Определение технического состояния рулевого управления автомобиля ВАЗ-2112 с применением прибора К-526
Цель работы: Ознакомление студентов с методикой проверки рулевого управления по люфту рулевого колеса.
Оборудование и инструмент:
1 Автомобиль ВАЗ-2112.
2 Прибор для проверки люфта рулевого колеса К-256.
Порядок выполнения работы
Ознакомиться с требованиями техники безопасности.
Изучить устройство прибора для проверки люфта рулевого колеса К-256.
Произвести проверку люфта рулевого колеса .
Сравнить измеренные значения с нормативными и сделать вывод о состоянии рулевого управления автомобиля.
Оформить и сдать отчет по лабораторной работе. Отчет должен содержать краткое описание выполненных работ, результаты испытания и выводы по результатам испытаний.
Назначение и устройство стенда
Прибор К-256 предназначен для измерения суммарного люфта в рулевом управлении легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов путем измерения угла поворота рулевого колеса при регламентированном усилии в соответствии с ГОСТ 25478-91
Суммарным люфтом в рулевом управлении считается угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону от исходного положения, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону.
Область применения - обеспечение контроля технического состояния РУ автотранспортных средств при их эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и технических осмотрах на автотранспортных предприятиях, предприятиях автосервиса. на пунктах технического диагностирования, на постах ГИБДД при прохождении технического осмотра АТС .
Работа прибора К-526 основана на измерении суммарного люфта рулевого управления автотранспортных средств посредством счета импульсов оптико-механического датчика утла с отсечкой начала и конца отсчета тензометрическим датчиком, оттарированным на регламентированные усилия в соответствии с ГОСТ 25478-91.
Прибор К-526 (рисунок 1) состоит из .следующих условно разделенных
частей:
- захвата 1 - телескопического, пружинного механизма с зубчатыми рейками, устанавливаемого и фиксируемого на ободе рулевого колеса за счет усилия трения, обеспечиваемого растяжением пружин;
- датчика усилия 2 - узла с тензометрическим датчиком, контролирующим усилия, прикладываемые к рулевому колесу автотранспортного средства в процессе измерения люфта РУ;
- блока 3 - электронного блока обработки и отображения информации с органами управления и оптико-механическим датчиком измерения угла:
- шнура питания 4 со штекером, устанавливаемым в гнездо прикуривателя, для подключения прибора к источнику постоянного тока 12В;
- переходника 5 для соединения шнура питания с плечами источника питания 12 В при отсутствии в автомобиле прикуривателя;
- тяги 6 для обеспечения проведения измерений при наклонах оси рулевой
колонки менее 30 град, от вертикальной оси.
Прибор К-526 устанавливается и фиксируется захватом за внешнюю сторону обода рулевого колеса проверяемого автотранспортного средства, подключается к питанию с помощью шнура со штекером, устанавливаемым в гнездо прикуривателя автомобиля, а при отсутствии прикуривателя - через переходник к клеммам аккумулятора или внешнего источника постоянного тока 12 В.
На электронном блоке устанавливается режим измерения, соответствующий контролируемому транспортному средству.
При повороте прибора К-526 за ручку датчика усилия влево и достижении заданной регламентированной величины усилия датчиком угла начинается отсчет угловой величины люфта, а при повороте рулевого колеса за ручку датчика усилия вправо и достижении регламентированной величины усилия датчик угла заканчивает отсчет.
Обработка информации осуществляется в электронном блоке. Точечные индикаторы (светодиоды) электронного блока выдают команды оператору на прекращение поворота рулевого колеса в левую или в правую сторону. Результаты измерения отображаются на цифровых индикаторах блока.
Рисунок 1-устройство прибора К-526
Согласно ПДД РФ Суммарный люфт в рулевом управлении автомобиля не должен превышать установленные величины: для легковых автомобилей – 10 градусов; для автобусов и грузовых автомобилей – 20 и 25 (соответственно).