Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М.:1998, с. 21.



Тема. Образование и воспитание как процессы социального наследования

Базовые знания:

  1. Понятие об образовании.
  2. Понятие о воспитании.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

  1. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. – М.: Школьная пресса, 2002.

Дополнительная литература:

  1. Амонашвили Ш.А. О сущности образования в Школе Жизни // Трактат «Школа Жизни». – М.: Народное образование, 1998 (статья прилагается).
  2. Педагогическая энциклопедия (любое издание).
  3. Педагогический словарь (любое издание).
  4. Рубакин Н.А. Что такое образованный, интеллигентный человек? // Основы педагогики / Вульфов Б.З., Иванов В.Д. – М.: УРАО, 1999 (статья прилагается).

Задания:

  1. Изучить рекомендуемую литературу, выписать определения понятий «образование», «воспитание». Принести на занятие найденные определения для анализа. Определить родовое понятие и видовые отличия. На основе полученной информации определить критерии для сравнения, выделить общее и отличия.
  2. Сравнить процессы образования и воспитания
    • по цели (для чего?),
    • по результату (характеристики личности),
    • по содержанию (что осваивает человек?),
  3. Выделить общее и различия.

 

 

Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М.:1998, с. 21.

В силу сказанного следует заключить, что воспитание, питание духовной оси человека, находящегося на пути становления, должно опережать обучение знаниям, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум.

Знания действительно есть сила, но добрая или злая — это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.

Как можно осмыслить понятие Образование? Воспитание как процесс питания духовной оси, требует своих питательных ферментов. Естественно, для питания духовной оси нужны будут не обычные, скажем, биологические вещества, а именно духовные ферменты. Такими могут стать: образы любви, красоты, устремлённости, доброты, преданности, творчества, мужества, мастерства, созидания, сочувствия, радости, сопереживания, благоразумия, нравственности; знания, озарённые сердцем и духом; стремление к благу с помощью знаний, стремление к углублению в знаниях; знания в виде высших законов природы, Вселенной, веществ, Гармонии; высшие творения разных искусств; образы человеческих общений; образы добромыслия, ясномыслия, благомысл) ответственности за свои мысли; образы словесности и речи; образы расширенного сознания, образы целенаправленной деятельности; образы, рождённые в процессе саморазвития, самопознания, самосовершенствования; образы материального и духовного плана; образы, рождённые мировоззрением и верой... А носителем этих ценностей является опять-таки учитель; общаясь с детьми, он постоянно излучает высшие духовно-нравственные и познавательные образы.

Трудно перечислить все возможные источники, которые рождают одухотворённые образы, тем более невозможно перечислить сами образы. Образование потому и есть процесс образоваиия, что он полностью пропитан возвышенными утончёнными образами, питающими душу и сердце Ребёнка. Образование не есть лепка человека с определёнными качествами без участия самого человека, устремлённого по пути развития, взросления и свободы. Образование есть процесс питания души и сердца ребёнка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой культуры и ци­вилизации. Образовательный процесс пропитан этими образа­ми так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в Ребёнке, как необходим воздух для жизни того же Ребёнка.

Для полного понимания той сути понятия Образование, которую вкладывает в него теория гуманно-личностной пе­дагогики, следует воспользоваться ещё одним штрихом — понятием Просвещение. Это понятие тоже всецело принадле­жит становлению духовной сферы человека. Просвещать — значит рассеивать тьму в сердце и душе человека, помогать человеку воспринимать (воспринимать!) мир более широ­ким спектром, радоваться и восхищаться (восхищаться!) явлениями жизни. Понятия Образование и Просвещение в нынешних условиях больше обслуживают номенклатурное содержание, указывая на административно-управленческую систему (министерство образования, министерство просве­щения, система образования, система просвещения и т.д.). Однако своим глубоким смыслом они помогают раскрыть те­орию гуманно-личностной педагогики, определить принци­пиальную направленность образовательного процесса, прин­ципиальное содержание образования.

Образование есть более широкое и многогранное явление, чем Воспитание, Просвещение, Обучение, Учение. Хотя каждое из них может функционировать в большей или мень­шей степени автономно друг от друга, тем не менее все они по сути своей являются составными процесса образования (образовательного процесса). Внутри процесса образования содержание их как бы растворяется, автономия исчезает, и возникает качественно иное педагогическое явление.

С процессом образования может быть сопоставлен суще­ствующий в научной терминологии Педагогический процесс. Процесс образования и Педагогический процесс практически несут в себе одно и то же содержание. Однако абстрактность формулировки "Педагогический процесс" преодолевается формулировкой "Процесс образования" или же "Образова­тельный процесс".

Исходя из правил стилистики, в тексте данного Трактата наряду с превалирующим применением термина "Процесс образования" ("Образовательный процесс") применяется в качестве эквивалента термин "Педагогический процесс".

Школа Жизни есть пространство, насыщенное процессом образования. Он так же прозрачен, как воздух, но так же необходим для её жильцов, устремлённых к развитию, взрослению и свободе, как воздух.

 

Н. А. Рубакин

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.