Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА

ЛЕКЦИЯ 6

Целью производственной логистики является оптимизация материальных потоков внутри предприятий, создающих матери­альные блага или оказывающих услуги.

Характерная черта объектов изучения в производственной логистике — их терри­ториальная компактность.

Участников логистического процесса в рамках производствен­ной логистики связывают внутрипроизводственные отношения.

К производственным логистическим системам можно отнести:

• промышленное предприятие;

• оптовое предприятие;

• узловую грузовую станцию;

• узловой морской порт.

В процессе развития НТП многие фирмы, особенно в высокоразвитых странах, начиная с 60-х годов испытали серьезные трудности в повышении эффективности промышленной деятельности. Во многих областях производства создание высокопроизводительных машин и оборудования достигло своего предела.

Во-первых, затраты на разработку и установку более производительного оборудования стали нередко превышать получаемую впоследствии прибыль.

Во-вторых, в условиях складывающегося рынка покупателя усиливается турбулентность рыночных процессов, что ведет в каждом частном случае к дисбалансу между потребностями рынка и организацией производства.

В-третьих, дальнейшее развитие технологической специализации и усложнение комплекса инфраструктурных операций увеличили вероятность и многообразие материальных, финансовых, энергетических, временных и прочих потерь.

Характеристики логистической системы управления ее оптимизация

Поддержание высокой степени производственной интеграции

Стремление к повышению гибкости и адаптации производства к конъюнктуре рынка

Оптимизация потоковых процессов

Повышение пропускной способности производственных мощностей

Запасы в виде мощностей для достижения высокой гибкости и минимизации технологических циклов.

Отказ от избыточных материальных и товарных запасов

Отказ от завышенного времени на выполнение производственных и логистических операций

Преобладание универсального оборудования

Отказ от изготовления продукции, на которую нет заказа покупателей. Снижение партионности, повышение качества производства

Устранение брака

Устранение нерациональных внутрипроизводственных перемещений

 

Цель производственной логистики заключается в точной синхрониза­ции процесса производства и логистических операций во взаимосвя­занных подразделениях.

Задачи производственной логистики отражают организацию управле­ния материальными и информационными потоками не просто внутри логистической системы, а в рамках процесса производства.

В интегрированном виде задачи (функции) внутри производственной логистики могут быть сформулиро­ваны следующим образом:

— планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;

— разработка планов-графиков производственных заданий цехам и другим производственным подразде­лениям предприятия;

— разработка графиков запуска-выпуска продук­ции, согласованных со службами снабжения и сбыта

— установление нормативов незавершенного про­изводства и контроль за их соблюдением;

— оперативное управление производством и орга­низация выполнения производственных заданий,

— контроль за количеством и качеством готовой продукции;

— участие в разработке и реализации производ­ственных нововведений;

— контроль за себестоимостью производства гото­вой продукции.

Большое значение в управлении потоковыми процессами в производственной логистике имеет понятие «задел».

Задел представляет собой запас полуфабрикатов, деталей или сборочных единиц, обеспечивающий нормальную бесперебойную работу всех производственных подразделений предприятия.

По назначению заделы делятся на:

♦ технологические;

♦ оборотные;

♦ транспортные;

♦ страховые.

Тип производства может быть:

♦ единичным;

♦ мелкосерийным;

♦ серийным;

♦ крупносерийным;

♦ массовым.

Характеристику типа производства дополняет характеристика про­изводственного цикла. Производственный цикл— это период времени между моментами начала и окончания производственного процесса применительно к конкретной продукции в рамках логистической сис­темы (предприятия).

Производственный цикл состоит из рабочего времени и времени пе­рерывов при изготовлении продукции.

В свою очередь, рабочий период складывается из:

♦ основного технологического времени;

♦ времени выполнения транспортных и контрольных операций;

♦ времени комплектации.

Время перерывов подразделяется на время межоперационных, меж­участковых и других перерывов.

Длительность производственного цикла во многом зависит от харак­теристики движения материального потока, которое бывает:

♦ последовательным;

♦ параллельным;

♦ параллельно-последовательным.

Кроме того, на длительность производственного цикла влияют также формы технологической специализации производственных подразде­лений, система организации самих производственных процессов, про­грессивность применяемой технологии и уровень унификации выпус­каемой продукции.

Производственный цикл включает также время ожидания. Это интер­вал с момента поступления заказа до момента начала его выполнения.

В процессе организации производства важно изначально определить оптимальную партию изделий.

Оптимальная партия изделий (продукции) представляет собой партию, при которой затраты в расчете на одно изделие составляют минимальную величину.

Для решения задачи выбора оптимальной партии принято считать, что себестоимость продукции складывается из трех компонентов:

♦ прямых затрат на изготовление;

♦ издержек хранения запасов. Абсолютная сумма этих расходов из­меняется пропорционально величине запасов. В то же время в рас­чете на единицу продукции они являются постоянными;

♦ затрат на переналадку оборудования и его простои при смене партии.

Данные затраты независимы от размера партии, но в расчете на еди­ницу продукции уменьшаются при ее увеличении. Отсюда следует, что чем больше размер партии, тем меньше затрат на переналадку. Однако тем больше затраты на поддержание запасов незавершенного производ­ства.

На практике часто оптимальная партия определяется прямым счетом, но при формировании логистических систем более эффективным яв­ляется применение методов математического программирования.

Важное значение имеет степень интеграции заготовительной и про­изводственной логистики, которая проявляется по всему алгоритму производственно-логистических операций. Особенно интересны ее формы при организации снабжения основного производства необходимыми ресурсами. Различают три способа материально-техническо­го обеспечения производственных подразделений:

♦ активная система снабжения;

♦ децентрализованная система снабжения;

♦ транзитная система снабжения.

Сущность активной системы снабжения в том, что выдача, погрузка и \ доставка материальных ресурсов производственным подразделением осу­ществляется службами заготовительной логистики (отдел МТО, склад). Данная система предусматривает:

| • ♦ установление лимитов и графиков доставки материальных ресур­сов;

♦ расчет потребности в погрузочно-разгрузочных и транспортных средствах, установление графиков их работы и рациональных мар­шрутов, расчет размеров партии доставки и т. д.;

♦ контроль за использованием материальных ресурсов в основном производстве;

♦ установление материальной ответственности за сохранность по­ставляемых ресурсов и передачу их материально ответственным лицам.

Сущность децентрализованной системы снабжения заключается в том, что получение, погрузка и доставка материальных ресурсов в ос­новное производство осуществляются силами работников цехов и уча­стков-потребителей.

Для получения необходимых материалов (комплектующих) со скла­дов служб МТО необходимо предварительно оформить требование, в котором должно быть указано количество подлежащих отпуску мате­риалов (комплектующих). В связи с тем что данный вариант снабжения требует больших затрат времени и средств, чем предыдущий, его приме­нение оправдано при получении материалов с небольшой потребнос­тью, разового или случайного производственного потребления. Для со­кращения затрат времени в данном варданте снабжения используется лимитирование отпуска материалов в производство.

Транзитная система обеспечения предусматривает доставку матери­альных ресурсов непосредственно производственным подразделениям, минуя общезаводские склады и заготовительные участки по подготовке ресурсов к производственному потреблению.

Одной из наиболее существенных систем ограничений при формиро­вании логистических производственных подсистем, оказывающих не­посредственное влияние на процесс управления материальными и ин­формационными потоками, является система лимитирования отпуска материалов в производство.

Данная система имеет ряд положительных качеств. Она жестко согла­совывается с заранее установленными производственными заданиями и действует в рамках определенного временного периода. В соответствии с данной системой отпуск материальных ресурсов производственным подразделениям осуществляется на основе разрешенных лимитов. В ло­гистике данная система пользуется заслуженным уважением в силу ряда положительных качеств: она способствует контролю за расходованием материальных ресурсов и соблюдению норм их производственного по­требления, повышает эффективность обеспечения основного производства материальными ресурсами, содействует ритмичной работе произ­водственных подразделений, а также экономии ресурсов. В зависимости от способа снабжения производства лимитирование может осуществ­ляться как службами заготовительной логистики (отдел снабжения), так и службами производственной логистики предприятия (планово-про­изводственный отдел).

Переходящим интегрированным комплексом логистических опера­ций между заготовительной и производственной логистикой является подача материалов на рабочие места.

Данный комплекс включает в себя следующие основные работы:

♦ отбор требуемого материала и комплектация заказа;

♦ погрузку на транспортное средство;

♦ расчет маршрута движения транспортного средства;

♦ перемещение к месту производственного потребления;

♦ разгрузку на рабочем месте;

♦ обеспечение сохранности материальных ресурсов.

Во всех сферах деятельности, но особенно в производственной логи­стике, важнейшее значение имеет система норм и нормативов. В данную | систему включаются как укрупненные, так и детальные нормы расхода \ материалов, энергии, использования оборудования и т. д.

На практике в логистике встречаются даже такие формы, как нормы времени оформления документов, нормы времени принятия решений и др.

От качества норм, от их обоснованности и точности зависит экономи­ческое состояние предприятия. В условиях рынка система норм и норма­тивов является не инструментом административного вмешательства в производственно-хозяйственные интересы структурных подразделений логистической системы и системы производства, а необходимым эле­ментом внутренней организации процесса производства и регулятором внешних взаимоотношений.

В производственной логистике наибольшее внимание уделяется нор­мам расхода. Нормы расхода материальных ресурсов — это максималь­но допустимое количество сырья, материалов, топлива, расходуемое на изготовление единицы продукции определенного качества и выполне­ние технологических операций, в том числе логистических.

Нормы расхода в общем виде выражаются как сумма чистого веса изготовленной продукции или веса материала, входящего в ее состав, и величины приемлемых отходов производства, а также других потерь.

На практике нормы расхода классифицируются.по различным при­знакам. Например:

♦ по степени детализации: сводные и специфицированные;

♦ по объекту нормирования: пооперационные, подетальные, поиз-дельные, поузловые.

На основании норм расхода и производственной программы в логис­тике прогнозируются потребности производства и разрабатываются все

 

Важнейшими нормативными показателями являются:

♦ удельный расход сырья и материалов;

♦ коэффициент использования материалов;

♦ расходный коэффициент;

♦ полезный расход сырья и материалов.

Нормативный полезный расход материала — это масса (объем) мате­риальных ресурсов, образующих готовую продукцию. Он определяется по чертежу изделия и расчетной массе (объему) материала.

Отношение полезного расхода материала к норме расхода называют коэффициентом использования материалов. Данный критерий является одним из показателей эффективности материальных ресурсов, так как чем больше искомый коэффициент, тем полнее использование того или иного материала и меньше отходов производства.

Показатель, обратный коэффициенту использования материалов, называют расходным коэффициентом.

Важную роль играет также показатель удельного расхода, т. е. показа­тель фактического использования сырья и материалов. Он представляет собой количество фактически израсходованного материала на единицу продукции (работ). Определяется делением количества израсходован­ного материала на объем произведенной из него продукции.

Особый статус процесса производства по отношению к другим видам производственно-хозяйственной деятельности предопределяет ряд осо­бенностей производственной логистики. Так, например, производствен­ная логистика — это единственная сфера, в которой материальный по­ток выражается в трех материальных формах. На этапе входа в подсистему — в виде сырья, материалов, комплектующих. На стадии вы­хода из подсистемы производственной в подсистему распределительной логистики — в виде готовой продукции. А в течение самого процесса про­изводства — в виде полуфабрикатов

В некоторых случаях сменяемость форм материального потока про­исходит в рамках двух-трех производственных операций за короткий промежуток времени.

Следует подчеркнуть, что за пределами предприятия понятие «полу­фабрикат» не имеет самостоятельного значения. Это определяет еще одну особенность производственной логистики.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.