а) с помощью постоянных уровней “1” и “0” создайте на входах логических элементов все их возможные комбинации. Составьте таблицу состояний (истинности) логических элементов – Y = f(X1,X2,X3...).
б) с помощью осциллографа или мультиметра определите уровни напряжений логических “1” и “0” на выходе логических элементов.
в) соедините последовательно все четыре элемента “И-НЕ” микросхемы 155ЛА3. Подайте на вход соединенных последовательно элементов импульсы с задающего генератора частотой 1 МГц. Сравнивая между собой положение входного импульса и импульса на выходе последнего элемента, определите задержку распространения импульса. Определите задержку, вносимую одним элементом. Задержка определяется на уровне 0.5 от амплитуды импульса. При проведении опыта необходимо использовать двухканальный осциллограф.
г) подайте на вход формирователя F импульсы частотой 0.5 МГц. Выход формирователя подключите к тактовому входу С триггера 155ТВ1. С помощью постоянных уровней “1” и “0” создайте возможные состояния вначале на входах триггера R и S, а затем – J и K. После подачи тактового импульса с формирователя (при нажатии кнопки) с помощью осциллографа определите состояние выхода триггера для каждой комбинации. Составьте таблицу состояний (переключений) RS-триггера и JK-триггера.
д) собрать схему синхронизируемого D-триггера, используя логические элементы. Подключить формирователь импульсов F к тактовому входу триггера. Подавая на вход D уровни 1 и 0, проверить все возможные состояния триггера. Составить таблицу состояний (переключений).
1. Что такое логические операции, и какими элементами они реализуются?
2. Составьте таблицы истинности базовых элементов микросхемотехники И-НЕ и ИЛИ-НЕ.
3. Назовите основные параметры микросхем ТТЛ-логики.
4. Назовите основные параметры микросхем КМОП-логики.
5. Приведите схему, таблицу истинности и временные диаграммы работы асинхронного и синхронного RS-триггеров.
6. Приведите схему, таблицу истинности и временные диаграммы работы JK-триггер.
7. Приведите схему, таблицу истинности и временные диаграммы работы Т-триггера.
8. Приведите схему, таблицу истинности и временные диаграммы работы D-триггер.
Литература:[1], [3], [4].
Лабораторная работа №7.
Исследование счетчиков импульсов
Цель работы: изучение принципов построения и запуска счетчиков импульсов.
Подготовка к работе:Изучить теоретические разделы по теме "Двоичные и недвоичные счетчики".
Порядок выполнения работы
Работа выполняется на лабораторной установке УМ-12.
а) соберите схему формирователя одиночных импульсов F. Подключите выход формирователя F к Т-входу (счет) счетчика импульсов. Установите последовательный вид переноса.
Сбросьте счетчик в нулевое состояние. Подавая одиночные импульсы на счетный вход счетчика заполните счетчик до 4-го разряда включительно (код 1111). Составьте таблицу состояний (переключений) счетчика для всех тактов.
б) соедините выход 5-го разряда счетчика с R-входом (сброс) счетчика. Подайте на V-вход счетчика логическую 1, а на счетный вход триггера импульсы частотой 1 МГц с генератора импульсов.
С помощью осциллографа снимите осциллограммы с выхода 1, 2, 3 и 4 разрядов счетчика. Зарисуйте совмещенные осциллограммы.
Подайте на V-вход счетчика логический 0. Подключите осциллограф к одному из выходов счетчика и объясните полученный результат.
в) соберите счетчик импульсов с заданным коэффициентом пересчета. Коэффициент пересчета определяется как сумма номера Вашей бригады и цифры
г) при построении счетчика используйте дополнительные логические элементы.
Контрольные вопросы
1. Что называется счетчиком импульсов.
2. Приведите схему, таблицу истинности и временные диаграммы работы двоичного счетчика импульсов.
3. Каким образом осуществляется изменение коэффициента пересчета счетчика?