Поперечное сечение горизонтальных и наклонных выработок в свету должно обеспечивать предусмотренные Правилами безопасности [11] необходимые минимальные зазоры (м), приведённые для различных видов крепи в табл. 9.
Размеры поперечного сечения выработок, закрепляемых податливыми конструкциями крепей, определяются с запасом на их уменьшение в результате сдвижения пород. После осадки (смещения пород) выработки должны иметь требуемые для нормальной работы размеры сечений.
Таблица 9
Минимальные зазоры для различных видов крепей
по СНиП II-94-80
Выработки, вид
транспорта
Расположение
Минимальный размер, м
Примечания
прохода, n
зазора, m
Горизонтальные:
рельсовый
Между крепью или размещённым в выработках оборудованием и трубопроводами и наиболее выступающей кромкой габарита подвижного состава
0,7
-
0,25
0,2
При деревянной, металлической и рамных консрукциях железобетонной и бетонной крепи.
При сплошной бетонной, каменной и железобетонной
крепи
конвейерный с рельсовым
Между крепью и подвижным составом
Между крепью и конвейером
Между конвейером и подвижным составом
0,7
-
-
-
0,4
0,4
Горизонтальные, наклонные:
рельсовый (для перевозки людей в пассажирских вагонетках)
конвейерный
В местах посадки людей в пассажирские вагонетки
Между крепью и конвейером
1,0
0,7
-
0,4
При двусторонней посадке людей в вагонетки проход шириной 1 м делается с обеих сторон
Расстояние от верхней выступающей части конвейера до верхняка должно быть не менее 0,5 м, а у натяжных и приводных головок – не менее 0,6 м
Окончание табл. 2.2
Монорельсовый
Между крепью и наиболее выступающей кромкой габарита подвижного состава или перевозимого груза при скорости движения монорельсового транспорта до 1 м/с.
Между днищем сосуда или нижней кромкой перевозимого груза и почвой выработки или расположенным на почве оборудованием.
0,7
-
0,2
0,4
При скоростях движения более 1 м/с ширина прохода для людей и зазоры должны быть увеличены соответственно до 0,85 и 0,3 м
Конвейерный с монорельсовым или напочвенными дорогами
Между крепью и подвижным составом
Между крепью и конвейером
Между конвейером и подвижным составом
0,7
-
-
-
0,4
0,4
Наклонные:
канатно-кресельные дороги
канатно-кресельные дороги с конвейером
конвейерный с рельсовым
Между крепью выступающей частью оборудования и осью каната.
Между крепью осью каната и конвейером.
Между крепью и конвейером.
Между конвейером и подвижным составом
Между подвижным составом и крепью.
-
-
0,7
-
-
0,6
1,0
-
0,4
0,2-0,25
Зазор должен обеспечиваться на высоте зажима подвески.
При проведении указанных выработок проход для людей допускается иметь со стороны подвижного состава.
В зависимости от вида крепи
Сечение выработки в свету определяется без учета площади выработки, занимаемой крепью и рельсовыми путями (при их наличии). расчет производится по наибольшим габаритам подвижного состава (вагонетки) или доставочных механизмов (конвейера). При этом необходимо сделать проверку, чтобы ширина и высота выработки в незакрепленной части забоя (если отставание крепи более 3 метров) должна соответствовать безопасным условиям работы погрузочной машины, т.е.
m + Lп + n ≥ 2∙(t1 +t2) + m + Lпод + n1 (5.1)
и
hзп + hзаз ≥ h3 + t1 +t2, (5.2)
где m – зазор между транспортным (погрузочным оборудованием и стенкой выработки m ≥ 250 мм);
n – ширина свободного прохода на высоте h (n ≥ 500 мм) в месте работы погрузочной машины;
h – высота свободного прохода, h = 1800 мм;
t1 – толщина крепи;
t2 – толщина затяжки (клина);
Lп, Lпод – соответственно ширина погрузочной машины и подвижного состава;
n1 – ширина свободного прохода в закрепленной части выработки на уровне транспортного оборудования (n1 ≥ 700 мм);
hзп – высота погрузочного оборудования с поднятым ковшом или в рабочем состоянии;
hзаз – зазор между поднятым ковшом и кровлей (крепью) выработки (hз = 200 мм);
h3 – высота выработки от головки рельс до верхняка или кровли.
Различают площади поперечного сечения в свету (размеры выработки в пределах внутреннего контура крепи) и в проходке или вчерне, т.е.размеры выработки с учётом толщины крепи и зазоров между крепью и породным контуром.
С целью единообразия форм и размеров поперечного сечения разработаны типовые сечения выработок при различных видах крепи с учётом применения стандартного транспортного оборудования.