Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛЕКЦИЯ 29. Развитие экономики.

ЛЕКЦИЯ 28. Реформы Петра I.

Реформы Петра I имели свои объективные предпосылки.

Т.е. реформы были подготовлены всем предшествующим развитием России.

Предпосылки реформ:

1) начало формирования единого всероссийского рынка

2) появление первых мануфактур

3) элементы протекционизма (защиты собственного производства от иностранной конкуренции)

4) усиление абсолютизма

5) обмирщение культуры

6)появление полков «нового строя», попытки изменить систему комплектования армии.

 

Эти изменения, значительные сами по себе, тем не менее не устраняли отставания России . Необходимость реформ начинала осознаваться, понимание необходимости реформ становилось все более широким. «Собирались в дорогу, но ждали кого-то, ждали вождя, вождь явился»

(С.М.Соловьев)

Причины реформ:

Отставание России от европейских стран.

Осознание необходимости реформ и появление предпосылок для реформ.

 

На рубеже XVII-XVIII столетий, несмотря на наметившуюся тенденцию европеизации России, появившиеся предпосылки для реформ, она в значительной степени уступала уровню развития западноевропейских стран. В конце XVII века Россия была вынуждена ввозить из-за рубежа железо, медь, ружья, серебро, сукно и многое другое.

Существовали слабые торговые отношения с другими странами: был один морской порт Архангельск, большее время в году не пригодный для торговли.

Были неразвиты капиталистические отношения. В конце XVII века в России насчитывалось 30 мануфактур.

На низком уровне находилась наука и просвещение.

Культура, быт, весь жизненный уклад страны оставались традиционно патриархальными

Особенности реформ:

Масштабность реформ. Преобразованиями были охвачены все области общественной жизни-

Экономика, социальные отношения, система власти и управления, военная сфера, церковь,

Культура, быт.

2. Отсутствие первоначально какого-либо плана реформ (бессистемность); проводились

Под давлением обстоятельств, прежде всего военных. Проводились на основе метода проб

И ошибок.

3. Проводились насильственными методами, путем не либерализации системы, а путем ее

Ужесточения, и консервации феодальных порядков.

 

Последствия реформ:

Рывок в развитии производительных сил.

Рывок был достигнут путем усиления социального гнета, что вело к нарастанию социального

протеста.

 

 

ЛЕКЦИЯ 29. Развитие экономики.

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Решающий рывок в экономическом развитии был сделан в первой четверти XVIII века при Петре I. Если за весь XVII век в стране было основано около 30 мануфактур, то в первой четверти XVIII века – около 200. По выплавке чугуна Россия вышла на 3 место в мире, хотя ранее его ввозила.

Экономические преобразования проводились не по заранее разработанному плану. Они диктовались потребностями обеспечения армии в ходе Северной войны. Армия и флот нуждались в большом количестве железа, леса, парусов, канатов, обуви, сукна… Государство должно было спешно развивать отрасли промышленности, работавшие на военные нужды. Главным металлургическим районом страны стал Урал, где стали строиться металлургические заводы. Это позволило удовлетворить потребности страны в металле.

Русские мануфактуры и заводы отличались от европейских не только тесной связью с государством, но и характером используемой рабочей силы. Рабочие на мануфактурах стали почти полностью подневольными, потому что вольнонаемных свободных рук просто бы не хватило.

На предприятиях существовало две категории крестьян:

1) Приписные крестьяне – феодально-зависимое население в XVII-середине XIX, которое было обязано вместо уплаты государственных налогов и повинностей определенное время работать на казенных и частных мануфактурах и заводах. Они на несколько месяцев покидали свои хозяйства и отправлялись работать на близлежащие заводы. За уклонение от этой повинности жестоко наказывали.

2) Посессионные крестьяне – крестьяне, закрепленные за предприятиями, которые не могли продаваться отдельно от предприятия. В 1721 Петр разрешил владельцам мануфактур и заводов покупать крепостных к заводам. Посессионные крестьяне были одним целым с предприятием.

 

РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ

Для пополнения государственной казны Петр стремился расширить торговлю. Внешняя торговля развивалась по пути протекционизма.

Протекционизм - политика защиты внутреннего рынка и национальной экономики от иностранной конкуренции через cистему определенных ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер.

В 1724 году был введён защитный таможенный тариф —вводились высокие пошлины на иностранные товары, которые уже выпускали отечественные предприятия. Пошлины на некоторые виды ввозимых железных изделий достигали 75% их стоимости. Уже в 1726 году российский экспорт вдвое превысил импорт. Главным торговым портом стал Петербург, оборот которого превысил оборот Архангельска в 12 раз.

 

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА (налоговая реформа Петра Первого).

Главным видом прямого налогообложения была подворная подать. Стремясь уменьшить платежи, крестьяне нередко сселялись по несколько семей в один двор. Была проведена перепись населения, и с 1725 года все многообразные налоги были заменены единой подушной податью. Подушная подать бралась только с мужского населения. С введением подушной подати общая сумма налогообложения выросла почти вдвое.

 

ЛЕКЦИЯ 30. Реформы в области государственного управления.

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В КОНЦЕ XVII ВЕКА.

На протяжении XVII века организация власти и управления пережила значительные изменения. Ушли в прошлое Земские соборы, сложилась разветвленная система приказов, управление на местах перешло в руки назначаемых из центра воевод. Светская власть окончательно восторжествовала над церковной после «дела Никона».

Тем не менее, система управления оставалась во многом архаичной. Функции разных приказов пересекались. Методы работы в приказах и других органах управления оставались патриархальными. Главный орган управления – Боярская Дума – формировался на основе родовитости, вследствие чего работоспособность его была невелика.

Старая система управления была не в состоянии справиться с обширными новыми задачами, поставленными Северной войной, требовавшей решительности и оперативности.

Новая система управления вводилась постепенно. По существу реформа системы государственного управления продолжалась все царствование Петра.

 

РЕФОРМА ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Боярская Дума не была упразднена, но постепенно перестала собираться.

В 1711 году был создан Сенат – высший государственный орган, подчиненный императору. Решения принимались сенаторами коллективно. В своем наказе Петр определил его функции как – высший судебный, исполнительный и частично законодательный орган.

В 1718 году вместо приказов вводились 12 коллегий, построенных по отраслевому принципу.

Каждой коллегией руководил совет из 11 человек; решения принимались коллегиально. Таким образом, Петр пытался бороться против злоупотреблений.

Военная – армия

Адмиралтейская – флот

Иностранная – отношения с другими государствами

Берг-коллегия – горное дело

Мануфактур-коллегия – промышленность

Коммерц-коллегия – торговля

Камер-коллегия – доходы

Штатс-коллегия – расходование средств

Ревизион – коллегия – контроль за доходами и расходами

Юстиц-коллегия – деятельность судов

Главный Магистрат – управление городами

 

В 1722 году для надзора за деятельностью государственного аппарата была создана должность генерал – прокурора. (Генерал-прокурор – одна из высших должностей в России, наблюдал за законностью деятельности государственного аппарата). Подчиненные ему прокуроры назначались во все государственные учреждения.

Особенностью системы управления при Петре являлась возможность личного вмешательства монарха в решение любого вопроса, минуя государственные органы. Для этого у Петра был личный аппарат – так называемый Кабинет Его Императорского Величества.

 

В 1722 году – указ о престолонаследии-император получал право сам назначать наследника.

 

РЕФОРМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

В 1708 году территория страны была разделена на восемь губерний, во главе которых стояли губернаторы, которые ведали сбором налогов, судами, набором рекрутов и т.п.

 

ВОЕННАЯ РЕФОРМА.

Еще в XVII веке проявились недостатки дворянского ополчения и стрелецкого войска. Тогда же в армии были образованы полки «иноземного строя» (солдатские, драгунские…). Однако у них, как и у стрелецких полков, был один серьезный недостаток – солдаты имели право заниматься промыслом, т.е. оставались полувоенным сословием. Их военная подготовка не была профессиональной.

Военная реформа Петра изменила принципы комплектования армии. Стали проводиться рекрутские наборы. Первый такой набор был проведен в 1705 году. От каждых 20 крестьянских дворов полагался один рекрут. Солдаты по рекрутскому набору обязаны были покинуть свои дома и стать профессиональными военными с пожизненным сроком службы.

Для подготовки офицерского состава были созданы специальные школы (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная).

Петр предпринял энергичные меры для строительства военного флота. В конце его царствования во флоте насчитывалось 84 линейных корабля.

 

ЛИКВИДАЦИЯ ПАТРИАРШЕСТВА. СВЯТЕЙШИЙ СИНОД.

Церковь неодобрительно относилась к петровским преобразованиям. После смерти патриарха Адриана в 1700 году Петр не разрешил выбрать нового патриарха.

С 1722 года создавался Святейший Синод. (Синод государственный орган управления делами Русской православной церкви). Во главе Синода стоял светский чиновник - обер-прокурор. Так церковь стала государственным учреждением.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА.

Петр стремился привлекать на государственную службу способных людей вне зависимости от происхождения. В связи с этим был изменен порядок прохождения государственной службы.

В 1722 году была разработана «Табель о рангах». По этому документу вся государственная служба была разделена на три вида: военная, гражданская и придворная. Все государственные служащие были разделены на 14 рангов. С получением, например, 8 ранга на гражданской службе присваивалось потомственное дворянство. Это открывало путь к карьере выходцам из податных сословий. Таким образом, в системе государственной службы на первый план выходили личные достоинства, заслуги, выслуга лет, преданность.

Служба для дворян была обязательной и пожизненной.

Стремясь побудить дворян служить, Петр в 1714 году издал указ о единонаследии, запретив дробить дворянские имения при передаче по наследству. Имение должен был получать старший сын, остальным приходилось добывать пропитание службой. Одновременно указ о единонаследии окончательно уничтожил разницу между вотчиной и поместьем, официально разрешив наследование и куплю-продажу всех видов имений.

 

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СПОСОБСТВОВАЛИ ОКОНЧАТЕЛЬНОМУ УСТАНОВЛЕНИЮ АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.