г) дать тавегил в виде сиропа 2 мл (2 раза в день);
д) вызвать врача для решения вопроса о госпитализации ребенка.
3. Техника измерения температуры тела у детей раннего возраста согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №18.
Ребенок 13 лет страдает язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки, неоднократно находился на лечении в стационаре. Утром, собираясь в школу, заметил у себя темный дегтеобразный стул. Появилась слабость, головокружение, шум в ушах.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления.
д) срочно вызвать бригаду скорой помощи для госпитализации больного.
3. Техника измерения А/Д согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №19.
Ребенок в возрасте 10 лет во время игры ударился грудью. Жалуется на боль в груди, при кашле выделяется кровянистая мокрота.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику измерения температуры тела у детей различного возраста, графическую регистрацию.
Эталоны ответов
1. Легочное кровотечение.
2. Алгоритм неотложной помощи:
а) строгий постельный режим;
б) положение в постели с приподнятой верхней частью тела;
в) холод на грудную клетку;
г) при умеренной кровопотере до 15 мл/кг переливают 10 мл/кг крови или 15 мл/кг реополиглюкина в сочетании с солевыми растворами в дозе 10 мл/кг, при кровопотере 16-25 мл/кг. Показано переливание плазмозаменяющих растворов и свежей донорской крови в соотношении 2:1;
д) при обильной кровопотере переливание 26-35 мл/кг в соотношении 1:1 или 1:2;
к) при обильном кровотечении ввести внутривенно 5% раствор аминокапроновой кислоты 1 мл/кг каждые 6 часов;
л) при отсутствии эффекта показано хирургическое лечение;
3. Техника измерения температуры тела у детей различного возраста, графическая регистрация согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №20.
Девочка 5 лет доставлена родителями в поликлинику с указанием на отравление угарным газом. При поступлении состояние крайне тяжелое, дыхание замедленное, типа Чейн-Стокса, периодически появляются тонические и клонические судороги конечностей, тоны сердца глухие. Кожные покровы имеют синюшный оттенок.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику подмывания грудных детей.
Эталоны ответов
1. Отравление окисью углерода
2. Алгоритм неотложной помощи:
а) очистить полость рта и глотки от рвотных масс и слизи. Обеспечить общее согревание;
б) оксигенотерапия в первые минуты 100% кислородом, затем 40-60%;
в) при выраженном бронхоспазме ввести внутримышечно изадрин в разовой дозе 1,5-5 мг с последующим внутривенно введением эуфиллина, преднизолона;
г) посиндромная терапия: противосудорожная, инфузионная, противоотечная, сердечно-сосудистая, борьба с почечной недостаточностью;
д) при нарушении сознания, судорожном синдроме больной нуждается в интубации трахеи и проведении ИВЛ 100% кислородом под постоянным положительным давлением на выдохе;
3. Техника подмывания грудных детей согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №21.
Девочка 4 лет доставлена родителями на ФАП по поводу того, что выпила случайно оставленный в стакане керосин. В момент обследования состояние удовлетворительное, определяется запах керосина изо рта, рвотные массы окрашены в желтый цвет с выраженным запахом керосина. Сознание девочка не теряла, после отравления прошло 10 минут.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику промывания желудка.
Эталоны ответов
1. Отравление керосином.
2. Алгоритм неотложной помощи:
а) обеспечить доступ свежего воздуха, дать увлажненный кислород;
б) промыть желудок через зонд и ввести взвесь активированного угля;
г) госпитализировать ребенка с целью дальнейшего наблюдения за ним.
3. Техника промывания желудка согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №22.
Девочка 7 лет лечится по поводу обострения хронического тонзиллита. Получает бисептол. Врачом было назначено внутримышечное введение пенициллина по 500 тыс. 2 раза в день. Через минуту после введения пенициллина в поликлинике появилась резкая бледность лица, цианоз слизистой оболочки губ, рвота, одышка, судороги, пульс нитевидный. Конечности холодные.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику разведения и внутримышечного введения пенициллина.
в) если по истечении 5 минут состояние не улучшится, внутримышечно ввести преднизолон в дозе 50-60 мл;
г) госпитализация в виду возможного вторичного шока.
3. Техника разведения и внутримышечного введения пенициллина согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №23.
Ребенок 6 лет в связи с заболеванием острым гнойным отитом получал с 17/1 инъекции пенициллина по 350 тыс. 2 раза в день внутримышечно. 22/1 состояние ребенка ухудшилось, температура повысилась до 39º С, появились головная боль, тошнота, зуд, лицо отечное.
На коже груди, живота, поясницы и конечностей появилась обильная уртикарная и местами кореподобная сыпь. Лимфатические узлы (шейные, подчелюстные) величиной с фасоль, плотные и слегка болезненные. Тоны сердца приглушены.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику подсчета частоты сердечных сокращений у детей разного возраста.
в) ввести внутримышечно 50-70 мг гидрокортизона или 30-60 мг преднизолона;
г) госпитализировать ребенка в аллергологическое отделение.
3. Техника подсчета частоты сердечных сокращений согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №24.
Мальчик 12 лет доставлен на ФАП с указанием на отравление атропином. При осмотре отмечается беспокойство, нарушение координации, сухость кожи и слизистых оболочек, гиперемия лица, расширение зрачков, повышение АД, тахикардия.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления у детей .
в) ввести 0,05% раствор прозерина 0,1 мл/год жизни с интервалом 20 минут до стойкого поднятия диастолического АД;
г) провести оксигенотерапию и искусственное дыхание;
д) ввести седуксен 0,1 мл/год ;
3. Техника измерения артериального давления согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №25.
Ребенок, 7 лет, находится у невропатолога по поводу эпилепсии. Принимал ежедневно таблетки фенобарбитала. На каникулы уехал в деревню к родственникам, забыл взять таблетки фенобарбитала. Вечером после игры в футбол появились клонико-тонические судороги.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику проведения искусственного дыхания «рот в рот».
г) если судороги не купируются, ввести ГОМК 20% в дозе 70-100 мг/кг внутривенно;
3. Техника проведения искусственной вентиляции легких «рот в рот» согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №26.
Мальчик 12 лет выпил 3 таблетки димедрола. Через некоторое время появились двигательное и психическое возбуждение, гипертермия, жажда, гиперемия лица и верхней части туловища. Кожа сухая, бледная, зрачки расширены, горизонтальный нистагм, судороги.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику проведения непрямого массажа сердца.
Эталоны ответов
1. Отравление антигистаминными препаратами.
2. Алгоритм неотложной помощи:
а) промыть желудок;
б) поставить очистительную клизму;
в) с целью форсированного диуреза ввести внутривенно 5% раствор глюкозы, физ. раствор по 150 мл, лазикс 2 мг/кг в сутки;
г) с целью купирования судорог ввести 0,5 % раствор седуксена 1 мл;
д) госпитализировать ребенка в реанимационное отделение;
3. Техника проведения непрямого массажа сердца согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №27.
Коле 6 лет, остался один дома. Достал домашнюю аптечку, в которой были разные лекарственные препараты, в том числе таблетки быстрорастворимого аспирина. Он растворил несколько таблеток в стакане воды и выпил. Пришла мама. Коля стал жаловаться на шум в ушах, ему хотелось спать. При общении с ребенком мама отметила спутанное сознание, неожиданно началась рвота, мальчика начало лихорадить.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику промывания желудка на фантоме.
3. Техника промывания желудка согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №28.
Вызов к ребенку 2-х месяцев. В течение дня была рвота 5 раз, стул 10 раз водянистый. Температура 38º С градусов. Состояние тяжелое, ребенок вялый. Кожа сухая бледная, складки расправляются плохо, снижен тургор мягких тканей, большой родничок запавший.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику подготовки системы для внутривенного капельного введения.
б) оральная регидратация из расчета 130 мл/кг массы тела с учетом в/в капельного введения жидкости (регидрон, глюкосалан);
г) срочно госпитализировать в инфекционную больницу;
д) в очаге карантин на 7 дней, провести дезинфекцию, наблюдайте за контактными, провести забор материала для бак. посева на кишечную группу.
3. Техника подготовки системы для внутривенного капельного введения жидкости согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №29.
Вызов на дом машины “скорой помощи” к ребенку 3-х лет, болен третий день, за медицинской помощью не обращались. Ночью поднялась температура до 38,5 º С градусов, ребенок проснулся, стал беспокойным, появился лающий кашель. При осмотре в зеве отмечается гиперемия зева, затруднен вдох.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику выполнения ножной ванны.
Эталоны ответов
1. ОРВИ, ложный круп.
2. Алгоритм неотложной помощи.
а) успокоить ребенка, обеспечить приток свежего воздуха, обрызгать прохладной водой;
б) дать теплое щелочное питье (молоко с минеральной водой);
г) после снижении температуры провести паровые ингаляции;
д) наложить горчичники на грудную клетку и икроножные мышцы;
е) госпитализировать в специализированное отделение;
3. Техника выполнения ножной ванны согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №30.
Мальчик 13 лет случайно выпил раствор уксусной кислоты. Мама вызвала скорую помощь. При осмотре отмечаются рвота, слюнотечение, болезненное глотание.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику кормления ребенка через зонд.
Эталоны ответов
1. Отравление уксусной кислотой
2. Алгоритм неотложной помощи.
а) провести премедикацию 1% раствором промедола,1,0 мл, внутримышечно.
б) промыть желудок холодной водой с вазелиновым маслом или белковым раствором.
в) срочная госпитализация в хирургическое отделение для профилактики возможных осложнений (ожогового шока, кровотечения);
3. Техника кормления ребенка через зонд согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №31.
Девочка 12 лет поела жареные грибы. Через 6 часов внезапно появились боли в животе, профузный понос с примесью крови, судороги. При осмотре состояние девочки тяжелое, температура тела 35,2º С, сознание не нарушено, кожа слегка иктерична, А/Д 80/40, печень выступает из-под края реберной дуги на 1,5-2 см, болезненна при пальпации.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику выполнения очистительной клизмы.
Эталоны ответов
1. Отравление бледной поганкой.
2. Алгоритм неотложной помощи.
а) промыть желудок;
б) дать солевое слабительное, ввести взвесь активированного угля через зонд;
в) сделать очистительную клизму;
г) срочная госпитализация в реанимационное отделение;
3. Техника выполнения очистительной клизмы согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №32.
На ФАП поступил ребенок 2-х лет, который съел несколько таблеток бисептола. При осмотре отмечаются тошнота, рвота, анорексия, слабость, боли в животе, головокружение.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику внутривенного введения лекарственных препаратов.
Эталоны ответов
1. Отравление бисептолом.
2. Алгоритм неотложной помощи.
а) промыть желудок через зонд, дать солевое слабительное.
б) провести оксигенотерапию увлажненным кислородом;
в) госпитализировать ребенка в реанимационное отделение для проведения форсированного диуреза и профилактики острой почечной недостаточности;
3. Техника в/ введения лекарственных препаратов согласно алгоритму выполнения манипуляции
Задача №33.
Вызов к ребенку 10 лет. Перенес 1 год назад повторную ревматическую атаку. Периодически жалуется на боли в области сердца, одышку при подъеме на лестницу, быструю утомляемость. В последнее время состояние резко ухудшилось, появились отеки на ногах.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
3. Техника постановки сифонной клизмы согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №34.
Ребенок 13 лет съел мясные консервы, приготовленные в домашних условиях. Через некоторое время появились рвота, боли в области желудка, сухость во рту, жажда, расстройство зрения, нарушение глотания и движения языка.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
а) промыть желудок раствором калия перманганата 1:5000 или 2% раствором натрия гидрокарбоната (убедиться, что зонд находится в желудке);
б) сделать очистительную, а затем сифонную клизму 1-2% раствором натрия гидрокарбоната;
в) дать слабительное 10-20 г магния сульфата на 1/2 стакана воды.
г) ввести подкожно кордиамин 1,0 мл;
д) срочно госпитализировать в инфекционный стационар с целью введения противоботулинической сыворотки и инфузионной терапии (капельное введение гемадеза, реополиглюкина, глюкозо-солевых растворов, плазмы);
3. Техника постановки сифонной клизмы согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №35.
Девочка 5 лет страдает пищевой аллергией, под Новый год без спроса съела целую плитку шоколада. Через 30 минут поднялась температура до 39,0º С, на коже появилась обильная папулезная сыпь, которая сопровождалась сильным зудом.
Задания
1. Какое состояние развилось у ребенка?
2. Составьте алгоритм действий оказания «0-3» на догоспитальном этапе лечения.
3. Продемонстрируйте технику обработки кожных покровов ребенку раннего возраста.
3. Техника обработки кожных покровов ребенка раннего возраста согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №36.
Фельдшера ФАПа вызвали к ребенку 8 мес. Болен со вчерашнего дня, появились срыгивания, рвота многократная, частый, жидкий водянистый стул с примесью слизи. Состояние ребенка тяжелое. Температура 38,0º С, вялый, адинамичный. Кожа бледная, сухая, эластичность снижена. Видимые слизистые сухие, яркие. Большой родничок запавший, черты лица заострились. Частота дыхания 52 в 1 мин., пульс 120 уд./мин, слабого наполнения, тоны сердца глухие. Живот умеренно вздут, мочится редко.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи
3. Провести расчет количества жидкости, которое необходимо вводить ребенку?
Эталоны ответов
1. Кишечный токсикоз с эксикозом. Коли инфекция.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) на догоспитальном этапе начить проведение оральной регидратации раствором регидрона по чайной ложки через каждые 4 минуты (расчет жидкости 50 мл/кг).
б) ввести внутривенно капельно из расчета 100 мл/кг массы 5% раствор глюкозы, 20% раствор альбумина, физ.раствор;
в) ввести ампициллин из расчета 100 мл/кг массы тела в сутки;
г) ввести раствор ККБ 50 мг в систему внутривенно;
д) госпитализировать ребенка в ЦРБ в сопровождении медицинского работника;
3. Техника проведения расчета количества жидкости для парентерального введения согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №37.
Вы — фельдшер бригады «Скорой помощи». Вызов к ребенку 8 лет. Примерно 40 мин. назад поел копченую рыбу, и вскоре в области губ появилось ощущение покалывания, а затем их отечность.
На момент осмотра: состояние средней тяжести, отмечается значительная ограниченная отечность верхней губы. На коже туловища единичные уртикарные высыпания, сопровождающиеся зудом.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи
3. Продемонстрируйте технику антропометрических измерений у детей разного возраста.
д) при неэффективности лечения ввести преднизолон 60 мг внутримышечно.
3. Техника антропометрических измерений у детей разного возраста согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №38.
Ребенок 10 лет, страдающий сахарным диабетом, получает инсулин. После одной из инъекций инсулина ребенок пожаловался на сильную головную боль, общую слабость, дрожание конечностей, потливость, чувство голода.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи
3. Продемонстрируйте технику внутривенного введения 40% раствора глюкозы на фантоме.
Эталоны ответов
1. Гипогликемическое состояние.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) дать ребенку выпить стакан сладкого чая, съесть кусочек сахара, белой булочки.
б) если состояние не улучшится, ввести внутривенно струйно 40 % раствор глюкозы
в) госпитализировать ребенка в детское эндокринологическое отделение.
3. Техника внутривенного введения 40% раствора глюкозы согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №39.
Вы — фельдшер ФАПа на вызове у ребенка 4-х месяцев. Сегодня внезапно утром у него повысилась температура до 39,0º С, стал беспокойным, отказывается от груди, на коже появилась сыпь.
При осмотре: состояние тяжелое, вялый, окружающим не интересуется, температура 40,0º С, кожные покровы бледные, высыпания геморрагические, звездчатого характера, размером 3-5 мм., располагаются на ягодицах, бедрах, голенях, веках. Тахикардия. Приглушенность тонов сердца. При любом прикосновении ребенок беспокоится, плачет.
Эпид. анамнез: у матери неделю назад был насморк, першило в горле.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи
3. Продемонстрируйте технику введения 10 мг преднизолона внутримышечно на фантоме.
в) 50% раствор анальгина 0,1 мл/год жизни внутримышечно;
г) срочно госпитализировать в инфекционный стационар.
3. Техника введения преднизолона внутримышечно (10 мл) согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №40.
У девочки 12 лет во время взятия крови из вены на биохимический анализ внезапно появилась слабость, головокружение, тошнота, резко побледнела, кожа покрылась холодным липким потом. Ребенок медленно опустился на пол, потерял сознание. Пульс нитевидный, 60 уд./мин.
А/Д 60/30 мм рт.ст.
Дыхание поверхностное, 20 в 1 мин.
Зрачки расширены, реакция на свет ослаблена.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления, подсчета пульса у детей.
3. Техника взятия крови на биохимический анализ согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №41.
Вы — фельдшер ФАПа. Принимаете роды. У ребенка при рождении отмечалась кратковременная задержка дыхания, в связи с чем, закричал не сразу, легкий цианоз кожных покровов, оценка по шкале Апгар на 1-ой мин. 6 баллов.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.