Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Античная философия классического периода



 

Гераклит - философ, родом из города Эфес, живший в 5 в. до н.э., написал трактат <О природе>. Это сочинение состояло из трех частей: о Вселенной, о государстве, о боге.

Если до него начало начал находили в воде (Фалес), в воздухе (Анаксимен), то Гераклит видел начало сущего в огне.

Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. «ВСЕ ТЕЧЕТ». «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

Важной категорией у Гераклита является мера. Мере подчиняется и вселенский огонь. Гераклит исходит из того, что все изменчиво, нет ничего неизменного. Главным законом мироздания, по Гераклиту, является борьба противоположностей: «борьба всеобща, и все рождается благодаря борьбе и по необходимости». Такого рода борьбу он раскрывает как всеобщую, но скрытую гармонию.

Всеобщий закон борьбы и тождества противоположностей Гераклит называет логосом. Познание мира сводится к познанию логоса.

Гераклита принято называть одним из основоположников диалектики и наивного материализма.

Элейская школа

Парменид был современником Гераклита. Если последний утверждал, что все течет и изменяется, то первый настаивал на том, что в сущности «все неизменно». Учение Парменида стало основой философии элеатов. Главным сочинением Парменида была философская поэма «О природе».

В центре творчества Парменида - две главнейшие философские проблемы: вопрос об отношении бытия и мышления и вопрос об отношении бытия и небытия.

Парменид стремился доказать, что бытие и небытие нетождественны: «бытие есть, а небытия нет». Применительно к вопросу о соотношении мышления и бытия он утверждает, что «одно и то же мысль о предмете и предмет мысли».

Зенон был тоже представителем школы элеатов и учеником Парменида. Всем своим творчеством он стремился доказать тезисы своего учителя. Доказывал он это методом от противного: если допустить, что бытие едино, а не множественно, то мысль заходит в тупик. Такие гносеологические тупики были сформулированы им в виде апорий. Апория, т.о., символизировала собою познавательный тупик, неразрешимую задачу.

Апории Зенона можно рассматривать как логико-философские аргументы в пользу того, что нужно быть очень внимательным, когда с помощью языка хочешь выразить мысль, а с помощью мысли отобразить реальные процессы.

Суть апории Зенона в том, что она, следуя доказательству от противного, начинает как бы с конца. Вначале признает бытие множественным и движущимся, а затем, применяя доводы-апории, приводит рассуждение к абсурду, логическому тупику, противоречию.

Демокрит. Считают, что он жил с 460 по 370 г. до н.э. Главной заслугой Демокрита было создание философского учения под названием атомистика. Согласно этому учению, первоосновой мира является атом, мельчайшая, неделимая частичка вещества. Он неделим, вечен, тождественен самому себе.

Каждый атом объят пустотой. Пустота (небытие) разъединяет атомы (бытие). Соприкосновение, сплетение атомов образует вещи, тела. Атомы парят в пустоте. Сталкиваясь друг с другом, они изменяют направление движения. Будучи учеником греческого философа Левкиппа, Демокрит доказывал, что атомы совершенно бескачественны, однородны, лишены чувственных свойств.

Философия Демокрита как бы примиряла тезисы Парменида и Гераклита; элементы мира неизменны, а сам мир вещей текуч и изменчив.

Умозрительное выдвижение атома в качестве первоосновы мира дало Демокриту возможность практически впервые объяснить причинность в мире, которая связана с движением атомов, их столкновением, следствиями в изменении движения.

Софисты

Во второй половине 5 в. до н.э. в Греции возникло интеллектуальное течение, называемое софистикой. Если слово «философия» происходило из двух греческих слов «филос» - любовь и «софос» - мудрость, а занимающиеся философией называли себя всего лишь любителями мудрости, то софисты открыто провозгласили себя мудрецами.

Софисты стали практиками и теоретиками риторики. В центре их внимания было слово. Их не интересовало содержание предмета, логика. Главное - это не логически доказать, а убедить или переубедить собеседника.

Среди софистов принято выделять старших софистов, и в их числе прежде всего Протагора. Он жил в 5 в. до н.э.

Главным тезисом Протагора был следующий: человек есть мера всех вещей, существующих, в том, что они существуют, и несуществующих, в том, что они не существуют.

Другим известным софистом был Горгий, который жил в 5 в. до н.э. Он в своих трудах доказывал, что бытие и небытие - суть одно и то же. Отсюда делал софистический вывод о том, что вообще ничего не существует, либо существует только небытие

Софист Горгий написал не дошедший до наших дней трактат «О не-сущем, или о природе». Если верить Диогену Лаэртскому, то речь в нем шла о том, что ничто не существует. А если существует, то оно непостижимо. А если постижимо, то невыразимо; а уж если выразимо, то необъяснимо для другого.

Для софистов не было общих законов и понятий, все рассматривалось относительно, субъективно. Софистические аргументы направлены на субъект, а главным было - разубедить или переубедить субъекта в его мнении об объекте, сформировать мнение, посеять сомнение, развенчать уверенность. Практически все софистические аргументы выражают в себе критику абсолютизма в его любой форме - онтологической, гносеологической, логической, моральной и т.д. Софистические доводы, конечно же являются философскими. Но это особые философские доводы, доводы критики, опровержения, сомнения, доводы парадоксов. С их помощью софисты впервые перевели проблему истины в практическую сферу, т.е. из сферы созерцания и теоретического мудрствования в область языковой практики и практики философского спора.

 

Сократ

Жил в 469-399 до н.э.. Эпохи человечества различаются «до» Сократа и «после». Сократ - всемирно-историческая личность.

Настоящим делом его жизни было философствование. Философствовал с любым встречным. Для Сократа жизнь и философия – это одно целое. Он сам был своим главным философским произведением. Мог застыть в глубочайшем сосредоточении и, тогда люди бегали смотреть на него, стоящего сутками неподвижно и в дождь, и в зной, обдумывая пришедшую на ум мысль.

Его воззрения явились поворотным пунктом в развитии античной философии. В центре философии Сократа был человек. Познание всего мира было немыслимо без познания человеком самого себя. Познать себя для Сократа означало осмыслить себя как общественное и нравственное существо, как личность, а потом уже как человека вообще.

Особого внимания заслуживает рассмотрение сократического диалога. В сократических диалогах истина и ценность нераздельны. Для Сократа знание (истина) определяет ценность дела, а дело - ценность знания. В отличие от софистического диалога, диалог сократический обусловлен не риторикой, а гносеологией. Возникают специфические диалогические методы. В их числе - мастерство обличения, выявление ошибки, критика и опровержение.

Содействие рождению истины представляется как диалогический метод - оказание помощи собеседнику разрешиться от бремени мыслей и сомнений. В ходе диалога оппонент ставится в такое положение, что он вынужден противоречить сам себе, т.е. рассматривать свой тезис не только с точки зрения доказательства, но и с точки зрения опровержения и критики. Как нельзя более точно это соответствует принципу «познай самого себя».

Диалектика Сократа - это искусство рассуждения и доказательства. Сократический диалог развился как метод исследования понятий, способ установления точных определений. Для этого Сократ разделяет понятия на роды и виды и устанавливает их соотношение.

 

Платон

Платон был учеником Сократа. Прожил 80 лет (427 г. до н.э. до 347 г. до н.э.).

Платона считают родоначальником философского идеализма. Философия Платона очень мифологична, образна, он избегает однозначных ответов на философские вопросы; его выводы расплывчаты, облечены в форму наставлений, поучений литературных образов.

В основе философского идеализма Платона лежит убеждение, что чувственный мир дает лишь мнение. Этому миру должен противостоять мир идей; только он позволяет приблизиться к сущности вещей, а не остаться на уровне видимости.

Мир, данный чувственностью, является обманчивым, постоянно изменяющимся. Мир идей вечен, неизменен. Сущее - это то, что есть и никогда не порождается. Чувства могут дать лишь мнение о вещи. На уровень идеи можно выйти лишь с помощью разума.

 

То, чем Платон популярен – превосходная литературная форма – является 1-ым затруднением для изучения его философии. Почему? Требуется отыскивать суть, потому что это диалоги ведущие к сути, оснащенные образами, мифами, в которых Платон пытается выразить мысль. Они столь же помогают подойти к мысли, сколь и затрудняют этот подход. Главная задача в начале знакомства – отыскать мысль за мифами, не принять форму изложения мысли за саму мысль. Необходимо различать мысль Платона и мифологическое изложение ее.

Платон: «Философия – это стремление к истине, и лучший дар богов людям, т.к. ничего лучше, чем знать истину, нет ни для человека, ни для богов».

У Платона истина - это идея, идеи. Идея, на первый взгляд, есть нечто загадочное. При ближайшем определении – это всеобщее, единое во многом, т.е. существующее не отдельно от многого (либо в уме, либо в особом «царстве» идей); это роды и виды единичных вещей. Именно так и переводится с греческого «идея» – РОД, вид, а «эйдос» – ВИД, род.

По Платону идеи, т.е. роды, виды есть безусловные, независящие от произвола человека определения вещей; то, без чего не существуют вещи как таковые; то, что делает вещи именно тем, что они есть. Живые вещи причастны идее жизни, человечность – идея, делающая человека человеком, вещь красива, если причастна идее красоты, некрасива, если нет и т.д. Идея – это то, что порождает вещь как таковую, т.е. как то, что она есть.

Идея – это всеобщее; она не существует так, как вещи. Идеи не даны человеку, как чувственно воспринимаемые вещи. Идеи непосредственно не существуют, следовательно, они могут быть познаны только умом.

Кто видел красоту саму по себе? Глазами можно видеть лишь красоту в вещах. Что такое красота? Перебирая красивые вещи, не найдем ответа: 1) у каждого свое мнение, отличающееся от других мнений; 2) красивую лошадку, если разобрать – мы не найдем красоту саму по себе.

Посмотрите! Идеи сами по себе не существуют, но познать их можно лишь сами по себе, а не в вещах. Осознание этого противоречия и есть, по Платону, философия: идеи нельзя увидеть глазами, можно увидеть лишь умом. Философ не тот, кто увлекается красивой вещностью; он - мыслитель, он хочет знать лишь истину саму по себе. И, если он обращается к вещам, то лишь ради истины, а не ради самих вещей.

 

Идеи в платоновской философии находятся в отношении подчинения и соподчинения. Они могут быть более или менее общими, находиться в соотношении рода и вида. Одна идея может включать в себя другую идею или несколько других идей.

Отношение вещей и идей у Платона имеет три варианта. Это подражание, причастность и присутствие. Подражание - это стремление вещей к идеям, тоска вещей по идеальному, любовь к нему. Причастность означает, что вещь, будучи тенью идеи, стремится отображать ее, быть хотя бы ее частью. Присутствие означает, что вещи в мире становятся сходными со своими идеями, когда идеи приходят к ним, начинают в них присутствовать.

В космологии Платона все рождается вместе с небом, а небо создано богом. Космос - это овеществление бога в материи. Космос имеет душу и тело. Теология - учение о целях. Все в мире имеет цель постольку, поскольку причастно к идее. Души живут в занебесье и вселяются в тела.

Гносеология (теория познания) и логика Платона также идеалистичны. Особенностью является его априорность (доопытность). В разуме, в душе уже есть все. Нужно просто создать условия, чтобы душа припомнила все, что есть в ней, приобщила тело к идее.

Платон различает несколько видов знания:

ü знание совершенно достоверное без примеси заблуждений - знание идей;

ü близкое к достоверному знание чисел и основанных на них наук; знание мнимое, чувственное и эмпирическое.

Ряд диалогов Платона посвящены вопросам социальной жизни, этики, политики, теории и истории государства. Здесь Платон выступает защитником рабовладельческого государства, во главе которого должны стоять мудрецы. Осуждает не только демократию, но и тиранию как разновидность извращенного государственного устройства.

Аристотель

Аристотель жил в 384-322 гг. до н.э. 17-тилетним юношей он стал слушателем «Академии» Платона. Став учеником Платона, он критически отнесся к его учению.

20 лет общался с Платоном. Филипп Македонский пригласил его воспитывать своего сына Александра, и с 15 до 20 лет Аристотель его воспитывал. Александр стал всемирно-исторической личностью – распространил греческую культуру на территории своей империи. Когда Александр отправился в поход, Аристотель в Афинах организовал философскую школу, получившую название Лицей, из-за того, что беседы проходили в парке у храма в честь Аполлона Ликейского. Школа позже получила название перипатетической, что значит, школа прогуливающихся, поскольку Аристотель вел занятия, прогуливаясь по дорожкам этого парка. Когда Александр умер, Аристотеля обвинили в неуважении к афинским богам, и он бежал в Халкиду, где через год и умер.

Начиная с конца Античности, ложная традиция противопоставляет Платона и Аристотеля. Даже на знаменитой фреске Рафаэля, где они изображены беседующими. Платон показывает рукой вверх, Аристотель – вниз. Выставлять Аристотеля только критиком Платона неверно. Аристотель - критик не Платона, а платоников. Аристотель развивает мысль Платона и, естественно, что ему видны ее недостатки; мышление Аристотеля более сознательно.

Стиль мышления Аристотеля – классический; Аристотель уже не нуждается в образах, поэтому его мысль выражается в форме чистой теории. У Платона стиль мышления, так сказать, романтический, в нем много места занимают образы, мифы. Поэтому, если читать Аристотеля и не входить в суть, то его читать скучно, ибо он не дает образов, этих «костылей мысли». Аристотель излагает мысль просто и кратко. Так кратко, что порой даже нестерпимо. Он умеет свести множество понятий к единству на протяжении очень короткого отрезка текста.

Аристотель различал «первую философию» и «вторую философию». И та, и другая касаются человеческого знания. Но предмет «первой» - не природа (она входит в область интереса физики, биологии – «второй философии»), а то, что существует сверх нее.

Вся философия Аристотеля - попытка разобраться в сущем, отличном от изменчивости материальных вещей, открыть структуру сущего, найти в нем главное. А этим главным для него являлись законы мышления. Они же, по его представлению, служили и законами бытия.

Велик вклад Аристотеля в разработку категорий рода и вида. Именно род (всеобщее) касается сущности. Все, что сказано о роде, должно быть сказано и о виде.

В основе онтологии Аристотеля (учении о бытии) лежит понятие формы. Форма - суть бытия вещи. Она же служит первой сущностью. Форма не существует сама по себе; она как бы оформляет вещи и тогда становится сутью бытия.

Материя аморфна и бесформенна; она как бы является неопределенным бытием. Хотя она и источник вещей, но без формы она не творит вещи. Материя дает лишь как бы возможность вещи, а ее действительность возникает из оформленности материи. Поэтому у Аристотеля материя и форма - два первоначала всего сущего.

Третьим первоначалом в философии Аристотеля служит целевая причина как своеобразная программа развития бытия. Если третья первопричина - это цель развития и движения, то четвертая первопричина - источник движения.

Аристотелю принадлежит два открытия: переменной - первый шаг формализации, основа всех современных искусственных языков: математики, физики, логики, программирования и аксиоматического метода.

Весом его вклад в развитие идеи философского спора. Он продолжает линию Сократа, полагая, что философская истина дается лишь в обсуждении противоположных тезисов.

Аристотель по праву является «отцом» логики, именно он впервые разработал и сформулировал основные логические принципы и законы, построил первую логическую систему, называемую силлогистикой.

Через призму его представлений о логике, о способе доказательного философствования, можно рассмотреть и его видение специфики философии. Это прежде всего связано с введением им в философский лексикон понятия философемы - нормы коррективного философического рассуждения.

По определению Аристотеля, философема - это доказывающее умозаключение, причем доказывающее нечто систематически, логическим образом.

Философема - это средство и результат аналитики и посему это в полной мере логический аргумент. Будучи умозаключением, она представляет собой мыслительную операцию, обосновывающую переход от посылок к заключению, который осуществляется дедуктивным способом. А именно, заключение с логической необходимостью выступает следствием посылок. Этот переход знаменует собой новое знание.

Логика изучает рассуждения с точки зрения их формальной и содержательной корректности. Что же касается законов мышления, то логика, конечно же, имеет отношение к их изучению, но рассматривает их не напрямую, а косвенно, через выражение в рассуждениях, умозаключениях, в которых существует принудительная необходимость логической дедукции следования заключения из посылок.

Рассуждения, представляя предмет логики, выступают и ее материалом, и объектом, и методом. Философема - как раз такое рассуждение (философский аргумент - основание доказательства и аргументации), принятие которого обусловлено конкретными условиями корректности.

 

ñ

Литература

  1. http://www.philos.msu.ru/library.php?sid=2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.