Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛЕКЦИЯ № 1: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА. ПЕРВОБЫТНЫЙ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Харьковский Государственный технический университет

строительства и архитектуры

 

 

 

Курс лекций «История искусств, архитектуры и градостроительства Древнего мира»

Часть 1: Доисторический период и Восточные деспотии.

 

 

Харьков – 1999 г.


ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ

ЛЕКЦИЯ № 1: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА. ПЕРВОБЫТНЫЙ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1.Характер социальной жизни в первобытную эпоху. Диалектика взаимо­связи общественного производства, социальной жизни, материальной и духов­ной культуры. Синкретизм первобытного культурно-художественного комп­лекса.

2.Происхождение и сущность искусства. Теории происхождения искус­ства. Миф и ритуал. Развитие изобразительных форм в палеолите, мезолите, неолите.

3.Функции искусства в первобытном и современном обществе.

4.Виды и жанры изобразительного искусства. Место архитектуры в системе мира искусств.

 

1. Homo Sapiens как биологический вид появился приблизительно 100000 – 40000 лет назад. Антропологически самым близким к современному типу человека является так называемый кроманьонец – доисторический человек, следы культуры которого были найдены впервые на территории Франции в гроте Кро-Маньон. Вид Homo Sapiens отличается от своих предков, в частности, от вида Homo Sapiens Neanderthalensis (человека неандертальского) тем, что у него лучше развито абстрактное мышление, позволяющее узнавать подобие предметов, мысленно « строить» образ предмета, предполагаемый результат своего труда. Именно абстрактное мышление, а также труд и речь отличают человека от животных.

Благодаря этим качествам человек отделяется от природы и начинает формировать «вторую природу» – специфическую среду для человеческой жизни и деятельности. Формированию этой среды способствует и то, что люди постепенно объединяются в специфическую общность – человеческое общество. Как известно, животные тоже объединяются в стаи и стада, но, человеческое общество качественно отличается от стаи животных. Животные объединяются с целью гомеостазиса – приспособления к существующим условиям окружающей среды и возможным их изменениям. В стае существует определенная иерархия особей, распределение функций между ними, но животные ведут приспособительный образ жизни, а человек – преобразовательный.

Человеческое общество – это объединение людей, которое основано на определенных общественных отношениях: разделении труда, политических и моральных устоях, отношениях между социальными группами. Вся совокупность практических, материальных и духовных ценностей, отражающая определенный уровень развития общества и человека – это и есть культура. Культура включает в себя как сферу духовной жизни общества, так и сферу материальной жизни, т.е. внутри культуры есть две субкультуры: духовная и материальная. Эти две субкультуры связаны между собой неоднозначно: не всегда высокому уровню развития материальной культуры соответствует высокий уровень развития духовной культуры. Примеров тому есть много, но мы сейчас не будем на них останавливаться. Это станет ясным из дальнейшего изложения.

Сфера духовной культуры включает в себя ряд форм общественного сознания: политику, право, мораль, религию и другие. Одной из форм общественного сознания является искусство.

В доисторическую эпоху, до образования государств, сфера духовной культуры была еще не зрелой, она только начинала формироваться. Поэтому, зарождающиеся формы общественного сознания представляли cобой некое единство – синкретический духовный комплекс (СДК). Религия, мораль, право, идеология,политика, философия в то время еще не выделились в самостоятельные сферы человеческой деятельности, духовная жизнь еще не отделилась от материальной. Все формы общественного сознания постоянно вступают в тесные взаимоотношения друг с другом.

2. Вопрос о происхождении искусства был поставлен на научную основу во второй половине ХIX века, когда появилась возможность использования данных, полученных такими науками, как археология, этнография, социология, психология, антропология, лингвистика.

Искусство появляется в определенный период развития общества, когда складываются материальные условия для его возникновения. Это, прежде всего, наличие запасов пищи для того, чтобы некоторые члены общества могли иметь свободное время для занятий искусством,обеспечение общественного разделения труда. Появлению этих условий способствует коллективная охота, распределение обязанностей между членами коллектива в соответствии с их способностями. Этот период приходится на Верхний палеолит (35- 18 тыс. лет до н.э. ), когда ледник отступает на север. Среди ученых нет единого взгляда на вопрос о происхождении искусства. Существует несколько теорий, каждая из которых по-своему права:

1. Социальная теория считает, что в искусстве проявляется социальный инстинкт человека. Искусство участвует в различных формах общественной жизни: ритуалах, магических обрядах и др. Оно помогает человеку ощутить свое единство с коллективом, определить свое место в нем.

2.Религиозная теория считает искусство “божественным вдохновением”, проявлением божественной благодати. Античные греки считали искусство божественным даром, отдельными видами искусства “заведовали” музы – дочери Зевса. Люди, которые занимались искусством, в древности считались магами, связанными с сакральным миром.

3.Теория игры: искусство появилось из потребности человека выразить себя, почувствовать свою независимость от природы. В игре человек свободно располагает своей энергией, получает ощущение свободы. Искусство – это разновидность игры, где человек избавляется от забот и невзгод, в игре тратится избыток силы, она физиологически полезна.

4.Эротическая теория считает, что искусство является проявлением инстинкта украшения ради привлечения противоположного пола, унаследованного человеком от животных предков.

5.Теория подражания связывает появление искусства с инстинктом подражания, развитым как у обезьян, так и у человека. Подражая поведению животных, птиц, явлениям природы, человек творчески осваивал окружающий мир. Имитация первоначально заменяла интеллект.

6.Иллюзионистская концепция считает, что у человека есть врожденный художественный инстинкт, состоящий в потребности человека обманываться. Художник создает иллюзорный мир, уводя людей из реальности в свой собственный. Нарушая правдоподобие, изменяя пропорции и внешний вид предметов, художник внушает людям определенные эмоции и чувства.

Как видно из вышесказанного, нет единого взгляда на происхождение искусства, его появление обусловлено одновременно и биопсихическими, и социальными причинами. Необходимо иметь в виду, что жизнь первобытного общества значительно отличалась от жизни современного, и функции искусства тогда были несколько иными.

Для людей первобытности характерен особый тип сознания – мифологическое сознание. Это донаучный способ объяснения и понимания окружающего мира, первобытная форма духовной культуры. Окруженный неведомой и небезопасной природой, человек не знал, как объяснить ее явления, ему было необходимо как-то психологически приспособиться к тяжелым условиям жизни. Единственное, что было известно человеку, это его личная жизнь и жизнь первобытного коллектива, законы, по которым она строится. Поэтому человек переносил знакомые социально-семейные отношения на природу и представлял себе все окружающие предметы и явления в качестве живых существ, подобных ему. Такое одушевление предметов и явлений называется «анимизм» (от латинского слова «anima» - душа). Наделение природных явлений и животных человеческими качествами называется «антропоморфизм».

Анимизм и антропоморфизм издревле присущи всем формам народного творчества. Так возникает метафорическое сопоставление природных и социальных явлений, возникают устойчивые одушевленные образы, например, в народных песнях и сказках. В первобытном сознании мышление еще не отделилось от эмоциональной сферы, происходит сплав вещи и ее образа, предмет выдается за его сущность. Мифология включает в себя зачатки религии, философии, политических теорий, различных форм искусства и литературы. Мифология изначально является почвой и арсеналом искусства, источником ярких, емких художественных образов, аллегорий и символов, в ней соединены неразрывно реальное и идеальное.

В мифологиях разных народов мира много общих черт, они, как правило, охватывают несколько общих тем:

1. Происхождение вселенной, солнца, планет, земли и человека, о конце мира.

2. Происхождение человека от животных, превращение человека в животное и наоборот (тотемические мифы).

3. Чудесное рождение героя (вождя) – воплощение идеи о божественном происхождении власти

4. О рождении, смерти, загробной жизни, судьбе.

5. Об умирающем и воскресающем боге

6. О происхождении ремесел, земледелия, о добыче огня, об обычаях и культурных героях (носителях культуры).

7. О близнецах

Мифологическое сознание развило идею о всесакральности мира: законы управления и правила мироустройства известны только миру богов и духов. Связь между земным и сакральным мирами устанавливалась через ритуалы, в которых участвовали все члены общества. Ритуал психологически поддерживал «участие» человека в универсуме, в сложной жизни Вселенной, определял каждому свое место в нем. Поэтому искусство в первобытном обществе всецело было подчинено ритуалу.

На базе образа предмета возникает символизм – сплав вещи и ее подобия. Символика изображений в первобытном искусстве – это своеобразный «язык» знаков, который позже лег в основу идеографической и пиктографической письменности.

В исторической науке принято делить раннюю стадию развития человечества на несколько эпох, названия которых происходят от названий материалов, из которых изготовлялись орудия труда:

1. Каменный век – 1,9 млн. лет до н.э.- 4 т.л. до н

2. Медный век – 4 т.л. до н.э.

3. Бронзовый век – 3,5 – 1,2 т.л. до н.э.

4. Железный век – 1,2 т.л. до н.э.-до настоящего времени.

В свою очередь, Каменный век как наиболее длительная эпоха делится на такие периоды:

1. Палеолит (древний каменный век)

А). Нижний – 1.9 млн. лет до н.э. – 38 т.л. до н.э.

Б). Верхний – 38-35 т.л. до н.э. – 10 т.л. до н.э.

Верхний Палеолит подразделяется на такие периоды:

Шательперонский - 35-30 т.л. до н.э.

Ориньяк - 30-25 т.л. до н.э.

Граветтский - 25-18 т.л. до н.э.

Солютре - 18-15 т.л. до н.э.

Мадлен - 15-10 т.л. до н.э.

2. Мезолит (средний каменный век) – 10 – 5 т.л. до н.э.

3. Неолит (новый каменный век) – 5-4 т.л. до н.э.

Это временное деление на периоды носит условный характер: на разных территориях и в разных климатических зонах человеческое общество развивалось неравномерно, а многие сообщества до сих пор находятся на стадии первобытности.

В период Верхнего палеолита появляются первые изображения на стенах пещер: отпечатки рук, волнистые линии красного цвета (следы пальцев, так называемые «макароны»), на небольших кусочках камня, кости – гравюры животных и людей. Рисунки наносились с использованием природных красителей: охры, марганца, древесного угля. Наиболее богаты произведениями первобытного искусства периоды Солютре и Мадлен: появляются натуралистические изображения туров, лошадей и других животных на стенах пещер. Некоторые рисунки изображают полулюдей-полуживотных (возможно, колдунов или шаманов). В основе этих изображений лежала охотничья магия или культ плодородия. Символика плодородия воплощена и в фигурках так называемых «Палеолитических Венер» с утрированными признаками женского пола.

В период Мезолита изображения все чаще связаны между собой каким-либо сюжетом, чаще всего изображаются сцены охоты или каких-либо ритуальных действий («вызывание дождя» и др.). И животные и люди изображаются не объемно, а в виде четко очерченных силуэтов. В это время люди еще занимались в основном охотой и собирательством.

В период Неолита, когда климат в Европе становится значительно теплее, люди постепенно переходят к оседлому образу жизни, появляются зачатки ремесла и торговли. Основные археологические находки, относящиеся к этому периоду: керамические и деревянные сосуды, украшенные орнаментикой бытовые предметы и рукоятки оружия. Начинается строительство жилищ оседлого типа. Изображения приобретают более стилизованный, условный характер, превращаясь постепенно в пиктограммы и идеограммы. Территория, населяемая племенем, фиксировалась при помощи крупных изображений на скалах – петроглифов. Чаще всего в виде петроглифа изображалось стилизованное тотемное животное – мифический «предок» племени. Появляется также геометрическая орнаментика, которая в то время носила не декоративный, а магический или защитный характер.

 

3. С древнейших времен искусство сопутствовало человечеству, помогая ему осваивать и творчески преображать мир. Человек и искусство постоянно и активно взаимодействуют, развиваясь.Искусство формирует личное отношение человека к действительности, а человек, приобретая социально-исторический опыт, фиксирует его в произведениях искусства. Эти произведения, дошедшие до нас, дают нам представление о жизни и социальных отношениях людей, о системе их духовных ценностей. С развитием человеческого общества, по мере усложнения социальных отношений, усложняются и умножаются функции искусства.

Для периода древности функции искусства можно свести к следующим:

1.Идеологическая функция – это выражение принятого в данном обществе мировоззрения, представления о мироустройстве. В древних цивилизациях идеологическая функция искусства была одной из основных, она способствовала закреплению в обществе существующей идеологии. Чаще всего идеология внедрялась в сознание людей через мифы, поэтому можно сказать, что в первобытном обществе идеологией была мифология.

2.Социальная функция – также одна из основных функций искусства, она «идет сверху», т.е. определяется правящими группами общества и направлена на закрепление существующего социального порядка, определенной социальной иерархии людей. Эта иерархия отражается и в мире богов и духов. В религии утверждается божественное происхождение власти

3.Общеобразовательная функция – это функция, связанная с передачей знаний молодым поколениям людей. При помощи искусства знания передаются и закрепляются непосредственно в образной форме, условным языком искусства передаются идеи, понятия.

4.Коммуникативно-мемориальная функция – связана с передачей информации в пространстве и времени, с этой функцией связан знаковый характер многих изображений. Пиктографическое и идеографическое письмо, постепенно изменяясь, превратилось в письменность, буквенные знаки утратили свой изобразительный характер. Мемориальная функция связана с культом предков: культурная связь поколений осуществлялась через ритуалы, в которых фигурировали магические изображения предком, реликвии. Различные мемориальные сооружения, связанные с культом предков: дольмены, курганы, менгиры были рассчитаны на многовековое существование, благодаря чему и дошли до наших дней.

5.Познавательная функция – связана с возможностью познания при помощи эмоционального мышления, отождествления образа с предметом. В процессе создания изображения человек анализирует строение, пропорции, анатомию изображаемого предмета.

6.Магико-религиозная функция – связана со стремлением человека овладеть силами природы через художественное изображение. С этой функцией связана охотничья магия, возникновение «охранных знаков». Первобытный художник был одновременно и магом – посредником между миром земным и миром сакральным.

7.Эстетическая функция – связана с поисками «универсальных законов красоты». С самых древних времен человек пытался стилизовать природные формы, найти лучшие цветосочетания, пропорции. Психологическое воздействие искусства давно было осознано человеком: искусство участвовало в организации досуга, способствовало психологической разрядке, отдыху нервной системы. Древнегреческий философ Аристотель писал, что целью искусства является достижение катарсиса – возвышенного, очищенного состояния души.

С течением времени, начиная с времен Античности, искусство приобретает новые функции, связанные с проявлениями личности художника, его творческой индивидуальности.

8.Художественно-концептуальная функция – это активная, философская функция, направленная к осознанию состояния мира, к решению каких-либо нравственных или политических проблем эпохи. Авторская концепция может быть также связана с открытием нового стилевого направления или творческой манеры, соответствующей новым задачам искусства в меняющемся мире.

9.Функция предвосхищения – в ней проявляется индуктивность человеческого мышления – способность к логическим построениям на основе обобщения повторяющихся явлений. Эта функция проявляется в фантастических и утопических произведениях искусства, которые часто оказывали влияние на развитие общественной мысли эпохи.

10.Общественно-преобразующая функция – связана с идейно-эстетическим воздействием искусства на людей с целью вовлечения их в активную социально-политическую деятельность по преобразованию общества. Эта функция характерна для кризисных, революционных эпох, она направлена на формирование «идеала» социального устройства и человека.

 

4. На ранних стадиях развития общества связи искусства с различными областями человеческой деятельности были значительно теснее, чем теперь. Античный мир еще не знал единого понятия “искусство”. Греческое слово “Techne”, которым обозначалось понятие “искусство”, понималось, как “техника”, “мастерство”. Искусствами считались также и некоторые науки: математика, астрономия, история, философия. В средние века архитектура, живопись, скульптура включались в состав ремесел. Близкое к современному понимание искусства как системы отдельных видов появилось лишь в эпоху Возрождения: предпочтение отдается живописи и скульптуре.

Впервые систему классификации искусства дал немецкий философ Г.В-Ф. Гегель (1770 – 1831). Он считал первым видом искусства архитектуру, так как она соединяет в себе духовное и материальное начала. Архитектура использует язык символов, преобразует внешнюю среду так, что она «становится родственной духу». Далее он выделяет скульптуру, в которой «внутреняя духовная жизнь … вселяется в чувственный облик, и обе стороны сливаются друг с другом так, что ни одна не преобладает над другой». Искусством, ближе всего стоящим к скульптуре, Гегель считает живопись, за ней следуют музыка и поэзия.

В зависимости от средств, с помощью которых создается произведение, искусства можно разделить на три группы:

 

1. Пространственные искусства (образ существует в пространстве и не изменяется во времени)

2. Временные (образ существует во времени и не изменяется в пространстве)

3. Пространственно-временные (образ существует и изменяется в пространстве и во времени)

 

К пространственным искусствам относятся изобразительные, к временным – выразительные (литература, музыка), к пространственно-временным – кино, театр, танец. Архитектуру, если ее понимать как систему неизменяемых во времени форм, можно отнести к пространственным искусствам, но если ее понимать как систему форм, изменяемых во времени (что очень характерно для архитектуры ХХ века), то ее можно отнести к пространственно-временным.

Искусства подразделяются на виды, которые характеризуются способом материального бытия и применяемым типом образных знаков:

1. Знаки изобразительного типа: предполагают сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика, литература)

2. Знаки неизобразительного типа: апеллируют к ассоциативно-образному мышлению (архитектура, музыка, танец)

3. Знаки смешанного типа: свойственны синтетическим видам искусства

(словесно-музыкальным, архитектурно-живописным, музыкально-живо­писным и т.п.).

Каждый вид искусства обладает своими выразительными возможностями, имеет свой предмет и средства выразительности.

К видам изобразительного искусства относятся: живопись, скульптура, графика, архитектура, дизайн, художественная фотография, декоративно-прикладное и театрально декорационное искусства. Каждый вид, в свою очередь, подразделяется на роды, определяющиеся особенностями того или иного материала и своеобразием художественного языка. Роды живописи: монументальная, станковая, миниатюрная. Роды скульптуры: круглая скульптура, рельеф, малая пластика.

Жанровое деление искусств определяется тематикой, предметом отражения и имеет межвидовой характер. Основные жанры: портрет, пейзаж, марина, натюрморт, исторический, батальный, анималистический жанры, ню. Четкие границы между жанрами установились в ХУП – ХУШ вв. в эстетике классицизма. В те времена художники старались соблюдать чистоту жанра и часто специализировались в одном жанре. Постепенно чистота жанров нарушается, границы между ними становятся менее четкими, разворачивается активный процесс “взаимопроникновения ” жанров.

В каждом виде искусства существуют также различные техники, которые определяются в зависимости от материала и способа его обработки. Техниками живописи являются: масло, темпера, акварель, гуашь, пастель, мозаика, аппликация, энкаустика, а также смешанные техники. Графические техники: рисунок, ксилография, литография, линогравюра, эстамп, офорт и др.

Наиболее синтетическим видом искусства является архитектура, она соединяет в себе другие виды искусства: графику, живопись, скульптуру, приемы сценографии и даже может апеллировать к литературным и музыкальным образам. В процессе своего развития архитектура вобрала в себя весь арсенал достижений человеческой культуры.

Термин “архитектура” происходит от греческого слова “architecton”- “главный строитель” и обозначает как систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, так и само искусство создавать здания и сооружения в соответствии с законами красоты . Архитектура – это также специальность, сфера науки и образования, включающая ряд специализаций ( архитектура зданий и сооружений, реконструкция и реставрация архитектурных объектов, теория и история архитектуры, районная планировка и градостроительство, дизайн архитектурной среды).

В отличие от других видов искусства архитектура не изображает нечто, существующее вне ее. Основными средствами создания художественного образа в архитектуре являются формирование пространства, группировка объемов, сопоставление элементов на основе нюанса и контраста. Основные средства архитектурной композиции: цвет, светотень, фактура, соразмерность (масштаб), пропорция. Цель архитектуры – создание целостной системы – архитектурного организма, отвечающего функциональным, конструктивным и эстетическим требованиям, соответствующим времени и месту. Архитектура не только организует жизненные процессы, но и направляет их, оказывая обратное влияние на социальную сферу. Сложность творчества в области архитектуры заключается в том, что она опирается на экономические возможности общества (заказчика) и возможности строительной техники и материальной базы строительства. Сложной задачей архитектора является гармоничная взаимосвязь функциональных, конструктивных и эстетических требований. Новые возможности техники и материалов способствуют появлению новых направлений в архитектуре, с другой стороны, новые архитектурные идеи стимулируют развитие новых технических средств и материалов в строительстве.

 

CЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ :

1. Первобытное общество

2. Каменный век

3. Бронзовый век

4. Железный век

5. Верхний Палеолит

6. Шательперонский период

7. Ориньяк

8. Граветтский период

9. Солютре

10. Мадлен

11. Мезолит

12. Неолит

13. Альтамира

14. Ласко

15. Фон-де-Гом

16. Наскальное искусство

17. Петроглиф

18. Пиктография

19. Венеры Палеолитические

20. Натуральный макет

21. Корвар

22. Виды изобразительного искусства

23. Живопись

24. Скульптура

25. Графика

26. Декоративно-прикладное искусство

27. Дизайн

28. Архитектура

29. Монументальное искусство

30. Станковое искусство

31. Театрально-декорационное искусство

32. Техники живописи

33. Масло

34. Мозаика

35. Фреска

36. Сграффито

37. Темпера

38. Пастель

39. Гуашь

40. Акварель

41. Энкаустика

42. Графические техники

43. Рисунок

44. Эстамп

45. Ксилография

46. Эстамп

47. Офорт

48. Литография

49. Меццо-тинто

50. Монотипия

51. Линогравюра

52. Жанры изобразительного искусства

53. Жанр (бытовой)

54. Портрет

55. Пейзаж

56. Натюрморт

57. Исторический жанр

58. Батальный жанр

59. Натюрморт

60. Ню

61. Интерьер

62. Анималистический жанр

63. Комикс

64. Марина

65. Плакат

66. Упаковка

 

 

ЛЕКЦИЯ N2: ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРЕВНЕЙШИЕ ТИПЫ ПОСТРОЕК И СООРУЖЕНИЙ..

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Древнейшие жилые постройки. Эволюция первобытного жилища.

2. Типы древнейших человеческих поселений.

3. Мегалитические сооружения

 

1. В период Верхнего Палеолита, около 2-х млн. лет назад человекоподобные существа Homo Habilis (Человек Умелый) жили, передвигаясь с места на место в поисках добычи и растительной пищи. Они собирались группами на стоянках, где сооружали временные укрытия. Следы таких сооружений найдены в Одувайском ущелье в Танзании на берегу ручья, впадающего в озеро. С наветреной стороны стоянка была защищена изгородью или кустарником. Круги камней диаметром около 4-х метров поддерживали оооснование ветвей, из которых были сооружены хижины. Сверху они покрывались растительным материалом. Homo Erectus (Человек Прямоходящий), живший около 1,5 млн. – 300 тыс. лет назад также сооружал временные укрытия, но уже в более северных районах (Торральба, Амбона в Испании, Терра Амата во Франции). Сохранились следы овальных крупных хижин. Внутри хижин горели костры в очагах, защищенных от ветра каменными укрытиями. Такая хижина вмещала до 20-ти человек. Использование огня для приготовления пищи позволило человеку освоить новые, более северные районы и употреблять в пищу более широкий ассортимент растительной пищи.

В других местах укрытиями от холода являлись естественные пещеры. Здесь жили группы первобытных людей – неандертальцев и кроманьонцев - численностью до 40 человек. Вход в пещеру закрывался занавесом из шкур. Внутри для защиты от холода сооружали жилище из шкур, разделенное на две части. Большие пещеры, очевидно, были разделены на несколько зон. Одна из зон уже во времена неандертальцев имела сакральное значение: здесь в небольших углублениях в скале были замурованы черепа медведя или других животных. Другие зоны были обозначены мужскими или женскими знаками. Мужские знаки присутствуют, в основном, в зонах, расположенных ближе к выходу из пещеры, а также в зонах, расположенных на границе разных по функции пространств и, очевидно, имеют охранное значение.

В тех местах, где не было естественных пещер, строили большие шалаши или хижины из веток, покрытые шкурами, которые закреплялись костями мамонта. По мере продвижения на север, в Граветтский период, кроманьонцы строили зимние жилища в долинах рек. Для защиты от холода уровень пола был опущен в яму глубиной 60-80 см. Стены и крыша были сделаны в виде шатра из шкур, поддерживаемых каркасом из бедренных костей мамонта. Длина такого жилища достигала 27 м. (Длинное жилище). Здесь зимовали несколько семей, каждая из которых имела свой очаг.

Землянки и полуземлянки – типичное жилище эпохи мезолита в районах Приднепровья им долине Дона. Крыша таких жилищ делалась из нескольких слоев растительного материала.

В период неолита человек постепенно переходит к земледелию и скотоводству, что сопряжено с оседлым образом жизни. В начале этого периода люди жили большими матриархальными семьями в так называемых «длинных домах» длиной до 30 м. и площадью до 150 м. Такой дом вмещал до 20-ти – 30-ти человек и был разделен на ряд отдельных одинаковых ячеек, каждая из которых имела свой очаг. В каждой такой ячейке жила одна семья, первая ячейка служила сенями, защищая дом от холода, а последняя использовалась как кладовая для запаса пищи. Ячейки были связаны между собой сквозным проходом, образуя "анфиладу". Основу конструкции «длинного дома» составляли деревянные стойки каркаса, стены делались из переплетенных прутьев, обмазанных глиной, окна были круглыми. Пол состоял из слоя обожженной глины по деревянному настилу. Крыша была двускатной.

Позже, с переходом к патриархату, когда начинает формироваться парная семья, каждая семья строит свое собственное жилище. Появляются более разнообразные конструкции жилых построек. В зависимости от климатических условий строительства. В районах с умеренным климатом строятся деревянные каркасные или срубные дома-«пятистенки» – прямоугольные в плане с одной внутренней стеной, отделяющей сени от основного помещения. Конек крыши поддерживался центральным столбом, поэтому вход был смещен от центральной оси. Перед входом была площадка, покрытая деревянным настилом. В южных районах Европы строили дома из камня-известняка или сырцового кирпича – так называемые мегароны. Они имели при входе навес, опирающийся на выпущенные боковые стенки и деревянные опоры (столбы). Тыльная часть дома имела полукруглую форму. В тропических районах с сырым климатом применяются свайные конструкции – уровень пола поднимается высоко над землей, иногда дома строятся даже на деревьях.

 

2. Переход к оседлому образу жизни обусловил появление первых в истории человечества жилых образований – неолитических поселков. Такие поселки формировались из больших и малых домов, их население составляли члены одного большого рода (до 500 человек). Место для поселка выбиралось, как правило, вблизи крупной реки или озера на возвышенном месте ( в излучине реки, на острове, в месте слияния двух рек). Примером такого поселка может служить реконструкция поселения в Приднепровье в районе пос. Коломийщина Киевской области, которое датируется 3-2-м тысячелетиями до н.э. Здесь жилые постройки располагались двумя концентрическими кругами, по внешнему кругу – «длинные дома», о внутреннему – в основном – малые. Центральная часть поселка, свободная от застройки , использовалась для загона скота, а также для собраний и празднеств. Внешних укреплений поселок не имел.

Некоторые неолитические поселки формировались вдоль реки ( поселение у села Пустынка на Днепре), или представляли из себя компактное образование «слепленное» из множества примыкающих друг к другу со всех сторон глинобитных разновысоких домиков с проходами и внутренними двориками между ними ( пос. Катал Хаюйюк в Южной Анатолии).

Родовые жилища и поселки неолитического типа сохранились у современных народов, живущих родовым бытом. Это подковообразные коллективные дома Пуэбло у индейцев на юго-западе США, «длинные дома» северных индейцев.

В период, когда началась добыча меди и производство бронзы, новые формы производства потребовали увеличения доли тяжелого физического труда. Постепенно в человеческом обществе утверждается патриархат – главенство мужчин, появляется бронзовое оружие, а вместе с ним – и необходимость защиты оседлых поселений от нападения соседей или кочевников. Укрепленные поселки эпохи бронзы называются городищами (от слов «городить, огораживать») . В УШ – У1 вв. до н.э. на территории Украины городища и пограничные с кочевниками зоны обносились «змиевыми валами». Кроме того, городища защищались рвами с водой и стенами из деревянного частокола. В застройке городищ преобладали однотипные домики полуземляночного типа, часто смыкающиеся друг с другом, образуя дугообразные или прямолинейные жилые блоки. С появлением железного топора основной конструкцией стен стал сруб из круглых бревен. Недалеко от городищ на возвышенных местах («лысых горах») возводились укрепленные капища – культовые центры, где устанавливались идолы божеств, устраивались ритуальные празднества и жертвоприношения. Как и неолитические поселки, городища занимали удобные с точки зрения обороны возвышенные места на берегах рек. Река являлась не только источником воды и рыбы, но и торговым путем. На месте удачно расположенных городищ позже возникли крупные ремесленно-торговые города, которые существуют и сейчас.

 

3. В период позднего неолита и бронзы на территории Европы и Азии появляются мегалитические сооружения – постройки из больших камней. Эти сооружения делятся на несколько типов:

Дольмены – это сооружения, состоящие из 4-х вертикально поставленных каменных плит, перекрытых пятой. Их размеры – около 2-х метров в длину и 1,5 метров в высоту, иногда и больше. Они использовались в качестве гробниц.

Менгиры – это поставленные вертикально камни продолговатой формы, высота которых достигает 20 метров, вес – до 300 тонн. Иногда они образуют параллельные ряды («аллея менгиров» в Бретани). Назначение их до конца не выяснено. Они могут быть связаны с культом плодородия или иметь мемориальное назначение (иногда рядом с ними находят захоронения людей), ими отмечались места проведения религиозных ритуалов.

Истуканы или «бабы» – разновидность менгиров, имеющих антропоморфный облик. Это стилизованные человеческие фигуры, иногда очень крупного размера, весом до 30 тонн (например, истуканы о. Пасхи у берегов Перу). Их сооружение связано, скорее всего, с культом предков.

Кромлехи – это гигантские круги из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными каменными балками. Такая конструкция называется трилит.

Лучше других сохранился кромлех Стоунхендж в Шотландии. Его диаметр около 30 метров. Ученые установили, что кромлех – это каменный солнечный календарь. Основные арки этого сооружения ориентированы на точки восхода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. По такому календарю древние люди определяли время начала сельскохозяйственных работ, здесь проводились ритуалы, связанные с солнечным культом, приносились человеческие жертвы. Некоторые кромлехи достигают в диаметре 45 – 65 метров.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ :

1. Стоянка верхнепалеолитическая

2. Хижина древнейшая

3. Шалаш

4. Землянка

5. Полуземлянка

6. Длинное жилище

7. Длинный дом

8. Свайное жилище

9. Неолитический поселок

10. Городище

11. Пуэбло

12. Трилит

13. Дольмен

14. Кромлех

15. Менгир

16. Капище

17. Идол

 

ТЕМА N 2: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

ЛЕКЦИЯ N 1: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ

1. Государственное устройство и политическая история Древнего Египта. Мировоззрение, мифология, религия.

2. Специфика древнеегипетского художественного мышления. Символ и канон в искусстве Египта.

3. Строительная техника, организация работ в государственном

строительстве Египта. Общественный статус зодчего.

4. Системы пропорционирования в архитектуре Древнего Египта.

 

1. Одна из древнейших человеческих цивилизаций – цивилизация Древнего Египта – существовала в течение 3000 лет. На северо-востоке Африки человек обитал с древнейших времен. Большинство ученых считают, что современный человек произошел от архаической формы Homo Sapiens в Африке около 100 тысяч лет назад. В это время на севере Африки климат был умеренным, вполне подходящим для жизни первобытного человека. Около 10 тысяч лет назад, с окончанием ледникового периода, началось общее потепление климата и природные условия в северной Африке изменились: на смену саваннам пришли пустыни. Люди постепенно перемещались в долину полноводной реки Нил и начали заниматься земледелием, что обусловило оседлый образ жизни.

В У1 тысячелетии до н.э. на северо-востоке Африки возникли первые государственные образования. К 1У тысячелетию это были уже восточные деспотии, так называемые номы во главе с номархами – местными царьками. Между этими мелкими государствами шла постоянная борьба за лучшие земли и пастбища, более сильные номархи побеждали более слабых. Постепенное объединение номов привело к тому, что вдоль реки Нил сложились два крупных государственных образования: Верхний Египет (на юге) и Нижний Египет (на севере). В Нижнем Египте были более плодородные земли, здесь река разливалась шире, почва лучше удобрялась плодородным илом, и климат был менее засушливым. Поэтому правители Верхнего Египта постоянно пытались захватить эти земли.

Предполагают, что около 3000 г. до н.э. фараон Верхнего Египта Нармер (или Хор Сом) захватил Нижний Египет и объединил страну. Это событие запечатлено на так называемой «Палетте Нармера» – ритуальной победной плите, найденной в одном из храмов. В это время происходил переход от каменных орудий труда к медным, следовательно, производственные возможности государства были крайне низкими. Но природные условия Египта позволяли даже тогда овладеть такой могучей производительной силой, как река Нил. Ежегодно разливаясь, Нил приносил плодородный ил. Для того, чтобы управлять процессом осушения и орошения почвы, нужны были большие затраты ручного человеческого труда для строительства дамб, каналов, осушительных систем: ведь основными орудиями труда были мотыга и корзина для переноски земли. Такое положение дел требовало высокой степени организации труда и обусловило консервативно-деспотический государственный строй. Жизнь была организована по принципу «муравейника» с жесткой иерархической социальной структурой и строгим распределением функций между социальными группами.

Власть была предельно централизованной. Фараон считался «сыном Солнца» – наместником бога на земле, однако, очень большую роль в государстве играли жречество и крупные вельможи, занимавшие высокие должности в царском хозяйстве. Страна делилась на области – управленческие округа (номы), их было несколько десятков. В этих областях были свои начальники – областные правители. В период Раннего Царства появилась небольшое войско, которое воевало иногда с соседями (эфиопами, ливийцами, азиатами), однако, постоянных границ Египет не имел, так как он был защищен пустынями.

Постепенно растет государственный бюрократический аппарат. Благополучие страны всецело зависит от степени разлива реки и полученного урожая. На почве предсказаний времени и уровня разлива реки развиваются первые науки: астрономия и геометрия.

Социально-политическое устройство Древнего Египта было стабильным на протяжении 3000лет, за исключением непродолжительных периодов распада страны, за которыми вновь следовало объединение.

В истории Древнего Египта выделяются следующие периоды:

1. Додинастический период-1У т.л. до н.э. - около 3000 г.до н.э.

2. Раннее царство - 3100 – 2649 гг. до н. э.

3. Древнее царство – ХХУ11 – ХХ11 вв. до н.э.

4. Среднее царство – ХХ1 – ХУ11 вв. до н.э.

5. Новое царство – ХУ1 – Х1 вв. до н. э.

6. Поздний период – ок. 664 – 332 гг. до н.э.

7. Эллинистический период – 332 – 30 гг. до н.э.

 

2. В эпоху государственной раздробленности в каждом номе складывался свой культ богов, отождествлявшихся с небесными светилами, животными, растениями и т.п. Затем среди них выделяются главные божества нома, представленные в виде животных (бывших тотемов): зайца (Унут), коровы (Хатор), барана (Амон) и др. Из этих зооморфных божеств сформировался позже пантеон египетских богов, изображаемых чаще всего с телом человека и головой животного или птицы:

 

Анубис (с головой шакала) – бог царства мертвых Тот (с головой павиана или ибиса) – бог мудрости Сохмет (с головой львицы – богиня войны Гор (с головой сокола) – бог царства живых Амон (с головой брана) – бог Солнца

 

Божества часто группировались в триады по родственно-семейному признаку. Например, фиванская триада: бог Солнца Амон, его жена Мут – богиня неба, их сын Хонсу – бог луны; Осирис – бог царства мертвых, его жена и сестра Исида, их сын Гор. Культ Осириса – один из главных культов Египта – связан с распространением земледелия. Осирис отождествляется с сезонным «умиранием» и «воскресанием» природы, прорастанием зерна. Осириса, убитого его братом Сетом , воскрешает его сын Гор. Гор становится богом царства живых,, а Осирис - богом царства мертвых и верховным судьей над душами умерших. Поэтому перед именем живого фараона ставилось имя «Гор», а перед именем умершего – имя «Осирис». Погребальный обряд фараона представлял из себя театральную инсценировку мифа о смерти и воскрешении Осириса: египтяне верили,что фараон воскреснет в царстве мертвых.

Вообще, культ мертвых лежал в основе всей египетской культуры. По представлениям египтян загробная жизнь является продолжением земной. Ее необходимые условия: сохранение тела в виде мумии, обеспечение загробного жилища – гробницы, необходимых запасов пищи и утвари. В период Раннего Царства во время похорон фараона приносились человеческие жертвы – слуги фараона, воины, наложницы – люди, призванные обслуживать его в загробной жизни. Позже они стали заменяться специальными фигурками – ушебти.

Позднее появилось представление о наличии нескольких душ человека. Одна из них называлась «ба» и изображалась в виде птицы с головой человека. Считалось, что она отправляется на небо к богам и путешествует в подземное царство Дуат. Другая душа- «ка»- обитает в гробнице и ее вместилищем служит скульптурное изображение умершего – заупокойная статуя. Вот почему в Египте очень рано появился жанр скульптурного портрета. Для изготовления портретной скульптуры использовались гипсовые маски, снятые с лица изображаемого человека, но портрет не изготавливался точно по маске, а был стилизован в соответствии с определенными понятиями об идеальных пропорциях головы человека, при этом сходство с изображаемым сохранялось. Портретной скульптуре придавались отвлеченное, застывшее выражение лица и статичная поза, что должно было выражать освобожденность от земных страстей для вечной жизни. На стенах гробницы изображались сцены из жизни умершего: своеобразное повествование в рисунках.

Поскольку искусство Египта было тесно связано с религией и заупокойным культом, труд художников считался священнодействием. Большинство художников занимали в обществе положение простых ремесленников, выполнявших работу по образцам. Они передавали свое мастерство по наследству своим сыновьям и жили в специально отведенных для них кварталах невдалеке от «города мертвых». Ведущие же художники и архитекторы были очень высокопоставленными лицами и часто были членами семьи фараона (как правило, младшими братьями фараона) и получали наиболее высокое для тех времен образование. Они владели всеми секретами мастерства. Главный зодчий фараона руководил строительством всех основных сооружений: дворца, гробниц, пирамиды фараона, храмов, мемориальных комплексов.

Роль художника состояла в сохранении священных канонов искусства. Он не должен был выражать своих собственных мыслей и идей, выполняя заказ высшей власти: главная идеологическая задача состояла в закреплении существующей идеологии и социального порядка, внедрении в сознание людей идеи о божественном происхождении фараона и его власти. Именно канонический тип художественного мышления лучше всего соответствует выполнению этих задач.

Канон (от лат. canon – закон, правило) – это набор обязательных правил и приемов построения изображения, от которых художник не имеет права отступать. Складываются определенные типы канонических изображений и сюжетов, «предписанных» произведениям искусства. Канон делает художественные традиции очень устойчивыми, язык искусства становится предельно лаконичным, обобщающим, экономным в средствах выразительности, что способствует внедрению в сознание людей идеи постоянства, вечности данного уклада жизни и даже остановки течения времени. Не зря говорят: «Время боится пирамид».

В Древнем Египте сложились определенные типы канонических изображений, ярко отличающие египетское искусство от искусства других стран. Вот основные из них:

В статуарной скульптуре:

· стоящая фронтальная фигура, левая нога которой выдвинута вперед, руки опущены или одна рука согнута в локте (держит что-либо);

· сидящая фронтальная фигура, руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте;

· парные изображения мужа и жены;

В росписях и рельефах:

· отсутствие перспективы, характерный разворот человеческой фигуры:

· голова и ноги повернуты в профиль, плечи – анфас;

· окраска мужских фигур в красно-коричневый цвет, женских - в бело-розовый;

Построение изображений при помощи масштабной сетки квадратов:

- стоящая фигура вписывается в 12 квадратов, сидящая – в 9.

Градации размеров фигур соответствуют социальной иерархии людей:

- фигура фараона изображается намного выше других. Самые мелкие – фигуры рабов.

Изображения в Древнем Египте носили не только канонический, но и символический характер. Глубокое родство изобразительного искусства и письменности привело к тому, что изображение приобретало идеографическое значение – ассоциировалось со специфическим культурным значением, «прочесть» которое мог только посвященный в это значение человек. Так постепенно складывался язык символов – знаков, передающих какое-либо общеизвестное внутри данной культуры значение через закрепленное за ним изображение. Например, изображение змеи-кобры на головном уборе фараона символизирует мудрость, папирус – знак Нижнего Египта, сокол, лев, бык – символы царя, жук-скарабей – символ богатства, лазурно-голубой цвет – символ загробного мира.

 

3. Огромные размеры египетских сооружений, их крупный масштаб до сих пор поражают воображение людей. Высота пирамиды Хеопса – около 147 метров, площадь гипостильного зала храма Амона в Карнаке – 600 кв. метров, высота колоссов Рамзеса П – более 20 метров. Кажется, что все эти сооружения созданы не человеческой, а сверхъестественной силой. Но на самом деле все это делали люди, причем, при помощи самых примитивных орудий и приспособлений: Великие Пирамиды – первое из Чудес света – построены еще до наступления Бронзового века, до периода Нового Царства египетская цивилизация не знала колеса. Единственное, чем располагал Египет в те времена – это огромное количество дешевой рабочей силы, которую составляли миллионы беднейших крестьян и рабов. Десятки людей при помощи веревок, деревянных салазок и катков перетаскивали на большие расстояния каменные блоки весом от 2,5 до 30 тонн, гигантские статуи, высеченные из монолита, обелиски и детали колонн и поднимали их на значительную высоту при помощи искусственных насыпей и деревянных рычагов. Естественно, что темпы строительства при такой "технологии" были очень медленными, на сооружение большой пирамиды уходило около 20-ти лет, храм Амона в Карнаке строился и перестраивался на протяжении 1500 лет. В то же время, большинство населения Египта жило в домиках из сырцовой глины или тростниковых хижинах, а то и попросту в землянках.

Единственным человеком среди строителей, имеющим высокий социальный статус, был главный зодчий фараона. Имена многих архитекторов Египта дошли до наших дней: это Имхотеп – автор комплекса пирамиды фараона Джосера в Саккара, Хемиун – зодчий пирамиды Хеопса, Аменхотеп – автор храма Амона в Луксоре, Сенмут – придворный зодчий царицы Хатшепсут. Зодчие обучались при главном храме Амона, где овладевали глубокими знаниями в области астрономии, геометрии, математики, секреты их мастерства до конца не разгаданы до сих пор.

 

4. На рельефном изображении зодчего Хесира, найденном в его гробнице, мы видим его держащим в руке свой основной инструмент – две палочки, причем, одна из них короче другой. Эти палочки служили для разметки плана сооружения на местности, соотношение их размеров близко к золотой пропорции. Другим инструментом архитектора была веревка, очевидно, также имевшая определенную длину. Основными геометрическими фигурами, лежавшими в основе плана, были квадрат и «египетский треугольник», имеющий соотношение сторон 3:4:5. Натягивая веревку по диагонали квадрата, строители делали засечку на продолжении одной из его сторон. Если длину стороны исходного квадрата принять за 1, то его диагональ будет равна корню из 2-х, следовательно, и сторона полученного прямоугольника будет равна корню из 2-х. Отношение сторон этого прямоугольника равно 0,704. Эта пропорция часто закладывалась в размеры каменных блоков. Кроме этой пропорции, которая применяется в архитектуре и сейчас, египтяне изобрели так называемый «живой квадрат», получаемый от засечки диагонали двух квадратов со стороной, равной 1. Эта диагональ равна корню из 5-ти, а пропорция получаемого прямоугольника равна 0,809. Эта пропорция широко применялась в архитектуре эпохи Возрождения и стиля классицизм. Эта пропорция была вновь открыта известным архитектором И.В. Жолтовским и получила название «функции Жолтовского». На основе «египетского треугольника» египтянами была открыта и теорема Пифагора задолго до рождения самого Пифагора. При проектировании фасадов зданий египтяне использовали масштабную квадратную сетку. Сохранился чертеж киоска на папирусе, построенный по такой сетке. Современные исследователи предполагают, что древним египтянам были известны принцип подобия фигур и отрезков, а также число «пи», позволяющее установить взаимосвязь размеров системы вписанных и описанных кругов и квадратов. Очевидно, пропорциональные системы также являлись составной частью канона. Их смысл состоял во взаимном согласовании размеров всех частей сооружения, что превращает его в единую гармоничную систему.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

1. Египет Древний

2. Додинастический период

3. Раннее царство

4. Древнее царство

5. Среднее царство

6. Новое царство

7. Поздний период

8. Эллинистический период

9. Ном

10. Осирис

11. Исида

12. Гор

13. Анубис

14. Тот

15. Амон (Амон-Ра)

16. Мут

17. Хатор

18. Хонсу

19. Ка

20. Ба

21. Саркофаг

22. Ушебти

23. Канон египетский

24. Символ

25. Пирамида

26. Имхотеп

27. Хемиун

28. Сенмут

29. Хесира

 

 

ЛЕКЦИЯ N2: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ЕГИПТА ПЕРИОДОВ ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕГО ЦАРСТВ

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Древнейшие памятники искусства Египта. Палетта Нармера.

2. Специфика градостроительства Египта периодов Древнего и среднего царств.

3. Мастаба и пирамида. Эволюция пирамиды как архитектурного типа сооружения.

4. Ансамбль пирамид в Гизе.

5. Древнейшие египетские храмы. Особенности объемно-пространст­венной композиции.

6. Особенности заупокойных сооружений и храмов Среднего царства.

 

1. Периоду Древнего царства в Египте предшествовал непродолжительный период Раннего царства, когда произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта (около 3000 г. до н.э.) при фараоне Нармере. Несколько позже была основана первая столица Египта – г. Мемфис (Минфи, Меннефер). Наиболее известным памятником искусства того времени является так называемая «Палетта Нармера» – победная плита фараона, посвященная им в храм бога Гора в Верхнем Египте. Этот памятник свидетельствует о том, что основные принципы изобразительного искусства Египта сложились уже 5000 лет назад.

Обе стороны Палетты, которая сделана из природного шифера и имеет высоту около 60 см., покрыты рельефными изображениями, причем, эти изображения расположены на плоскости четкими горизонтальными поясами. Лицевая сторона разделена на 4 пояса, а оборотная – на 3. Характерно то, что в те далекие времена изображение еще сохраняет характер пиктограммы: каждая фигура наделена определенным символическим смыслом. В верхнем поясе лицевой стороны изображены два лика богини Хатор с рогами коровы – матери богов , покровительнице дома фараона. Между ними – символическое изображение дворца фараона и знака его имени «Сом» – рыбы сома. Ярусом ниже изображен сам фараон в короне Верхнего Египта , сзади него идет высокопоставленный придворный – «Носитель сандалий фараона», впереди – Верховный Жрец, перед жрецом – 4 знаменосца, несущих знаки 4-х номов (областей) Верхнего Египта. Фараон изображен в 2 раза выше ростом, чем жрец и «Носитель сандалий», которые, в свою очередь, в 2 раза выше знаменосцев. Эта градация размеров четко отражает их социальный статус. Ряд завершается изображением 10-ти обезглавленных человеческих фигур, символизирующих 10 тысяч поверженных врагов. Третий, наиболее широкий пояс, заполнен изображением двух фантастических животных с переплетенными длинными шеями, символизирующих, скорее всего, объединение царств. Переплетение шей образует в центре круглую лунку для растирания ритуальной краски.

В нижнем ярусе изображен бык, разрушающий рогами крепостную стену, и под ним – фигура бегущего врага. На городской территории условно показан храм и несколько домов. Бык – это древнейший символ царя. В изображении города четко видна стена криволинейного очертания с множеством башен, планировка, построенная, скорее всего по принципу кварталов, разбитых по прямоугольной сетке.

В средней части оборотной стороны изображен фараон уже в короне Нижнего Египта. За ним идет тот же «Носитель сандалий». В правом верхнем углу – сокол Гор преподносит фараону символ Нижнего Египта – заросли папируса с мужской головой. Фараон поражает боевой палицей врага, скорее всего, фараона Нижнего Египта. Нижний пояс заполнен изображением двух бегущих фигур, а за ними – зубчатый прямоугольник – военная крепость.

 

2. Уже из древнейших изображений, подобных Палетте Нармера, становится ясным, что в период Раннего царства в Нижнем Египте существовали укрепленные города, имевшие в плане форму круга или овала с определенными принципами планировки. Сам египетский иероглиф «город» представлял из себя круг с крестом внутри, возможно, отображавшим регулярный характер планировки. Возможно, и Мемфис первоначально был крепостью, т.к. его древнее название переводится как «Белые стены». От древнейших городов Египта, к сожалению, не осталось следов. Единственная сохранившаяся в развалинах крепость Нехеб дает представление о том, что первоначально укрепления имели форму, близкую к кругу диаметром 350 м. В этот круг был встроен прямоугольник – участок храма. Позже укрепления были перестроены в форме прямоугольника с размерами сторон 500 и 600 м., так, что участок храма оказался в центре крепости. Длинные стены имели по двое ворот, одни из которых были главными и выделялись в виде отдельного объема с башенками по углам. Ориентация города была угловой (северо-восток - юго-запад). Здесь прослеживается несомненное влияние принципов градостроительства Месопотамии.

Другим типом городов Египта были города линейного типа. Примерами таких городов могут служить столицы: Мемфис, Фивы, Ахетатон. Главная улица Мемфиса, служившая основой всей его структуры, тянулась вдоль реки Нил на протяжении 13 – 14 км. Этот город не сохранился и о его планировке ничего сказать нельзя.

Г. Фивы (Уасет) – столица периодов Среднего и Нового царств также имел линейную структуру. Вдоль главной улицы, тянувшейся по восточному берегу Нила на протяжении 14 км., формировались кварталы жилой застройки. Так как дома строились в основном из кирпича-сырца, то следов рядовой городской застройки не сохранилось. О жилых домах Египта можно судить по достаточно подробным изображениям в гробницах. На одном из таких изображений показан разрез 3-х этажного богатого дома. Первый этаж занимают, по-видимому, мастерские и обслуживающие помещения, на втором, наиболее высоком этаже, находятся апартаменты хозяина дома, третий этаж занимают жилые помещения членов семьи. Этажи связаны между собой лестницей. Дом имеет плоскую, возможно, эксплуатируемую кровлю.

Особым типом древнеегипетских городов были города-поселки для строительных рабочих. Эти города существовали до тех пор, пока длилось строительство комплекса пирамиды фараона (15-20 лет). Примером такого города может служить Кахун ( Х1Х в. до н.э.), выстроенный в пустыне для строителей пирамиды фараона Сенусерта П. Город имеет в плане форму прямоугольника со сторонами 360 и 280 м., ориентированного почти точно по странам света. В западной части города выделен узкий прямоугольник, расположенный по рельефу несколько ниже восточной части. Он отделен от остальной территории города глухой стеной. Здесь жили строительные рабочие и рабы. Их тесные жилища сблокированы в прямоугольные кварталы сплошной застройки, расположенные вдоль главной улицы. Восточная же часть города, по пропорции близкая к квадрату, была застроена жилыми домами привилегированных жителей: руководителей строительства. Здесь же расположена и резиденция фараона, периодически приезжавшего для наблюдения за ходом работ, а также – дома его приближенных. К восточной стороне примыкали рынок и лавки купцов. Этот город, очевидно, строился по единому плану.

 

3. В каждом большом, а в особенности, в столичном городе Египта выделялся особый участок – «город мертвых». Он находился всегда на западной окраине города, так как Запад считался страной мертвых. Культ загробной жизни обусловил появление особых сооружений – гробниц, позже получивших название «мастаба» ( от арабского «скамья»). По форме мастаба напоминали жилой дом, так как строились как жилище для загробного существования души умершего. Этот дом, так же, как и настоящий, имел несколько помещений, кладовые с запасом еды, хранилища различной утвари, которая, по мнению египтян, могла пригодиться человеку в загробной жизни. Размеры мастаба и отделка помещений зависели от уровня благосостояния хозяина. Все помещения этого загробного «жилища» находились под землей. Надземная же часть оформлялась в виде параллелепипеда с несколько скошенными гранями, в одной из которых был устроен вход в виде двери или углубленного в нишу портика. Вход вел в ритуальный зал, устроенный для отправления культа поминовения умершего. Сама гробница и сопутствующие ей помещения обычно находились значительно ниже под землей. Мастаба богатых вельмож иногда достигали в плане размеров 60 м. по длинной стороне и 40 м. – по короткой.

В период Древнего царства с появлением первых династий фараонов возникает потребность как то выделить их гробницы из общей массы мастаба. Вначале просто увеличивали размеры мастаба в плане. Затем, около 3000 г. до н.э. была построена первая из известных нам пирамид – ступенчатая пирамида фараона Ш династии Джосера в Саккара, недалеко от Мемфиса. Известно и имя автора комплекса этой пирамиды – Имхотеп.

В отличие от мастаба, имеющих сырцовое ядро, пирамида построена из каменных тесаных блоков. Возможно, форма ступенчатой пирамиды появилась в результате многократного повторения формы мастаба, как бы поставленных друг на друга. Это вполне вероятно, так как пирамида имеет не квадратный, а прямоугольный план. Ее высота около 60 м., площадь участка – 15 га. Комплекс заупокойных сооружений, в который входит пирамида Джосера, окружен каменной оградой. Здесь находятся заупокойные храмы, захоронения членов семьи фараона, площадки и дворы для ритуальных действий.

Однако, ступенчатая форма пирамиды существовала в Египте не долго, хотя она очень удобна с точки зрения технологии возведения. Очевидно, египтяне стремились к максимальной монументальности формы, а членение объема на ступени измельчает его масштаб. Поиски более монументальной формы демонстрирует более поздняя пирамида фараона Снофру в Медуме. Она имеет всего 3 ступени, причем, нижняя намного выше остальных, и угол наклона граней круче, чем в пирамиде Джосера.

Но, очевидно, такая форма обладала низкой самонесущей способностью: на нижней ступени появились глубокие трещины и осыпания углов. Тяжесть монолитной массы камня не позволяла увеличить высоту пирамиды. Другая пирамида фараона Снофру в Дашуре имеет форму шатра,– в верхней части наклон ее граней меняет угол. Но и такая геометрическая форма оказалась неподходящей: со временем грани у основания пирамиды обрушились. На рубеже Ш – П тысячелетий оптимальная форма пирамиды была наконец найдена, что позволило значительно увеличить высоту сооружаемых пирамид.

4. Около 2900 – 2700 гг. до н.э. начинает складываться комплекс пирамид фараонов 1У династии – Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура) недалеко от современного селения Гиза в нескольких десятках километров к северу от Мемфиса. Они по праву стали позже считаться первым из семи чудес света. В этих сооружениях, как в настоящих произведениях архитектуры, были решены все поставленные задачи: художественно-образная, функциональная и конструктивная.

Геометрия пирамиды предельно проста. В основании ее лежит квадрат, четко ориентированный по странам света. Грани пирамиды сходятся под углом около 51 градуса. Очевидно, этот правильно найденный угол наклона граней и явился залогом их небывалой долговечности. Этот угол соответствует углу естественного осыпания материала с определенным удельным весом, он образуется под действием естественной силы земного притяжения и способствует оптимальному распределению нагрузки на основание пирамиды. Кроме того, если в более древних пирамидах погребальная камера находилась, как и в мастаба, глубоко под землей, то в пирамидах Гизе погребальные камеры и коридоры, а также ложные ходы были расположены непосредственно в массиве пирамиды.

Самая большая пирамида фараона Хеопса имеет высоту около 147 м., сторону квадрата основания – 230 м. На ее сооружение в течение 20-ти лет пошло около 2 млн. 300 тыс. каменных блоков весом в среднем 2,5 т. каждый. Блоки эти вырубались вручную в каменоломнях, находившихся на другом берегу Нила. Сверху пирамида была облицована отполированными плитами из белого камня. Известно имя автора пирамиды Хеопса – это зодчий Хемиун (Хемон), сохранился его скульптурный портрет.

Планировка комплекса пирамид в Гизе построена по единому, геометрическому плану, несмотря на разновременность строительства самих пирамид (на протяжении жизни трех поколений одной династии). Прямая, соединяющая юго-восточные углы пирамид, имеет угол наклона 45 градусов к направлению восток-запад. Длины сторон квадратных оснований используются как модули при разбивке плана композиционных осей пирамид.

Кроме больших пирамид в комплекс входят также заупокойные храмы, малые пирамиды и мастаба приближенных и членов семьи фараонов, а также – большой сфинкс Хефрена высотой около 20 метров.

 

5. Древнейшие египетские храмы - это заупокойные сооружения, входящие в комплекс пирамиды фараона. Из-за несовершенства орудий труда (железо еще только начало появляться) строительство больших сооружений из обработанного камня было затруднено, архитектурные формы еще были несовершенны.

В комплексе пирамиды Джосера в Саккара кроме пирамиды есть целая система взаимоперетекающих пространств: большой двор перед пирамидой, двор храма Хеб-Сед, дворы пред гробницами двух дочерей фараона. Заупокойный храм фараона занимает в композиции комплекса малозаметное и подчиненное положение. Это абсолютно глухой снаружи прямоугольный

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.