Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характерные признаки групп интересов.



Группы интересов и группы давления в современной Российской политической реалии.

Понятие «группа интересов» (или заинтересованная группа) ввел в научный оборот американский ученый Артур Бентли в работе «Процесс управления» (1908). Под данным термином он понимал разнообразные организованные группы людей, имеющих определенные цели и выдвигающих конкретные требования перед политической властью.

Бентли детализировал существующий в социологии термин «социальная группа», под которым понималось совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом. Группа характеризуется фактом осознанной принадлежности к ней, и вытекающего отсюда стремления действовать в согласии с другими членами, развитым чувством групповой идентичности с остальными участниками и, возможно, наличием некоторых индикаторов формальной организации. Социальная группа - более широкое понятие, которому ученый дал политическую характеристику, связав ее образование с определенными интересами в органах государственной власти. Именно на эту особенность, прежде всего, обращали внимание исследователи в дальнейшем.

Так, например, Ф. Хэрис указывает, что группы интересов представляют собой «образования, организованные с целью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятном для их создателей направлении, которые характеризуются организованностью, одинаковостью стремлений, использованием правительственных институтов для реализации своих целей». Такого же мнение придерживается Г. Зейглер, понимая под группами интересов формальные организации, которые стремятся оказать влияние на демократический политический процесс. В своем определении Дж. Уилсон определяет еще две ключевые характеристики «групп интересов» - это «независимость от государства или политических партий» и «стремление влиять на государственную политику», формально оставаясь вне политической власти. Именно в этом М. Вайнер и некоторые другие исследователи в этой области видят принципиальное отличие между партиями и группами интересов: группы интересов не претендуют на непосредственное осуществление государственной власти, в то время как партии представляют собой организации, цель которых – «захватить и удерживать власть», а не только «влиять на осуществление власти».

Характерные признаки групп интересов.

Для четкого определения «групп интересов» необходимо вычленить их характерные признаки, которые отличали бы данный термин от других социальных групп. В политологической науке в этой связи выделяют «узкий» (организационный) и «широкий» (функциональный) подход. Сторонники «узкого» подхода, считают, что «группы интересов» как минимум должны соответствовать следующим характеристикам:

  • Группы интересов представляют собой объединение членов, связанных для защиты общих интересов. Данная характеристика означает, что какой-либо индивидуум или корпорация целенаправленно и систематически оказывающие влияние на власть с целью реализации своего конкретного интереса не могут быть отнесены к «группам интересов».
  • Группы интересов создаются с целью достижения тех или иных целей в органах государственной власти. Таким образом, те организационные группы, для которых политическая активность не является приоритетной задачей, не могут быть отнесены к группам интересов. По этому же критерию к группам интересов не могут быть отнесены корпорации (которые создаются с целью извлечения прибыли), религиозные организации и пр.
  • Группы интересов пытаются оказать влияние на власть, скорректировать принимаемые политические решения в своих интересах. При этом группы интересов не стремятся завоевать власть, в этом их ключевое отличие от партийных групп. При этом это не значит, что группы интересов не делегируют своих представителей в органы государственной власти и не способствуют развитию их политической карьеры. Однако, делается это ради более эффективного политического влияния и реализации своих интересов.
  • По своему субъектному статусу группы интересов являются негосударственными образованиями. Таким образом, группы, формируемые внутри органов государственной власти, и отстаивающие свои корпоративные интересы (например, при распределении бюджетного финансирования, государственных тендеров и пр.) не могут быть отнесены к группам интересов.

 

Как следует из данных характеристик, к группам интересов в таком случае можно отнести лишь некоммерческие общественные объединения, например: некоммерческие организации, ассоциации или союзы, стремящиеся влиять на политическую власть с целью реализации интересов своих членов.

Сторонники же широкого подхода в качестве определяющего критерия видят функцию группы по оказанию влияния на власть, в связи с чем любую социальную группу, стремящуюся оказать такое влияние, можно признать группой интересов.

Так сторонник функционального подхода А. Павроз относит к группам все социальные общности, объединенные единым интересом и стремящиеся реализовать данный интерес посредством воздействия на политический процесс без прямого завоевания и осуществления государственной власти. В то же Дж. Уилсон по поводу включения в состав групп интересов корпорации писал, что необходимо ответить положительно на вопрос о том, «следует ли нам сделать вывод, что любая организация, которая в той или иной мере стремится воздействовать на государственную политику, должна считаться заинтересованной группой», так как узкое определение групп интересов, в результате которого в данную категорию не включается крупный бизнес, представляет собой «ненормальное и нежелательное явление». А Ч. Линдблом, в связи с расширением состава групп интересов до представителей бюрократии, отмечал, что «исследования заинтересованных групп обнаруживают, что государственные чиновники, их ассоциации, департаменты или агентства также играют роль групп интересов... Трактовка государственных чиновников как членов заинтересованных групп встречает сопротивление. Но если отвлечься от терминологических споров, то станет ясно, что активность официальных лиц или организаций, предназначенная повлиять на политику, часто весьма сходна с деятельностью частных заинтересованных групп».

Таким образом, в рамках широкого подхода к группам интересов мы будем относить всех тех, кто оказывает организованное воздействие на власть, в том числе религиозные организации, корпорации, а также политические группы, реализующие свои корпоративные (не связанные с завоеванием политической власти) интересы и т.п.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.