1. Выбрать якорь-цепь для исследования согласно варианту табл.3.1.
Задаваемые параметры якорь-цепи Табл.3.1
№ варианта
Якорь-цепь
№1
№2
№3
Расстояния между клюзовой К и якорной Я точками подвески якорь-цепи
По горизонтали а,м
По вертикали в,м
По горизонтали а,м
По вертикали в,м
По горизонтали а,м
По вертикали в,м
0,850
0,400
0,600
0,100
0,850
0,800
0,850
0,350
0,600
0,200
0,850
0,700
0,850
0,300
0,600
0,250
0,850
0,600
0,850
0,250
0,600
0,300
0,850
0,500
0,850
0,200
0,700
0,100
0,850
0,400
0,850
0,150
0,700
0,150
0,850
0,300
0,850
0,100
0,700
0,200
0,850
0,200
0,850
0,050
0,700
0,250
0,850
0,100
0,800
0,350
0,700
0,300
0,800
0,700
0,800
0,300
0,700
0,350
0,800
0,600
0,800
0,250
0,800
0,050
0,800
0,500
0,800
0,200
0,800
0,100
0,800
0,400
0,800
0,150
0,800
0,150
0,800
0,300
0,800
0,100
0,800
0,200
0,800
0,200
0,800
0,050
0,800
0,250
0,800
0,100
0,700
0,350
0,800
0,300
0,700
0,700
0,700
0,300
0,800
0,350
0,700
0,600
0,700
0,250
0,850
0,050
0,700
0,500
0,700
0,200
0,850
0,100
0,700
0,400
0,700
0,150
0,850
0,150
0,700
0,300
0,700
0,100
0,850
0,200
0,700
0,200
0,600
0,300
0,850
0,250
0,600
0,600
0,600
0,250
0,850
0,300
0,600
0,500
0,600
0,200
0,850
0,350
0,600
0,400
0,600
0,100
0,850
0,400
0,600
0,100
Примечание: в табл.3.1 задано 25х3=75 вариантов исследования, из них 3 варианта якорь-цепи и 25 вариантов координат а и в каждой из них. Например, вариант 1.23 означает: первая цифра 1 – № якорь-цепи, вторая цифра после точки, 23 – № варианта расстояний (№ по списку): а = 0.600 м, в = 0.250 м.
2. Произвести запись параметров заданных якорь-цепей:
Исходные параметры якорь-цепей Табл.3.2
№ варианта
№ якорь-цепи
а, м
в, м
3. Произвести предварительную подготовку выбранной якорь-цепи и необходимое оборудование. Для этого:
3.1. – с помощью штангенциркуля произвести замер калибра К мм, якорь-цепи. Для корректности эксперимента замер произвести в нескольких точках (не менее 6-ти) по длине якорь-цепи. Определить среднее значение калибра К=ΣКі/n, где n-число точек замера. Данные замера и вычисления внести в соответствующие графы(3), (4) табл.3.3.
3.2. – с помощью линейки произвести замер длины l, м, якорь-цепи. Замеры произвести по крайним точкам концевых звеньев максимально растянутой якорь-цепи. Данные замера внести в соответствующую графу (5) табл.3.3.
Результаты эксперимента
Табл.3.3
№ пп. (вариант цепи)
Предварительная подготовка
№ замера
Калибр К, мм
n=1-6
Кі (замер)
К,
Длина l, м (замер)
Вес Q, кг (замер)
Погонный вес q, кг/м (6)/(5)
О с н о в н о е и с с л е д о в а н и е
а, (задано по табл.3.1)
в, задано по табл.3.1)
Zправ, м (замер)
Zлев, м (замер)
lправ, м (замер)
lлев, м (замер)
Тм(прав), кг по формуле (1)
Тм(лев), кг по формуле (2)
Т(Q) (прав), кг по формуле (3)
Т(Q) (лев), кг по формуле (4)
αправ, град, по формуле (5)
αлев, град, по формуле (6)
Факти-ческие значения
Т(э), α(э)(замер)
Тправ(э), кг = Ткл (замер)
Тлев(э), кг = Тяк
(замер)
αправ(э), кг = αкл (замер)
αлев(э), кг = αяк
(замер)
Погрешность
эксперимента
ΔТправ=[(16)-(20)]·100% /(16), %
ΔТлев=[(17)-(21)]·100% /(17), %
Δαправ=[(18)-(22)] ·100%/(18), %
Δαлев=[(19)-(23)] ·100%/(19), %
3.3. - произвести юстировку динамометра (установку стрелку на «0» шкалы с помощью арретира). С помощью динамометра произвести замер веса Q, кг якорь-цепи. Определить погонную массу якорь-цепи q = Q/l, кг/м. Данные замера и вычисления внести в соответствующие графы (6), (7) табл.3.3.
4. Основное исследование. Для чего (см. рис. 3.1 , 3.2) :
4.1. – якорную цепь 10 заданного калибра К подвесить на стенде 9 так чтобы верхний (клюзовый) конец якорь-цепи посредством динамометра 8 был закреплен на верхней точке 7 стенда, имитирующей клюзовую точку К. Второй , нижний (якорный) конец якорь-цепи через динамометр 11 подвесить на крючок 12 к штанге в точке Я, имитирующей якорную точку крепления якорь-цепи к якорю. С помощью рукоятки 3 и штанги 5 установить заданные параметры а и в (согласно варианта табл.3.1 из табл.3.2) точек К и Я. С помощью рукоятки 3 зафиксировать данное положение точек.
Примечание: штанга 5 имеет возможность линейного и углового перемещения относительно струбцины 4 и её фиксации с помощью рукоятки 3 в заданном положении, что позволяет закреплять нижний якорный конец якорь-цепи в любой заданной точке стенда. Точками закрепления К и Я якорь-цепи считаются точки соединения динамометров 8 и 11 с якорь-цепью. Расстояния а и в между точками закрепления якорь-цепи должно выдерживаться с точностью ± 0.005 м (± 5 мм).
4.2. – На подвешенной якорь-цепи с заданными расстояниями а и в подвески её концов определить точку М якорь-цепи, находящуюся ниже всех остальных. С помощью линейки 1 произвести замер координат Ζправ и Ζлев точек подвеса К и Я относительно точки М. Замеры внести в соответствующие графы (10), (11) табл.3.3.
4.3. – Отметить мелком точку М, снять якорь-цепь с нижнего динамометра 11 , измерить линейкой 1 длину участков якорь-цепи, расположенных по обе стороны от точки М. Пусть длина участка, расположенного слева от точки М, будет обозначена lлев , м , а участка справа – lправ, м. Данные замеров внести в соответствующие графы (12), (13) табл.3.3.
4.4. – Вычислить расчетные усилия Тм , кг по обе стороны самой низшей точки М натяжения якорь-цепи по формулам [2]:
( 1 )
( 2 )
где Zправ, Zлев , м – высота возвышения точек подвеса правой и левой ветвей якорь-цепи над точкой М.
Полученные вычисления внести в соответствующие графы (14), (15) табл.3.2.
4.5. – Вычислить расчетные усилия Т(Q), кг, соответственно в точках правой К (клюзовой) и левой Я (якорной) подвеса якорь-цепи по формулам [2]:
( 3 )
( 4 )
Данные вычислений внести в соответствующие графы (16), (17) табл.3.3.
4.6. – С помощью клюзового 8 и якорного 11 динамометров замерить фактическиенатяжения Тправ(э) и Тлев(э), кг в соответствующих точках К и Я якорь-цепи. Данные замера вычисления внести в соответствующие графы (20), (21) табл.3.3.
4.7. – Вычислить расчетные углы αправ, αлев , град, наклона к горизонту касательных, установленных в точках К и Я подвеса якорь-цепи, определяются по формулам [2]:
- угол в правой (клюзовой) точке К подвеса равен :
αправ= аrccos , град ( 5 )
- угол в левой (якорной) точке Я подвеса равен:
αлев= аrccos , град ( 6 )
Данные расчета внести в соответствующие графы (18), (19) табл.3.3.
4.8. – С помощью транспортира 2 замерить фактические значения углов αправ(э), αлев(э) ,. Внести фактические значения α в соответствующие графы (22), (23) табл 3.3.
Обработка результатов эксперимента:
Измеренные и вычисленные параметры обрабатываются по формулам (1) – (6) и вносятся в табл.3.3.