российского общества получала образование в немецких университетах, где преподавали тогдашние лидеры европейской философии – Гегель, Шеллинг, Шлейермахер.
Периодизация истории философии в России:
Предыстория (9-16 вв.);
Период становления (17-18 вв.);
Период расцвета. Формирование философских систем (конец 19 – нач. 20 вв.);
Философия 20 века: советский и постсоветский период
Для своего возникновения философия нуждается в некоторых общественно-исторических условиях. Решающим условием является развитие отношений частной собственности, которые разрушают архаические формы коллективного мышления, заменяя их формами индивидуальными, сугубо личностными, к числу которых относится и философия. Пример России вполне подтверждает это общее правило: начало интенсивного саморазвития русской философской мысли в точности приходится на время становления капиталистической экономики и соответствующих отношений частной собственности. Однако в России эти отношения никогда не выражались в чистой и адекватной форме, поэтому русская философия тоже не могла вполне освободиться от архаических категорий мышления. В ней всегда сохранялся и нередко доминировал дух архаического коллективизма, который принимал две основные формы – православной религиозности (ее философской идеализацией становится у славянофилов идея “соборности”) и общинного коммунизма.
Все несовершенства российского общества непосредственно передавались философии, поскольку та была почти полностью погружена в общественную жизнь своего времени. Это обстоятельство предопределило и прочие характерные черты русской философии: примат этической проблематики над логической, антропоцентризм и социальный радикализм, высокую эмоциональность и прагматический склад ума. Русские философы почти всю свою творческую энергию расходовали на решение актуальных проблем преобразования общественной жизни, вместо того, чтобы постараться в теоретической форме выразить логику исторического бытия. Особенности русской философии:
- Промежуточное положение между Востоком и Западом (Западничество, славянофильство, внимание к Востоку).
- Составная часть всемирной истории философии.
- Тесная связь философии с политикой, преобладание рев.-дем. идей.
- Давлеющее значение социальной философии и связь с освободительными движениями.
- Тесная связь с естествознанием (Менделеев, Ломоносов, Сеченов).
- Религиозность как неотъемлемая черта русской философии.
- Эстетизм. Тесная связь с искусством и литературой (Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Мережковский, Бунин, Гиппиус).
- Особое внимание идеям утопического социализма; связь с Просвещением.
- Направленность на человека, антропологизм, моральные проблемы являются главными + судьбы страны (социально-политические проблемы), морализаторство.