Диагностика автомобилей с карбюраторными двигателями для определения концентрации окиси углерода и углеводородов газоанализатором модели «АТОТЕСТ СО-СН-Т»
Цель работы: Изучение и освоение практических навыков определения концентрации окиси углерода и углеводородов газоанализатором «АВТОТЕСТ».
Оборудование и инструмент:
1 Карбюраторный двигатель.
2 Газоанализатор «АТОТЕСТ СО-СН-Т».
Порядок выполнения работы
Ознакомиться с требованиями техники безопасности.
Изучить устройство газоанализатора «АВТОТЕСТ» и порядок проведения проверок.
Произвести измерения прибором концентрации СО-СН,частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Изучить порядок регулировки карбюратора в случаях превышения окиси углерода нормативного значения.
Оформить и сдать отчет по лабораторной работе. Отчет должен содержать краткое описание выполненных работ, результаты испытания и выводы по результатам испытаний.
Назначение прибора
Газоанализаторы "АВТОТЕСТ-02.02", "АВТОТЕСТ-02.03" (далее по тексту - прибор) предназначены для одновременного определения содержания оксида углерода (СО), углеводородов (СН), в отработавших газах автомобилей, работающих на бензине, газовом и альтернативных видах топлива, а также частоты вращения коленчатого вала .
2 Прибор может применяться при проверке токсичности отработавших газов органами ГИБДД при государственном техническом осмотре автомобилей, комитетами охраны природы при инспекционном контроле, в автохозяйствах, на станциях технического обслуживания и в производстве автомобилей для контроля и регулировки двигателей на соответствие нормам ГОСТ Р 52033-2003.
3 Прибор предназначен для работы в следующих условиях эксплуатации:
1) температура окружающей среды от 0 до 40°C;
2) атмосферное давление от 86,6 до 106,7 кРа ( от 650 до 800 mm Hg );
3) относительная влажность 95% при t = 30°С и более низких температурах без конденсации влаги;
4) рабочее положение прибора - горизонтальное с допускаемым отклонением ±20 градусов;
5) питание прибора от сети постоянного тока напряжением (12,6±2) В или сети переменного тока 220В, 50Гц от выносного блока питания;
6) температура анализируемой смеси на штуцере ВХОД не более 50°С;
7) температура анализируемой смеси на входе в пробозаборник не более 200°С;
8) расход анализируемой смеси не менее 60 л/ч.
Устройство и принцип работы прибора
Принцип действия прибора основан на измерении величины поглощения инфракрасного излучения источника молекулами углеводородов, диоксида углерода и оксида углерода в областях 3,4; 4,25 и 4,7 мкм соответственно.
Проба анализируемого газа поступает в проточную зеркальную кювету, где определяемые компоненты, взаимодействуя с излучением, вызывают его поглощение в соответствующих спектральных диапазонах. Поток излучения характерных областей спектра поочередно выделяется вращающимися интерференционными фильтрами (3,4; 4,25 и 4,7 мкм) и преобразуется в электрические сигналы, пропорциональные концентрации углеводородов, диоксида углерода, оксида углерода (и окиси азота).
Проба анализируемого газа отбирается из выхлопной трубы автомобиля пробозаборным зондом. В рукоятке зонда размещается фильтр грубой очистки, где происходит предварительная очистка газа от частиц сажи и аэрозолей. Далее проба газа направляется к прибору по трубке доставки.
Примечание -При использовании прибора в условиях отрицательных температур (до минус 20°С) рекомендуется использовать обогреваемую трубку доставки, исключающую перемерзание конденсата. В обогреваемой трубке проба газа термостатируется при температуре 35 ±5°С.
Дальнейшая обработка пробы газа происходит в каплеуловителе, совмещенном с фильтром тонкой очистки пробы. В каплеуловителе из пробы отделяется конденсат, который собирается в нижней части фильтра . В фильтре сверхтонкой очистки типа GB 702 производится окончательная очистка пробы газа от мешающих компонентов, которая затем поступает в оптическую кювету узлов.
Конструкция узлов системы пробоподготовки прибора и схема их соединения приведена на рис .
Для исключения дополнительной погрешности от изменения температуры окружающего воздуха и анализируемого газа фотоприемник и оптическая кювета защищены теплоизоляционными оболочками и термостатируются системами стабилизации.
Результаты измерения и служебная информация для пользователя отображается на символьном жидко-кристаллическом дисплее.
Для удобства работы с прибором в ночное время предусмотрена подсветка индикатора.
Источником сигнала с частотой вращения коленчатого вала двигателя автомобиля служит высоковольтный датчик индуктивного типа, устанавливаемый на один из высоковольтных проводов системы зажигания. Частота следования импульсов искрообразователя свечи одного из цилиндров двигателя измеряется и преобразуется
микропроцессором в частоту вращения коленчатого вала независимо от числа цилиндров.
Конструктивно прибор состоит из системы пробоотбора и пробоподготовки, блока преобразования и индикации .
Система пробозабора и пробоподготовки включает пробозаборник 1, совмещённый с фильтром грубой очистки,пробоотборный шланг,фильр тонкой очистки.
На лицевой панели прибора размещены: жидкокристаллический буквенно-цифровой индикатор с подсветкой 1,
отображающий величину концентрации углеводородов 2, окиси углерода 3, в отработавших газах автомобиля,стрелочный прибор показывающий число оборотов вала двигателя; или оптимальной настройки топливной аппаратуры двигателя 4.Тумблер включения побудителя расхода анализируемого газа «Продувка» 5,индикатор расхода пробы анализируемого газа 6,переключатель режима работы «Тахометр/Оптимизатор» 7 ,переключатель режима индикации «CH/O»,регулятоы коррекции нуля «О-СО» и «О-СН» «Грубо и точно» 10 и 9 соответственно,кнопка контроля чувствительности прибора «Контроль» 11.
На задней панели прибора размещены: тумблер включения питания 1,штуцер для подачи пробы газа в прибор ВХОД 2, штуцер для сброса пробы газа из прибора ВЫХОД 3, фильтр тонкой очистки 4,штуцер тонкой очистки «Вход» 5 и «Выход» 6,гнездо для подключения кабеля питания 7,гнездо для подключения кабеля тахометра 8,держатель предохранителя 9.